Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя, старшая группа)

Мартикян Тагуи Варужановна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» адресована педагогам дошкольных учреждений по развитию у детей среднего и старшего дошкольного возраста мелкой моторики и творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_volshebnye_palchiki_gotovaya.docx140.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №118

«Детский сад комбинированного вида»

Принята на заседании педагогического совета

от «____» __________________ 2022 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №118 «Детский сад комбинированного вида»

_____________ Л.В. Шатравина

Приказ № ______от «____» _______ 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Мартикян

Тагуи Варужановна,

воспитатель

г. Кемерово, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ………………………………………………………………

3

1.1.Пояснительная записка………………………………………………….

3

1.2. Цель и задачи программы………………………………………………

5

1.3. Содержание программы………………………………………………..

13

1.4. Планируемые результаты………………………………………………

27

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………….

28

2.1. Календарный учебный график…………………………………………

28

2.2. Условия реализации программы………………………………………

37

2.3. Формы аттестации / контроля………………………………………….

38

2.4. Оценочные материалы………………………………………………….

38

2.5. Методические материалы………………………………………………

39

2.6. Список литературы……………………………………………………

40

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» имеет художественную направленность и составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •   Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  •  Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  •  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
  •  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  •  Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  •  Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
  •  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);
  •  Устав МБДОУ № 118 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово и локальные акты учреждения.

Уровень программы – стартовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой  активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями, многообразием материалов, используемых в изготовлении поделок, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Дошкольники получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление и речь. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность

Ребенок данной возрастной группы (3-6 лет) совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественного творчества. В этом возрасте закрепляются и активно совершенствуются умения и навыки в изображении и украшении форм, предметов. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, Дети активно используют в творческой деятельности самодельные инструменты, природные и бросовые материалы

Нетрадиционный подход к изготовлению поделок своими руками, дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное - самовыражаться.  

Используемые нетрадиционные техники помогают развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности детей. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души.

Новизна и отличительная особенность программы

В системе работы используются нетрадиционные методы, самодельные инструменты, природные и бросовые материалы, которые доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве подручных материалов.

Отличительные особенности программы 

Данная программа направлена на:

  • формирование и развитие художественных и творческих способностей детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет;
  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • выявление и развитие творческих способностей воспитанников;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
  • формирование общей культуры воспитанников.

Программа предусматривает:

  • Развитие творческих способностей.
  • Нетрадиционные техники.
  • Художественное развитие.
  • Познавательное развитие.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей от 3 до 6 лет. Комплектация группы: 7-10 детей. Набор детей производится в свободном порядке.

Объем и срок усвоения программы.

Общее количество учебных часов – 37 часов 30 минут  . Срок освоения программы - 1 год обучения.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия:

- младший дошкольный возраст – 20 минут;

- средний дошкольный возраст – 25 минут;

- старший дошкольный возраст – 30 минут.

Программа подразделяется на разделы, по возрастам:

Первая группа дети 3–4 лет, младший дошкольный возраст;

Вторая группа обучения дети 4–5 лет, средний дошкольный возраст;

Третья группа обучения дети 5–6 лет, старший дошкольный возраст.

Для каждого возраста составлен свой учебно-тематический план.

Форма обучения – очная.

1.2. Цель и задачи программы

 

Цель программы:

Развитие творческих способностей воспитанников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, взаимопомощи, взаимовыручки, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Задачи программы:

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки в обработке различных материалов;

- обеспечить дошкольников дополнительными знаниями и умениями по трудовому обучению;

- пробуждать интерес к творческой и досуговой деятельности;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- научить правилам техники безопасности при работе с инструментами и разным бросовым материалом;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в парах, подгруппах, в коллективе;

  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

Первая группа детей 3-4 лет

№ п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

1 час 20 мин

0.20 мин

1час 00 мин

1

Тема 1.1. «Семейство ежей»

 (из шишки и пластилина)

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

2

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдения

выставка

3

Тема 1.3. Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

4

Тема 1.4. Аппликация «Осенняя открытка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

1 час 20 мин

0.20 мин

1час 00 мин

5

Тема 2.1. «Бабочка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

6

Тема 2.2. «Черепашка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

7

Тема 2.3. «Сова»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

8

Тема 2.4. «Золотая рыбка»

из пластилина

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

1 час 20 мин

0.20 мин

1час 00 мин

9

Тема 3.1. «Тучка» из ваты

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

10

Тема 3.2. «Письмо Деду морозу»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

11

Тема 3.3. «Ёлочка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

12

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

1 час

0.20 мин

0.45 мин

13

Тема 4.1. «Снежинки»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдения

выставка

14

Тема 4.2. Оригами «Бабочка»

0.20

0.5

0.15

наблюдение

15

Тема 4.3. «Барашек»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 5. Различные техники рисования

1 час 20 мин

0.20 мин

1час 00 мин

16

Тема 5.1. «Витраж»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

17

Тема 5.2. «Сердечко» украшенное ракушками

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдения

выставка

18

Тема 5.3. «Миска для котенка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

19

Тема 5.4. Рисунок из акварели «Мой папа - танкист»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 6. Работа с тканью и с нитками

1 час 20 мин

0.20 мин

1час 00 мин

20

Тема 6.1. «Цветок для мам»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюден

21

Тема 6.2. «Пушистики»

0.20

0.5

0.15

выставка

22

Тема  6.3. «Кукла»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

23

Тема 6.4. «Зимний лес»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

1 час 20 мин

0.20 мин

1час 00 мин

24

Тема 7.1. «Леопард»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

25

Тема 7.2. «Варежка»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

26

Тема 7.3. «Бусы» из лапши

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

27

Тема 7.4. «Ромашки»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

1 час 00 мин

0.15 мин

0.45 мин

28

Тема 8.1. Рисование на фольге  «Заяц»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

29

Тема 8.2. «Рыбки»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

30

Тема 8.3. «Одуванчик»

0.20

0.5

0.15

беседа

наблюдение

выставка

ВСЕГО:

10 ч.

