Статья
статья

Описание опыта работы  по использованию средств художественной литературы в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у  детей  дошкольного возраста. Материал представлен на областном конкурсе "Детский сад года 2020 г" (победитель)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Выбор читателей»

Средства художественной литературы в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у  детей  дошкольного возраста.

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого, в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе.

На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в России, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Отсюда основной целью данной статьи выступает показать эффективность использования художественной литературы как средства формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Прогрессивные педагоги, выдающиеся представители науки и культуры прошлого (В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, И. С. Кон, В. А. Сухомлинский и др.) выдвинули немало идей, связанных с проблемой духовного, нравственного воспитания. Их практическое осмысление проблемы способствует выявлению исходных методологических ориентиров в разработке вопроса духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях.  Педагогами прошлого аргументировано и выношено множество идей, связанных с духовно-нравственным формированием растущего человека. Позитивный анализ этих идей является важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного воспитания. Понятие «нравственность» включает внутренние качества,  этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествам. Феномен нравственности анализируется в различных науках - этике, истории, социологии, социальной психологии, психологии личности. То есть  понятия «духовность» и «нравственность» объединены в понятие «духовно-нравственные качества личности» как взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга. К ним относят: добро, свобода, справедливость, сознательность, милосердие, сочувствие, терпимость, любовь к людям, отзывчивость, совестливость, тактичность, порядочность.    

Педагогический коллектив нашего учреждения, зная важность  духовно-нравственного развития дошкольника, начал работу по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников», при этом основным средством процесса  развития детей мы выбрали художественную литературу. Т.е. источником знаний в области нравственного воспитания дошкольников является художественная литература. Она помогает формировать у ребенка взгляды на жизнь, призывает расти добрым, честным, смелым, расширяет детский кругозор и интеллект. Ребенок в старшем дошкольном возрасте способен к формированию сложных чувств, таких как любовь к месту где он родился и живет, любовь к труду, к Родине. У него вполне осознанно появляется стремление ко всему доброму и хорошему и негативное отношение к плохому. Книга вводит маленького читателя в мир своего героя, делает этот мир понятным и интересным. Книги побуждают ребенка к любопытству, интересу, не редко к желанию помочь, пожалеть, посочувствовать.Самые большие возможности в нравственном воспитании детей имеются у сказок. В сказках добро всегда побеждает зло, вызывая тем самым бурю положительных эмоций и радости.

Художественная литература – носитель духовного начала в человеке, эталон добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы позволяет воздействовать на его внутренний мир, расширить его кругозор, а так же эмоционально обогатить.

Следует отметить, что нравственные начала, которые заключены в художественной литературе, не обуславливает ему богатую духовную жизнь, т.е. не преподносятся в готовом виде. Они просто находят эмоциональный отклик в душе дошкольника и откладываются в его памяти.

По средствам художественной литературы вот уже на протяжении многих лет происходит выработка духовного опыта дошкольников, как положительного так и отрицательного. При чтении художественной литературы дошкольник погружается в различные жизненные ситуации, во взаимоотношения героев, позволяя ребенку самому решать, какие чувства вызывает у него произведение. Именно в это время, когда ребенок начинает испытывать разные чувства, он обогащается духовным опытом, который сфокусирован в детской литературе. Отсюда можно сделать вывод, что под воздействием художественной литературы ребенок самостоятельно приходит к определенным выводам касательно нравственного поведения.

Изучив  педагогическую и психологическую литературу, опыт других педагогов в данном направлении, а так же имеющийся опыт работы педагогов ДОУ по программе «Становление духовного мира ребенка» (2004-2008гг)нашим коллективом была создана парциальная программа  по литературному развитию «Волшебные страницы» для детей старшего дошкольного возраста как часть формируемая участниками образовательных отношений. В ходе реализации программы дети знакомятся с различными произведениями художественной литературы, изучают особенности литературных жанров и т.п. Параллельно с ознакомлением с  произведениями происходит и воспитательная воздействие на личность ребенка, формируется идеалы и привитие положительных примеров поведения. Тем самым происходит формирование духовно-нравственных ценностей.

