Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Говорящие пальчики»
рабочая программа (младшая группа)

      Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon titulnyy_k.pdf387.9 КБ
Файл 0010674e-e17a32b5.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности

«Говорящие пальчики»

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:                                                                              

Кучер Людмила Леонидовна

воспитатель

Программа кружка «Говорящие пальчики»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

      Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

        Актуальность  заключается  в  том,  что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей  младшего  возраста  способствует  формированию  интеллектуальных способностей,  речевой  деятельности,  психического  и  физического  развития ребёнка.  

        Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

         Задачи:

 Создать  условия  для  накопления  ребенком  практического  двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Обучающие:

  1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
  2. Знакомить детей с названием пальчиков
  3. Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  4. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
  5. Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

        Формы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения  для  развития  тактильной  чувствительности  пальцев  и  кистей рук.

        Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики;

- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

        Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность
  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Оценочные материалы

Диагностирование направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.

Падают, падают, листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.

ОЦЕНКА

1-й показатель — управление руками (плавность движений).

Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.

Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.

Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.

2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».

Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.

Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.

3-й показатель  управление пальцами рук – «Семейка»

Низкий уровень — ребенок выполняет движения несинхронно или только на одной руке, или открывает сразу по  два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.

Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок. Результаты заносятся в таблицу.

Список детей:

Перспективное планирование кружка

Октябрь

Первая неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2.Игра «Большие и маленькие листочки»

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

 1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).

3.Пальчиковая игра «Компот».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в  дырочку.

3.Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Четвертая неделя.

1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Собери орешки для белочки»

 Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.

3.Пальчиковая игра «Белочка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Ноябрь

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (подарки  для белочки: грибочки орехи).

3. Пальчиковая игра «Грибы».

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.

Вторая неделя.

1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

3.Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Третья неделя

1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Пальчиковая игра «Домик».

3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». 

(Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

4.Пальчиковая игра «Зайчик».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3.Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Декабрь.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.

3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай»(Катание катушек по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Мы повесим шарики». 

Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».

2. Пальчиковая игра «Фонарики».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бусин на нитку.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков теннисным шариком.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).

3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Январь.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж) «Этот мячик не простой».

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.

3. Пальчиковая игра «Снежок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.

2. Игра «Снежные хлопья».

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».

3. Пальчиковая игра «Медвежонок».

Цель: Развивать координацию общих движений.

Февраль.

Первая неделя.

1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2.Пальчиковая игра «Варежка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.

Вторая неделя.

1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. Игра «Ежики и ежата» (вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков «Колечко».

Цель: стимулировать активные точки  пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.

2. Пальчиковая игра «Рыбки».

3. Пальчиковая игра «Лодочка ».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Март.

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков и перебирание бусин. 

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3. Пальчиковая ирга «Помощники».

Цель: Развивать моторику пальцев.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».

2. Игра «Светит солнышко».

 Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

Цель: стимулировать активные точки  пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.  Пальчиковая игра «Птичка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

Четвертая неделя.

1.Массаж рук  «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки  пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Апрель.

Первая неделя.

1. Массаж  пальчиков  «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки  пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

3. Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук.

Вторая неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Светит солнышко» (разложить  лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1.Массаж крупными бусинами.

2. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».

 Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

4. Пальчиковая игра «Кто приехал?»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».

3. Игра «Я рисую»  (на подносе манная крупа).

4. Пальчиковая игра «Семья».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Май.

Первая неделя.

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

3. Пальчиковая игра «Дарики - дарики».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. «Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».

Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.

2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»

(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.

4. Пальчиковая игра «Топ-топ».

 Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя.

1.Игра  «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.

2. Игра «Чудесный  мешочек».

 Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).

3. Пальчиковая игра «Дождик лей».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя.

1.  Игра «Красивый одуванчик» (вставить  спички в пластилиновый комочек.)

2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».

3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Литература:

1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.

2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.

3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.

4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.

5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет

       Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

                                    Пояснительная запискаНародно-прикладное искусство возникло на заре ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»                  ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» адресована педагогам дошкольных учреждений по развитию у детей среднего и ст...