 2 ч. 30 мин

7 ч. 30 мин

Вторая группа детей 4-5 лет

№ п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

1 час 40 мин

0.20 мин

1 час 20 мин

1

Тема 1.1. «Ежик» из шишки

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

2

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

3

Тема 1.3. «Солнышко»  из вертолетиков-летучек

0.25

0.5

0.20

наблюдение

4

Тема 1.4. «Сова» из картона и листьев

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

1 час 40 мин

0.20 мин

1 час 20 мин

5

Тема 2.1. «Миска» из глины

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

6

Тема 2.2. «Сердечко с бусинками»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

7

Тема 2.3. «Елочка волшебная» украшенная бисером, бусинами, паетками, пуговицами

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

8

Тема 2.4. «Крендельки»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

1 час 40 мин

0.20 мин

1 час 20 мин

9

Тема 3.1. «Тучка»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

10

Тема 3.2. «Подарок от Деда Мороза»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

11

Тема 3.3. «Елочка»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

12

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

1 час 15 мин

0.15 мин

1 час

13

Тема 4.1. «Волшебные узоры»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

14

Тема 4.2. «Гусеница»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

15

Тема 4.3. «Кошечки и котики»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 5. Различные техники рисования

1 час 40 мин

0.20 мин

1 час 20 мин

16

Тема 5.1. «Коллаж»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

17

Тема 5.2. «Сердечко»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

18

Тема 5.3. «Миска для котенка»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

19

Тема 5.4.  Рисунок из акварели

«Мы защитники Отечества»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 6. Изготовление поделок из ткани и нитей

1 час 40 мин

0.20 мин

1 час 20 мин

20

Тема 6.1. «Цветок для мам» из ниток

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

21

Тема 6.2. «Подвесная птица» из ткани и нити

0.25

0.5

0.20

выставка

22

Тема 6.3. Аппликация «Зимний лес» из кусочков ткани, ваты и нитей

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

23

Тема 6.4. «Варежка» украшенная мехом, звездочками, паетками

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

1 час 40 мин

0.20 мин

1час 20 мин

24

Тема 7.1. «Ромашки» из ватных дисков

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

25

Тема 7.2. «Кукла» из пластиковой вилки (волосы из ниток, платье из ткани)

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

26

Тема 7.3. «НЛО»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

27

Тема 7.4. «Мышка» из скорлупы грецкого ореха

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

1 час 15 мин

0.15 мин

1 час

28

Тема 8.1. «Волшебные цветы»

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

29

Тема 8.2. «Танк» из губки

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

30

Тема 8.3. «Одуванчик» из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки  

0.25

0.5

0.20

беседа

наблюдение

выставка

ВСЕГО:

12 ч 30 мин

2 ч 30 мин

10 часов

Третья группа детей 5-6 лет

№ п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

2

часа

0.20 мин

1 час

40 мин

1

Тема 1.1. «Заяц» из шишки

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

2

Тема 1.2.  «Цыпленок» из сухих листьев

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

3

Тема 1.3. «Осенний букет» из листвы

0.30

0.5

0.25

наблюдение

4

Тема 1.4. «Подсолнухи» из тыквенных семян

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

2 часа

0.20 мин

1 час

40 мин

5

Тема 2.1. «Дерево жизни»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

6

Тема 2.2. «Розочки»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

7

Тема 2.3. «Черепашка»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

8

Тема 2.4. «Веселые ребята»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

2 часа

0.20 мин

1 час

40 мин

9

Тема 3.1. «Декорирование игрушки»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

10

Тема 3.2. «Волшебные снежинки» из макарон

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

11

Тема  3.3. «Дед мороз»

0.30

0.5

0.25

наблюдение

12

Тема 3.4. «Елочные игрушки»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

2 часа

0.15 мин

1 час

15 мин

13

Тема 4.1. «Снежные вершины»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

14

Тема 4.2. «Гусеница»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

15

Тема 4.3. «Кошечки и котик»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 5. Различные техники рисования

2 часа

0.20 мин

1 час

40 мин

16

Тема 5.1. «Коллаж»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

17

Тема 5.2. «Морозные узоры»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

18

Тема 5.3. «Подводный мир»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

19

Тема 5.4. Рисунок акварелью «День Защитника Отечества»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 6. Работа с тканью

2 часа

0.20 мин

1 час

40 мин

20

Тема 6.1. «Закладка»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

21

Тема 6.2. «Яблочки»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

22

Тема 6.3. «Цветик-семицветик»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

23

Тема 6.4. Мороженое «рожок»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

2 часа

0.20 мин

1 час

40 мин

24

Тема 7.1. «Дракончик»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

25

Тема 7.2. «Черепаха» из скорлупы грецкого ореха

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

26

Тема 7.3. Композиция «Ромашки»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

27

Тема 7.4. «Ёжик» из пластилина и с семян подсолнуха

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

Раздел 8 Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

1 час 30 мин

0.15 мин

0.45 мин

28

Тема 8.1. «Рисование на фольге»

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

29

Тема 8.2. «Танк» из губки

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

30

Тема 8.3. «Одуванчик» из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки  

0.30

0.5

0.25

беседа

наблюдение

выставка

ВСЕГО:

15 ч.

2 ч.

30 мин

4 ч.

30 мин

Содержание учебно-тематического плана для детей 3-4 лет

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

(1 час 20 минут)

Тема 1.1. «Семейство ежей» (из шишки и пластилина)

Теория: Чтение сказок и стихов про ёжика, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема примазывания, вытягивания пластилина.