Изучение результатов  реализации программы  заставило нас расширить педагогическое воздействие на все возрастные группы и в результате трудных и продолжительных обсуждений нами былсоздан методический проект «Духовно-нравственное воспитание детей   дошкольного возраста средствами художественной литературы», целью которого стало повышение  уровня  духовно-нравственного  воспитаниядетей дошкольного возраста.

Методологической основой: работы Алябъевой Е.А., Коломийченко Л.В., Микляевой Н.В.,         Буре Р.С., в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста; исследования Карпинской Н.С., Стрелковой Л.П. по воспитательному потенциалу воздействия посредствам художественной литературы; психологические исследования Виноградовой А.М., Божович Л.И., Урунгаева Г.А. в области нравственного развития детей старшего дошкольного возраста; работы Безруковой В.С., Солнцевой О.В.в областитехнологии педагогического проектирования.

Нравственное воспитание ребенка осуществляется ежедневно и ежечасно в любой социальной среде: в семье, в детском саду, на улице, но важную роль в развитии личности ребенка играет еще и педагог: именно он является силой, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, и на их воспитание. Нравственное воспитание должно опираться на опыт                                                                                     собственных переживаний        ребенка,        на        практику         его личных  взаимоотношений с окружающим миром, прежде всего со сверстниками.  Поэтому  в основу проекта была заложена идея использования совместных проектов во всех возрастных группах в русле ознакомления детей с художественной литературой.  В раннем  и младшем дошкольном возрасте основа проектов –   фольклорные  и малые стихотворные формы «Моя первая книга» (Авдеева И.Н.), в старшем дошкольном возрасте- спектр проектов более широкий. Это - литература о природе, произведения местных литераторов, Оренбургской и Уральской земли, такие как «Вместе со сказкой» по мотивам сказок В.Бианки (Юрова Л.И.), «Уральские сказы» по мотивам И.Бажова (Стыдова О.Н.), «Цикл чтений ко дню Победы». Педагоги проявили творчество и педагогические находки- воспитательТлеушева О.В. взяла  за основу ознакомления с художественной литературой театральную деятельность –проект «Волшебство театра». Помимо этого в методический проект были включены различного рода мероприятия с родителями, педагогами, социальными партнерами (библиотекой, краеведческим музеем).  

Педагогический потенциал художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников очень высок и строится на основе психофизиологических этапов: возраст детей, форма и содержание печатного слова. В ДОУ существует многолетняя традиция ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, после которых проводятся беседы по содержанию, «душевные разговоры». Ведь         дошкольников воспитание книгой чаще всего основано на подражании. Дети стремятся быть похожими на положительных героев произведений, берут с них пример, стараются в реальной жизни подражать их действиям и поступкам. И прежде всего в играх.  Для этого подспорьем для педагогов созданы картотеки для чтения и игр. В группах созданы уголки для  самостоятельной и совместной деятельности детей, где они обыгрывают  и подражают героям книг.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически, интегрировано.  Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимы условия для их прочувствованного восприятия. Поэтому работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой не проводилась изолированно от других видов искусства, а интегрировано вместе  с музыкой, произведениями изобразительного искусства. Это создает условия более быстрого эмоционального отклика у детей. А результат - устойчивые ценностные установки. Музыкальными руководителями была организована музыкальная гостиная для родителей и педагогов «Нравственность музыки» (Петрова А.В.). В ДОУ существует система фольклорных досугов и развлечений «Встреча жаворонков», «Масленица», «Праздник березки», «Осенины», на которых так же проводится работы по формированию духовных ценностей на основе музыки, традиций и поэзии народа. На занятиях в изостудии дети так же параллельно  знакомятся с произведениями литературы «подпитанными» изобразительным творчеством.  «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он-засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский.

