Конспект НОД по познавательной деятельности на тему «Знакомство с русской народной игрушкой центральной России.» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Колоскова Виктория Юрьевна

«Знакомство с русской народной игрушкой центральной России.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_igrushkami_tsentralnoy_rossii.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект НОД

           по познавательной деятельности

         на тему «Знакомство с русской народной

                 игрушкой центральной России.» 

    для детей старшего дошкольного возраста

                                                                   

                                                                     Автор:

                                                                              Колоскова В. Ю.,

                                                                              воспитатель МОУ

                                                                               центра развития ребенка № 5


Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательная:
• расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; 
• обобщить представление детей о русских народных игрушках: соломенной кукле, игрушке-свистульке, лошадке-качалке центральной России.
• обогащать и активизировать словарь
Развивающие:
• развивать интерес к русским народным игрушкам ;
• способствовать развитию творческих способностей детей;
• развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду народных умельцев;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
• воспитывать терпеливость, усидчивость.
Оборудование и методическое оснащение:
• русская соломенная кукла, куклы обереги, свистулька из дерева и глины, деревянные лошадки, матрешки, платок.                                                                                                                      • Музыкальна композиция «Ах, ярмарка»                                                                                                  • держит зонтик  с привязанными к нему ленточками                                                                              Предварительная работа:                                                                                                                                 • чтение русских народных сказок                                                                                                               • заучивание стихотворения «Тряпичная кукла»                                                                                                     • знакомство с жизнью русского народа (изба, костюм)

Ход занятия

Воспитатель:
А теперь ребята: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.

Воспитатель:
Ребята сегодня мы поговорим о народных игрушках.
В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки. На посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие.
Да, ребята, русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Народные мастера придумывали всякие игрушки и забавы. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.
Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.
С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А на ярмарке….                                                                                       Звучит музыкальная композиция «Ах, ярмарка» (воспитатель набрасывает на плечи русский народный платок)                                                                                                      Воспитатель:                                                                              
Пожалуйте на весёлую ярмарку! Подходите, да смотрите, какие здесь игрушки
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке?                                                                 Это русская соломенная кукла: называется «стригушка». В России, соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была». Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» можно увидеть в музеях. Они могут быть в женском и мужском облике. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы.                                                                                            

 Игра «Карусель».

 В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит зонтик  с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки.  Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки,).

Воспитатель:                                                                                                                                Ребята, это свистулька, народная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками. У нас с вами водяная свистулька – «соловей». Я немного расскажу об этой игрушке. Хотите узнать, почему они называются игрушки-свистульки?

Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такую игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева.

- Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками.

Сейчас мы в неё нальём немного воды, и тогда будет издаваться особый свист, который похож на соловьиную трель.

Перед следующей игрушкой небольшая физминутка                                                                                                                             Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками — то одной, то другой)
Я лошадка — серый бок! (Повороты, ручки на талии )
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь — прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону — показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок! (Детки кружатся на месте)

Воспитатель:                                                                                                                                               А это Лошадка-качалка является выдающимся творением в истории детских игрушек. В старину лошадка-качалка - была не просто средство для развлечения детей, а также для практики рыцарских навыков будущих воинов.                                                                                                         Лошадки-качалки были очень популярны среди богатых слоёв населения и использовались для обучения верховой езды на лошадях.                                                                                                         Вскоре они стали популярными игрушками. Лошадь-качалку производили в основном из дерева, сёдла и уздечки, делали из кожи, использовали стеклянные глаза и настоящий конский волос для гривы и хвоста.                   В современном мире, лошадка- качалка остаётся одной из любимых игрушек детства. Это игрушка, знакомая с детства ещё нашим прабабушкам. Лошадка- качалка - одна из самых старинных детских забав. Она доставляет ни с чем несравнимые минуты радости маленьким наездникам.                                                                                                                                       Воспитатель:                                                                                                                                            ребята, какие игрушки вы сегодня увидели на ярмарке? (ответы детей)                                                                Воспитатель:                                                                                                                                              какое основное назначение соломенной куклы?   (ответы детей)                                                                                                                                                    Воспитатель: где в современном мире можно увидеть этих кукол?   (ответы детей)                                                                                                                                                                                                музее.                                                                                                                                      Воспитатель:                                                                                                                                                      из какого материала делали игрушки свистульки?    (ответы детей)                                                                             Воспитатель: почему детям нравилась игрушка свистулька?  (ответы детей)                                                                                                                                               Воспитатель:                                                                                                                                                   как делали глиняные свистульки?    (ответы детей)                                                                                                                                                                                                                                                            Воспитатель:                                                                                                                                                  чем в старину была лошадка – качалка для детей?  (ответы детей)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                                                     Таким образом, народная игрушка -  это игрушка, в которую играл и играет наш народ. Игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Народная игрушка – это не просто красивый сувенир, - она несёт в себе всё богатство, мудрость и ценности, которые вложили наши предки в её создании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...

Сценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. ...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русских народных сказок "Путешествия Зайки" для детей старшего дошкольного возраста.

Данное представление - попурри из русских народных сказок. В него вошли 8 сказок: Заяц - хваста;Заюшкина избушка;Колобок;Бобовое зёрнышко;Бычок - смоляной бочок;Курочка - Ряба;Гуси - лебеди;Колос...

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дружба краски и воды » применением техники эбру для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дружба краски и воды » применением техники эбру для детей старшего дошкольного возраста ...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...