Практика: Дети раскатывают из пластилина «колбаски»,  шарики, используя прием примазывания, вытягивания.

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

Теория: Чтение сказок и стихов про рыбку, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема выполнения аппликации из засушенных листьев.

Практика: Дети выполняют аппликацию из засушенных листьев.

Тема 1.3. Композиция из природного материала «Старичок-Лесовичок»

 Теория: Чтение сказок и стихов, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема работы с природным материалом.

Практика: Дети выбирают листочки и создают композицию.

Тема 1.4. Аппликация «Осенняя открытка»

Теория: Чтение сказок и стихов, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема работы с природным материалом.

Практика: Дети выполняют аппликацию, используя засушенные листья (листья березы, вяза, осины)

 

Раздел 2. Пластика   (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

(1 час 20 минут)

Тема 2.1. «Бабочка из пластилина»      

Теория:  Рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Знакомства с техникой создания аппликации из круп.                         

Практика: Создание детьми аппликации «Бабочка» из крупы.

Тема 2.2. «Черепашка»                

Теория: Работа с иллюстративным материалом, описание изделия        

Практика: Показ способа лепки черепахи, с передачей  характерных особенностей внешнего вида, экспериментирование  с художественными материалами для изображения панциря черепахи.

Тема 2.3.  «Сова»

Теория: Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворение.                                                                            Практика: Создание образа птицы, учитывая ее характерные особенности.  Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки.

Тема 2.4. «Золотая рыбка» из пластилина

Теория: Рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Золотая рыбка». Развитие умения детей  планировать свою работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.

Практика: Создание образа рыбки, передача  её характерных особенностей  (форма, цвет и соотношение частей).

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

(1 час 20 минут)

Тема 3.1.  «Тучка» из ваты  

Теория: Ознакомление с  новыми приемами работы с природным материалом. Рассматривание иллюстраций. Показ способа  создания ритмичных узоров.

Практика: Составление композиции из различных повторяющихся элементов.

Тема 3.2. «Письмо Деду Морозу»

Теория: Отгадывание загадки.  Показ приема передачи образа Деда Мороза, используя шаблон, вату и цветную бумагу.

Практика: Создание детьми образа Деда Мороза, с  использованием шаблона, ваты и цветной бумаги.

Тема 3.3. «Елочка»

Теория: Показ  приема работы с  бумагой (бумагопластика), нанизывания ленты на деревянную шпажку.  Чтения стихотворения  про елочку.

Практика: Создание елочки по образцу

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»

Теория: Демонстрация использования  нетрадиционной техники  работы с нитками (накручивание ниток, смоченных клеем на объемную основу – шар)

Практика: Создание детьми игрушки, с использованием нетрадиционной техники  работы с нитками.

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

(1 час 00 минут)

Тема 4.1. «Снежинки»

Теория: Наблюдение за снегопадом из окна. Показ образца и способа создания снежинки  из белой бумаги, путем сложения бумаги.

Практика: Дети по образцу выполняют работу.

Тема 4.2. Оригами «Бабочка»

Теория: Показ приема вырезывания из бумаги силуэта способом  «гармошка».  Рассматривание иллюстраций.

Практика: Создание детьми оригами «Бабочка», используя новый  прием работы с бумагой.

Тема 4.3. «Барашек»

Теория: Демонстрация  мультфильма о белых барашках, чтение  стихотворения С. Михалкова «Барашки». Показ способа создания аппликации методом сминания в комок бумажной  салфетки.

Практика: Создание аппликации детьми, с использованием нового приема работы.

Раздел 5. Различные техники рисования

(1 час 20 минут)

Тема 5.1. «Витраж»

Теория: Демонстрация новой  техники  работы,  рисование по контуру. Показ иллюстрации.

Практика:  Изготовление витражей.

Тема 5.2. «Сердечко» украшенное ракушками

Теория: Показ способа создания образа предмета  из частей. Чтения отрывка из стихотворения Р. Сефа «Алло! Это море?»

Практика: Рисование детьми  по образцу.

Тема 5.3. «Миска для котенка»

Теория: Показ детям различных картинок котят. Беседа о том, что любят кушать котята и  как выглядит миска для котят.

Практика: Самостоятельное выполнение работы детьми.

Тема 5.4. Рисунок из акварели «Мой папа  - танкист»

Теория: Чтение стихотворения, показ иллюстраций.  Беседа о празднике «День Защитника Отечества», о способах рисования танка акварелью.

Практика: Рисование танка детьми акварелью.

Раздел 6. Работа с тканью и с нитками (1 час 20 мнут)

Тема 6.1. «Цветок для мам»

Теория: знакомство  детей с различными  видами ниток, их качеством. Показ способа создания аппликации с использованием разных видов ниток.

Практика: Создание детьми аппликации.

Тема 6.2. «Пушистики»

Теория:  Беседа с детьми о приеме работы с нитками. Показ создания  образа «пушистика».

Практика: Создание фигурки «пушистика»

Тема 6.3. «Кукла»

Теория: Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы (складывание разноцветных отрезов ткани, сбор ниток  в узел), показ куклы.

Практика: Создание детьми куклы.

Тема 6.4. «Зимний лес»

Теория: Чтение сказки. Показ способа  плетения косички из ниток для создания образа дерева.

Практика:  Создание аппликации детьми, с использованием нового приема.

Раздел 7.  Изготовление поделок из бросового материала

(1 час 20 минут)

Тема 7.1. «Леопард»

Теория: Чтение сказки.  Знакомство с  новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов (клея ПВА и крупы гречка).

Практика: Создание образа леопарда на шаблоне.