В рамках реализации проекта велась работа с педагогическим коллективом, направленная на повышение профессиональных компетенций воспитателей и специалистов.  Данное направление очень важно, так как формирование  духовной и нравственной личности может в нашем понимании осуществлять человек,  имеющий правильные жизненные идеи, идеалы, поступки. Педагог должен  иметь четкие нравственные целевые ориентиры собственного развития и развития детей. Если в прошлом, не было проблем в мировоззрении педагогов, сейчас мы находимся в обществе где многообразие является целью. Педагогу необходимо выбрать необходимые цели и практики, которые будут эффективными. Педагог – проводник своих внутренних идей и целей в области понятий , например, что такое добро, зло, Родина, Любовь и т.п.  Путаница стратегий и моделей часто сбивает педагогов. Поэтому актуальны требования к педагогам: развитое мировоззрение и профессиональное видение, на основе которых разрабатывается модель образовательной практики, развитие умений проектировать практики на основе возрастной и культурносообразной моделей, формирование профессиональной событийной общности  в совместной деятельности, в которой  определяются границы собственной социокультурной ответственности. Поэтому в план методической работы были включены тренинги, беседы, консультации, дискуссии по проблеме, проводился тематический контроль, изучались условия  в РППС в группе и ДОУ, формировались планы самообразования педагогов.Так, перед педагогами стояла проблема  отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам. Работы О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович помогли создать рекомендации для воспитателей по критериям: идейная направленность книги (например, моральный облик героя);высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, ихжизненный опыт;сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому были созданы рекомендации  «Как  провести этическую беседу о прочитанном»

Немаловажным направлением работы проекта была работа с родителями (законными представителями), потому что, как бы тривиально не звучало, родители-первые воспитатели ребенка, наиболее авторитетные люди для их чада. А сейчас  мы видим, что многие родителей заботит больше  познавательное развитие, их подготовка к школе, а вопросы воспитания души ребенка их не заморачивает. Да и сами родители, чаще они дети 90х,  люди  нарушенными идеалами. Поэтому педагогами была проведена большая работа с представителями родительского сообщества: традиционные - собрания, консультации, анкетирование и т.п., а так мастер-классы, конкурсы совместного творчества,  обмен опытом, участие в совместным мероприятиях: литературный КВН, конкурс чтецов, День театра, создание книг-самоделок. Главной идеей всей работы было то, чтобы родители поняли важность чтения и рассказывания произведений художественной литературы, совместного творчества с ребенком для них обоих. Ведь душа ребенка эта пустая чаша, которую мы заполняем, а чем мы заполним ее, зависит от взрослых.

Следует  обратить внимание, что работа проекта затрагивала и коррекционное направление: учитель-логопед и педагог-психолог проводили мероприятия по адаптации и социализации детей с ОВЗ и инвалиды (поддержка и подготовка к конкурсу чтецов, в театральной постановке). Дети, имеющие проблемы в развитии  имеют возможность реализовать себя в творческом русле, у других детей при этом выработать терпимость.

Результаты педагогической диагностики показали оптимистичные прогнозы на использование практики ознакомления детей с произведениями художественной литературы.  Таким образом мы подтвердили предположение об эффективности ознакомления детей с различными жанрами художественной литературы и фольклором при формировании духовно-нравственных ценностей. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботуи        доброту, протест против несправедливости. Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Поэтому перспективы для работы по данному направлению у нас еще есть.

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет:Метод. рек.,Москва, 2009.
  2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - Москва, 1987.
  3. Буре Р.С.,Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старшихдошкольников.-Москва,Просвещение,1989.
  4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – Москва, Просвещение, 1989.
  5. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- Спб., 2004.
  6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ«Сфера», 2008.
  7. Зимина   И.   Народная   сказка   в   системе   воспитаниядошкольников//Дошкольное воспитание. 2005 №6.
  8. Иванова Н. В. и др. Социальное развитие детей в ДОУ: Метод.пособие. М., 2008.
  9. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. –Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
  10. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Микляевой. М., Сфера, 2013.

38. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореферат. - М.: Просвещение, 1987.

39. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-М.,1979 39. Тихеева Е.И.

Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

  1. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. М..1979. 41. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: «Нар.

асвета», 1976. - 128 с.

41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Уч. пособие для учащихся

средних пед. уч. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1996 - 336 с.

42. Ушакова О.С. Программа развития речи детей в детском саду. М.:

РАО, 1994.

43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд.-во Института

Психотерапии, 2001. - 240 с.77

44. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества // Подготовка детей к

школе. М.: Педагогика, 1977.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования".

46. Федоренко Л.П., Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1977.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990
  1. Щетинина А. М. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА .- Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород , 2000.

  1. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29.