Тема 7.2. «Варежка»

Теория: Показ иллюстраций, отгадывание загадки. Показ способа  украшения  варежки мехом,  звездочками, пайетками.

      Практика: Украшение шаблона варежки детьми.

Тема 7.3. «Бусы» из лапши

Теория: Чтение сказки «Бусы»; рассматривание украшений (бус). Показ создания бус из лапши и ниток.

Практика: Создание детьми бус из лапши.

Тема 7.4.  «Ромашки»

Теория: Показ иллюстраций, отгадывание загадок о ромашках. Беседа о знакомом способе создания аппликации путем складывания бумаги «гармошкой»

Практика: Создание композиции детьми.

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

(1 час 00 минут)

Тема 8.1.  Рисование на фольге «Заяц»

Теория:  Демонстрация новой техники работы с  фольгой, метода чеканки на фольге способом продавливания.

Практика:  Создание детьми картинки «Зайка» методом чеканки.

Тема 8.2. «Рыбки»

       Теория: Показ картинок.   Демонстрация  создания образа рыбки методом бумагопластики.   Беседа с детьми об использовании знакомого метода работы

       Практика: Создание детьми образа рыбки методом бумагопластики.

Тема 8.3. «Одуванчик»

      Теория: Беседа с детьми о лете, о цветах одуванчиках, загадывание загадок, рассматривание картинок. Показ создания из пластилина и ватных палочек цветоноса одуванчика, а стебля из пластиковой трубочки.

      Практика: Создание коллективной композиции. Демонстрация работ на выставке.

Содержание учебно-тематического плана для детей 4-5 лет

Раздел  1. Изготовление поделок из природного материала

(1 час 40 минут)

Тема 1.1. «Ежик»  из шишки»

Теория: Рассматривание картинки, задание для детей «Найди ёжика», загадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых методах работы с пластилином и природным материалом.

Практика: Создание поделки «Ежик».

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

Теория: Рассматривание иллюстраций. Показ детям  различных техник изображения предметов  из листьев.

Практика: Создания детьми аппликации  «рыбка».

Тема 1.3. «Солнышко» из вертолетиков-летучек

Теория: Показ  детям картинок,  где из вертолетиков-летучек сделаны различные фигуры и изображения. Показ техники скрепления частей поделки из семян с помощью пластилина.

Практика: Создание детьми поделки.

Тема 1.4. «Сова» из картона и листьев

Теория: Чтение стихотворения  В. Бианки «Сова». Показ детям техники создания образа совы из природного материала, используя  готовые шаблоны.

Практика: Создание поделки детьми.

Раздел  2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) (1 час 40 минут)

Тема 2.1. «Миска из глины»

Теория: Беседа с детьми о свойствах глины, показ лепки   чашки  округлой формы, с использованием стеки.

Практика: Создание детьми поделки по образцу.

Тема 2.2. «Сердечко с бусинками»

Теория: Показ презентации с изображением ювелирных изделий. Беседа о предстоящем празднике День Матери.  Обсуждение  приемов  украшения миниатюрных подвесных украшений.

Практика: Украшение детьми  миниатюрных подвесных украшений.

Тема 2.3. «Елочка волшебная» украшенная бисером, бусинами, паетками, пуговицами

Теория: Показ деревьев из бисера,  различных картинок и презентаций. Показ способов украшения дерева бисером, бусинами, пайетками, пуговицами.

Практика: Создание детьми поделки «елочка» по готовому шаблону.

Тема 2.4. «Крендельки»

Теория: Чтение стихотворения. Беседа с детьми о знакомых приемах лепки: раскатывание жгутика, прижимание. Показ  декорирования  изделия.      

 Практика: Создание детьми поделки.

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

(1 час 40 минут)

Тема 3.1.«Тучка»

Теория: Показ детям различных иллюстраций облаков. Отгадывание загадки. Беседа с детьми о знакомых техниках  использования ваты

Практика: Создание детьми аппликации.

Тема 3.2. «Подарок от Деда Мороза»

Теория: Показ детям различных иллюстраций, чтение стихотворений. Отгадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых способах рисования акварелью.

Практика: Рисование желаемого подарка  от Деда Мороза.

Тема3.3. «Елочка»

Теория: Чтение стихотворения, показ мультфильма. Демонстрация способа  создания образа елки из деталей треугольных геометрических фигур из цветной бумаги.

Практика: Составление детьми аппликативного изображения елочки из треугольников.

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»  

Теория: Беседа о предстоящем празднике. Показ способа создания новогодней игрушки: объемного ребристого шара  из цветной бумаги.

Практика: Создание детьми объемной поделки.

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги (1 час 15 минут)

Тема 4.1. «Волшебные узоры»

Теория: Чтение стихотворения. Обсуждение с детьми знакомых приемов работы с бумагой (скручивание в жгутик креповой  бумаги)

Практика: Создание детьми зимней композиции.

Тема 4.2. «Гусеница» 

Теория: Отгадывание загадки. Беседа с детьми о знакомых приемах работы с бумагой (из бумажных цветных полос).

Практика: Создание детьми поделки.

Тема 4.3. «Кошечки и котики»

Теория: Чтение стих. А. Барто «Котенок»

Показ детям презентации демонстрации создания поделки. Беседа с детьми об использовании знакомых приемов складывания бумаги способом оригами. Инициировать декоративное оформление готовой работы.       

Практика: Создание детьми поделки методом оригами.

Раздел 5. Различные техники рисования (1 час 40 минут)

Тема 5.1. «Коллаж»

Теория: Показ детям презентации алгоритма создания коллажа, Знакомство детей с основным композиционным  построением  изображения.

Практика: Создание детьми  композиций.

Тема 5.2. «Сердечко»

Теория: Показ детям презентации алгоритма выполнения работы. Беседа о знакомых методах украшения готового изделия.

Практика: Создание детьми поделки, последующее  ее украшение.

 Тема 5.3. «Миска для котенка»

Теория: Чтения потешек. Обсуждение с детьми способов  рисования акварелью, приемов украшения миски.

Практика: Рисование детьми миски и ее последующее украшение.

Тема 5.4. Рисунок из акварели «Мы защитники Отечества»

Теория: Беседа с детьми на тему,  кто такие защитники Отечества, чтение стихотворения. Беседа с детьми о знакомых способах рисования акварелью.

Практика: Рисование детьми.  Выставка  «Наша армия сильная»

Раздел 6. Изготовление поделок из ткани и нитей

(1 час 40 минут)

Тема 6.1. «Цветок для мам»

Теория: Чтение сказок и стихов про маму, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Обсуждение с детьми знакомых приемов выполнения аппликации из ткани и нитей.

Практика: Создание детьми поделки.

Тема 6.2. «Подвесная птица»

Теория: Чтение сказок и стихов,  наблюдение за птицами, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Демонстрация способа создания подвесной птицы из ткани и ниток.

Практика:  Создание детьми поделки.

Тема 6.3. Аппликация «Зимний лес» из кусочков ткани, ваты и нитей 

Теория: Чтение сказок и стихов,  отгадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых приемах создания аппликации из кусочков ткани, ваты и нитей.

Практика: Создание детьми аппликации.

Тема 6.4. «Варежка» украшенная мехом, звездочками, паетками 

Теория: Чтение сказок и стихов, беседа о зиме, одежде зимой, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа с детьми о знакомых приемах работы с картоном и ватой, способах украшения.

Практика: Создание детьми поделки.

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

(1 час 40 минут)

Тема 7.1. «Ромашки» из ватных дисков

Теория: Чтение сказок и стихов про ромашку, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ способа создания поделки из одинаковых деталей (из ватных дисков).

Практика: Создание детьми поделки.

 

Тема 7.2. «Кукла» из пластиковой вилки (волосы из ниток, платье из ткани)

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок и просмотр презентации алгоритма выполнения работы (кукла из пластиковой вилки, волосы из ниток, платье из ткани) 

Практика: Создание детьми поделки.

Тема 7.3. «НЛО»

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок,  просмотр презентации алгоритма выполнения работы, способов соединения деталей.

Практика: Создание детьми космического аппарата. 

Тема 7.4. «Мышка» из скорлупы грецкого ореха

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ образца. Обсуждение с детьми алгоритма работы создания мышки.

Практика: Создание детьми поделки.

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

(1 час  15 минут)

Тема 8.1. «Волшебные цветы»

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание  загадок,  показ образца. Беседа с детьми о знакомых техниках работы с бумагой (бумагопластика).

Практика: Создание детьми фантазийного образа цветов.

Тема 8.2. «Танк» из губки

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций военной техники, беседа на тему о предстоящем празднике. Обсуждение с детьми алгоритма создания поделки из губки для посуды и соломки для коктейля.

Практика: Создание детьми поделки «Танк».

Тема 8.3. «Одуванчик»  из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки  

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание   загадок, показ иллюстрации. Беседа с детьми о цветах одуванчиках. Обсуждение с детьми алгоритма создания поделки  (цветоноса из пластилина и ватных палочек, стебля из трубочки)

Практика: Создание детьми поделки.

Содержание учебно-тематического плана для детей 5-6 лет

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

 (2 часа)

Тема 1.1. «Заяц» из шишки

Теория: Чтения стихов про зайца, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ способа раскатывания из пластилина «колбаски»,  шарика, используя прием примазывания, вытягивания.

Практика: Создание детьми образа зайца из шишки.

Тема 1.2. «Цыпленок» из сухих листьев

Теория: Чтение стихов, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ приема   аппликации из засушенных листьев.

Практика: Дети выполняют аппликацию из засушенных листьев по образцу.

Тема 1.3. «Осенний букет» из листвы

Теория: Чтение стихотворения  «Осень», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ приема выполнения  плоскостной аппликации.

Практика:  Выполнение детьми  плоскостной аппликации.

Тема 1.4. «Подсолнух»  из  тыквенных семян

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ иллюстрации с изображением  подсолнухов. Показ создания элементов аппликации цветка из семян.

Практика: Создание детьми  аппликации «Подсолнух».

Раздел  2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

(2 часа)

Тема 2.1. «Дерево жизни»

Теория: Чтение стихотворений о  деревьях, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Знакомство с новым материалом, его свойствами (соленое тесто). Показ способа создания композиции с использованием соленого теста.

Практика: Создание  модели деревьев из соленого теста.

Тема 2.2. «Розочки»

Теория: Чтения стихотворения про «Розу», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ нового способа лепки - скручивание пластилина. Беседа с детьми об известных приемах работы с пластилином (скатывание, расплющивание)

Практика: Создание детьми образа розы из пластилина.

Тема 2.3. «Черепашка»

Теория: Чтение стихотворения про «Черепаху», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа о свойствах глины, показ приема работы создания «черепашки» из глины.

Практика: Создание детьми образа черепахи из глины.

       

Тема 2.4. «Веселые ребята»

Теория: Чтение стихотворений о животных, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа с детьми о приемах создания фигурок из соленого теста.

Практика: Создание детьми коллективной композиции.

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

(2 часа)

Тема 3.1. «Декорирование игрушки»

Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ приёмов декорирования  готовых форм игрушек.

Практика: Украшение детьми игрушки.

Тема 3.2. «Волшебные снежинки» из макарон

Теория: Чтение стихотворения  «Снежинки», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ способа создания снежинки, используя  разные макаронные изделия.

Практика: Составление детьми  композиции из макаронных  изделий.

Тема 3.3. «Дед Мороз»

Теория: Чтение стихотворения про «Дедушку Мороза», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа о методе создания аппликации  с использованием ваты, клея и картона.

Практика: Создание детьми образа Деда Мороза. Работу дополняли с элементами рисования.

Тема 3.4. «Елочные игрушки»

Теория: Чтение стихотворения про ёлку, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа с детьми о методе нетрадиционной техники работы с нитками.

Практика: Создание детьми елочной игрушки, используя объемную основу-шар.

Раздел 4. «Изготовление поделок из бумаги» (1 час 30 минут)

Тема 4.1. «Снежные вершины»

Теория: Наблюдение за снегопадом из окна, чтение стихотворения, показ иллюстраций. Показ создания объёмной композиции из мятой и с жатой бумаги.

Практика: Создание детьми  объёмной композиции.

Тема 4.2. «Гусеница»

Теория: Чтение стихотворения про «Гусеницу», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Демонстрация приема создания образа гусеницы, с использованием  полоски  цветного картона и клея ПВА.

Практика: Создание  детьми образа гусеницы по образцу.

Тема 4.3. «Кошечки и котик»

Теория: Чтение стихотворения про «Кошку», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа с детьми о знакомых приемах работы складывания бумаги.

Практика: Создание образа кошечки с помощью метода оригами.

Раздел 5. Различные техники рисования (2 часа)

Тема 5.1. «Коллаж»

Теория: Просмотр иллюстраций. Показ создания коллажа. Беседа с детьми  о приемах  использования различных техник рисования.

Практика: Коллективное создание детьми коллажа.

Тема 5.2. «Морозные узоры»

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа  о  приемах использования различных техник рисования, знакомство с новой техникой, приемом «вливания одного цвета в другой».

Практика: Рисование морозных узоров.

Тема 5.3. «Подводный мир»

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема работы по заретушированному простым карандашом фону, с помощью ластика.

Практика: Дети изображают подводный мир, используя новую технику.

Тема 5.4. Рисунок акварелью «День Защитника Отечества»

Теория: Чтение стихотворения, показ иллюстраций. Беседа о празднике «День Защитника Отечества». Беседа о знакомых техниках рисования акварелью.

Практика: Рисование детьми, выставка работ.

Раздел 6. Работа с тканью (2часа)

Тема 6.1. «Закладка»

Теория: Чтение стихотворения, показ картинок. Знакомство с новой техникой - плетение.

Практика: Изготовление детьми  по образцу закладки.

Тема 6.2. «Цветик-семицветик»        

Теория: Чтение сказки, показ иллюстраций, отгадывание загадок. Показ нового метода создания поделки, с использованием  элементов  макраме.

Практика: Создание детьми цветка.

Тема 6.3. «Яблочки»

Теория: Чтение стихотворения, показ различных  картинок, отгадывание загадок. Беседа о различных техниках создания поделки.

Практика: Создание детьми поделки «яблочки».

Тема 6.4.  Мороженое «рожок»

Теория: Чтение стихотворения, показ различных картинок, отгадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых приемах работы тканью, об использовании приема плетения косички и закреплении  ее с помощью узелков.

Практика: Создания детьми поделки  «мороженое».

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

 (2 часа)

Тема 7.1. «Дракончик»

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа о знакомых приемах работы с клеем, цветной бумагой и ножницами.

Практика: Создание детьми образа дракона.

 

Тема 7.2. «Черепаха» из скорлупы грецкого ореха

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Обсуждение с детьми алгоритма работы создания образа черепахи из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

Практика: Создание детьми поделки «черепахи».

Тема 7.3. Композиция «Ромашка»

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Обсуждение  с детьми алгоритма  работы  создания  композиции, используя знакомые техники работы с макаронными изделиями.

Практика: Создание детьми композиции.

Тема 7.4. «Ёжик» из пластилина и с семян подсолнуха

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Обсуждение  с детьми алгоритма  работы  создания  поделки из пластилина и  семян подсолнуха.

Практика: Создание детьми поделки.

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

(1 час 30 минут)

Тема 8.1. «Рисование на фольге»

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа о знакомой детям нетрадиционной технике рисования на фольге – чеканке, о методе продавливания. 

Практика: Создание рисунка на фольге.

Тема 8.2. «Танк» из губки

Теория: Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций военной техники, беседы на тему о предстоящем празднике, показ использования нового приема создания поделки с помощью пористой губки и  соломки  для коктейля.

Практика: Создание детьми поделки «танк» по образцу.

Тема 8.3. «Одуванчик»  из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки  

Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа с детьми о лете, о цветах одуванчиках.  Беседа с детьми о знакомом приеме работы создания цветоноса одуванчика из пластилина и ватных палочек, стебля из трубочки.   

Практика: Создание коллективной композиции. Демонстрация работ на выставке.

1.4. Планируемые результаты

По окончанию обучения ребенок будет знать:

- как экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

- правила техники безопасности при работе с инструментами и разным бросовым материалом;

- как практически использовать поделки в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Будет уметь:

- эстетически относиться к окружающей действительности;

 - доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к результатам труда;

-  интересоваться  творческой и досуговой деятельностью.

Будет владеть:

- практическими умениями и навыками в обработке различных материалов;

- дополнительными знаниями и умениями по трудовому обучению;

- мелкой моторикой пальцев рук;

- аккуратностью, усидчивостью;

- навыками сотрудничества.

 

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Первая группа детей 3-4 года

п/п

Месяц,

неделя

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 Октябрь

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

1 час 20 мин

 

1

1 неделя

Тема 1.1. «Семейство ежей»

 (из шишки и пластилина)

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

2

 2 неделя

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

3

3 неделя

Тема 1.3. Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

4

4 неделя

Тема 1.4. Аппликация «Осенняя открытка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Ноябрь

Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

1 час 20 мин

5

1 неделя

Тема 2.1. «Бабочка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

6

2 неделя

Тема 2.2. «Черепашка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

7

3 неделя

Тема 2.3. «Сова»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

8

4 неделя

Тема 2.4. «Золотая рыбка»

из пластилина

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Декабрь

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

1 час 20 мин

9

1 неделя

Тема 3.1. «Тучка» из ваты

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

10

2 неделя

Тема 3.2. «Письмо Деду морозу»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

11

3 неделя

Тема 3.3. «Ёлочка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

12

неделя

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Январь

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

1 час

13

1 неделя

Тема 4.1. «Снежинки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

14

2 неделя

Тема 4.2. Оригами «Бабочка»

0.20

групповая

Группа

наблюдение

15

3 неделя

Тема 4.3. «Барашек»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Февраль

Раздел 5. Различные техники рисования

1 час 20 мин

16

1 неделя

Тема 5.1. «Витраж»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

17

2 неделя

Тема 5.2. «Сердечко» украшенное ракушками

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

18

3 неделя

Тема 5.3. «Миска для котенка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

19

4 неделя

Тема 5.4. Рисунок из акварели «Мой папа - танкист»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Март

Раздел 6. Работа с тканью и с нитками

1 час 20 мин

20

1 неделя

Тема 6.1. «Цветок для мам»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюден

21

2 неделя

Тема 6.2. «Пушистики»

0.20

групповая

Группа

выставка

22

3 неделя

Тема  6.3. «Кукла»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

23

4 неделя

Тема 6.4. «Зимний лес»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Апрель

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

1 час 20 мин

24

1 неделя

Тема 7.1. «Леопард»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

25

2 неделя

Тема 7.2. «Варежка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

26

3 неделя

Тема 7.3. «Бусы» из лапши

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

27

4 неделя

Тема 7.4. «Ромашки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Май

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

1 час 00 мин

28

1 неделя

Тема 8.1. Рисование на фольге  «Заяц»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

29

2 неделя

Тема 8.2. «Рыбки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

30

3 неделя

Тема 8.3. «Одуванчик»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Вторая группа детей 4-5 лет

п/п

Месяц,

неделя

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 Октябрь

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

1 час 40 мин

 

 

1

1 неделя

Тема 1.1. «Семейство ежей»

 (из шишки и пластилина)

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

2

2 неделя

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

3

3 неделя

Тема 1.3. Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

4

4 неделя

Тема 1.4. Аппликация «Осенняя открытка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Ноябрь

Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

1 час 20 мин

5

1 неделя

Тема 2.1. «Бабочка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

6

2 неделя

Тема 2.2. «Черепашка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

7

3 неделя

Тема 2.3. «Сова»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

8

4 неделя

Тема 2.4. «Золотая рыбка»

из пластилина

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Декабрь

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

1 час 20 мин

9

1 неделя

Тема 3.1. «Тучка» из ваты

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

10

2 неделя

Тема 3.2. «Письмо Деду морозу»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

11

3 неделя

Тема 3.3. «Ёлочка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

12

4 неделя

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Январь

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

1 час

13

1 неделя

Тема 4.1. «Снежинки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

14

2 неделя

Тема 4.2. Оригами «Бабочка»

0.20

групповая

Группа

наблюдение

15

3 неделя

Тема 4.3. «Барашек»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Февраль

Раздел 5. Различные техники рисования

1 час 20 мин

16

1 неделя

Тема 5.1. «Витраж»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

17

2 неделя

Тема 5.2. «Сердечко» украшенное ракушками

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

18

3 неделя

Тема 5.3. «Миска для котенка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

19

4 неделя

Тема 5.4. Рисунок из акварели «Мой папа - танкист»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Март

Раздел 6. Работа с тканью и с нитками

1 час 20 мин

20

1 неделя

Тема 6.1. «Цветок для мам»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюден

21

2 неделя

Тема 6.2. «Пушистики»

0.20

групповая

Группа

выставка

22

3 неделя

Тема  6.3. «Кукла»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

23

4 неделя

Тема 6.4. «Зимний лес»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Апрель

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

1 час 20 мин

24

1 неделя

Тема 7.1. «Леопард»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

25

2 неделя

Тема 7.2. «Варежка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

26

3 неделя

Тема 7.3. «Бусы» из лапши

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

27

4 неделя

Тема 7.4. «Ромашки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Май

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

1 час 00 мин

28

1 неделя

Тема 8.1. Рисование на фольге  «Заяц»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

29

2 неделя

Тема 8.2. «Рыбки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

30

3 неделя

Тема 8.3. «Одуванчик»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Третья группа детей 5-6 лет

п/п

Месяц,

неделя

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 Октябрь

Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала

2

часа

 

 

1

1 неделя

Тема 1.1. «Семейство ежей»

 (из шишки и пластилина)

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

2

2 неделя

Тема 1.2. «Рыбка» из сухих листьев

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

3

3 неделя

Тема 1.3. Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

4

4 неделя

Тема 1.4. Аппликация «Осенняя открытка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Ноябрь

Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)

1 час 20 мин

5

1 неделя

Тема 2.1. «Бабочка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

6

2 неделя

Тема 2.2. «Черепашка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

7

3 неделя

Тема 2.3. «Сова»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

8

4 неделя

Тема 2.4. «Золотая рыбка»

из пластилина

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Декабрь

Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники

1 час 20 мин

9

1 неделя

Тема 3.1. «Тучка» из ваты

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

10

2 неделя

Тема 3.2. «Письмо Деду морозу»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

11

3 неделя

Тема 3.3. «Ёлочка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

12

4 неделя

Тема 3.4. «Новогодняя игрушка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Январь

Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги

1 час

13

1 неделя

Тема 4.1. «Снежинки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

14

2 неделя

Тема 4.2. Оригами «Бабочка»

0.20

групповая

Группа

наблюдение

15

3 неделя

Тема 4.3. «Барашек»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Февраль

Раздел 5. Различные техники рисования

1 час 20 мин

16

1 неделя

Тема 5.1. «Витраж»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

17

2 неделя

Тема 5.2. «Сердечко» украшенное ракушками

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдения

выставка

18

3 неделя

Тема 5.3. «Миска для котенка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

19

4 неделя

Тема 5.4. Рисунок из акварели «Мой папа - танкист»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Март

Раздел 6. Работа с тканью и с нитками

1 час 20 мин

20

1 неделя

Тема 6.1. «Цветок для мам»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюден

21

2 неделя

Тема 6.2. «Пушистики»

0.20

групповая

Группа

выставка

22

3 неделя

Тема  6.3. «Кукла»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

23

4 неделя

Тема 6.4. «Зимний лес»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Апрель

Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала

1 час 20 мин

24

1 неделя

Тема 7.1. «Леопард»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

25

2 неделя

Тема 7.2. «Варежка»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

26

3 неделя

Тема 7.3. «Бусы» из лапши

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

27

4 неделя

Тема 7.4. «Ромашки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

Май

Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)

1 час 00 мин

28

1 неделя

Тема 8.1. Рисование на фольге  «Заяц»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

29

2 неделя

Тема 8.2. «Рыбки»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

30

3 неделя

Тема 8.3. «Одуванчик»

0.20

групповая

Группа

беседа

наблюдение

выставка

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет оснащен столами, магнитной доской. Хорошо освящен (большое окно и лампы дневного света).

Наличие материально – технического обеспечения: 

Ноутбук, музыкальный центр.

Информационное обеспечение: 

  • Достаточное количество изобразительных средств
  • Методический материал
  • Методические игрушки

2. Информационное обеспечение:

  1. Лыкова И.А. Мастерилка. – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014 – 122с.
  2. Лыкова И.А. Программно-методический комплекс «Мир открытий». – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 228 с.
  3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно- методическое пособие». – Москва: «Цветной мир», 2010. – 144 с.
  4. Петрова И.М. Волшебные полоски. – Москва: Геронимус, 2018.-36 с.
  5. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. - Москва: АЙРИС-пресс, 2016. - 128 с.      

                                                                                           

3. Кадровое обеспечение: высшее образование, высшая квалификационная категория, курсы повышения квалификации по направлению программы.

 

2.3. Формы аттестации / контроля

1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

 - Дневник наблюдений;

- Итоговая диагностика;

-  Грамоты, благодарственные письма;

- Портфолио.

2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- выставки в холлах, группах ДОУ;

- открытое занятие;

- конкурсы (городские, областные, всероссийские);

- совместное обсуждение работ.

2.4. Оценочные материалы

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Для оценки творческих способностей ребёнка, тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей». Также диагностические таблицы, которые позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, изобретённое и художественно оформленное.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения изобразительной деятельностью.

Формы проведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы 3-6 лет

Имя ребенка

Изображе ние предметов

Пропор ции

Композиция

Передача движения

Форма, размер

Владение приемами лепки

Общее число баллов

1

2

Итого баллов по критери ям

 

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Дети получают знания в ходе беседы, объяснения из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.

  • Метод проблемного изложения в обучении

Прежде чем излагать материал, перед детьми необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.

  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире. 
  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
  • Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественно творческой деятельности.
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций. 
  • Методы - наглядный, словесный, практический. 
  • Основной метод обучения - объяснительно-иллюстративный метод обучения (дети получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, демонстрации)
  • Беседы
  • Игры – коммуникации
  • Познавательные игры
  • Рисование цветным песком
  • Элементы сказкотерапии

Формы организации учебного занятия: основная форма обучения – занятие. Занятия включают теоретическую подачу материала и практическую.

Теоретические занятия:

  • беседы;
  • рассказ педагога;
  • - слушание музыки;

Практические занятия:

  • дидактические игры;
  • наблюдения, рассматривание;
  • художественная  деятельность;
  • выставки детских работ;

Основные технологии:

  • Игровая;
  • индивидуальное обучение;
  • групповая.

Алгоритм учебного занятия:

1. Организационный этап (создание эмоционального настроя, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по определенной теме, показ перспективных результатов);

3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся знаний, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);

4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).

При этом учитывается системность подачи материала, наглядность и доступность обучения, цикличность построения занятий, развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Дидактические материалы:

  • Картины         рассматривания
  • Сборники сказок
  • Подборка бесед по теме недели

2.6. Список литературы

Для педагогов:

  1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Методические рекомендации. – Москва: Просвещение, 2017. -159 с.
  2. Лыкова И.А. Мастерилка. – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014 – 122с.
  3. Лыкова И.А. Программно-методический комплекс «Мир открытий». – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 228 с.
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно- методическое пособие». – Москва: «Цветной мир», 2010. – 144 с.
  5. Петрова И.М. Волшебные полоски. – Москва: Геронимус, 2018.-36 с.
  6. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. - Москва: АЙРИС-пресс, 2016. - 128 с.                                                                                                

Для родителей:

  1. Мамаева О.А. Поделки из природного бросового материала детей.  Пособие для родителей и педагогов. – Москва: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 43 с.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет

       Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

                                    Пояснительная запискаНародно-прикладное искусство возникло на заре ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»                  ...