Обобщение опыта работы
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Погонцева  Ольга Ивановна

Воспитание культуры поведения и общения с окружающим миром природы у детей дошкольного возраста с аллергопатологией

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              МБДОУ ДС№382

Обобщение опыта

Тема «Воспитание культуры поведения и общения  с окружающим миром природы  у детей дошкольного возраста с аллергопатологией»

                       Выполнила Погонцева О.И.

                                        Воспитатель высшей категории

                                         МБДОУ ДС №382

                                    Челябинск 2017г.

Содержание:

  1. Актуальность темы……………………………………………3
  2. Анализ ………………………………………………………………4
  3. Практическая часть …………………………………………..13
  4. Список литературы …………………………………………..25

  1. Актуальность.

Актуальность выбранной темы обусловлена ее направленностью на разработку одного из путей обогащения  воспитания общения детей с окружающим миром природы и культурой поведения на природе  у детей дошкольного возраста. Культура поведения и общения с окружающим растительным и животным миром - есть необходимое качество для безопасности самого ребенка.  На сегодняшний день можно утверждать, что для  современной системы образования остается главной задачей знакомство с окружающим миром природы, и очень сложно адаптироваться детям, у которых происходит реакция организма на запахи растений, на цветение, на животных и т.д.

Задача привития безопасных навыков общения с природой   является главной задачей в развитии, в воспитании и образовании  детей с аллергопатологией  нашего дошкольного учреждения. Поэтому здесь используются методы и приемы безопасные для знакомства  детей с миром природы.

Поведение ребенка на природе является результатом  воспитания. Дошкольный возраст – это  период усвоения определенных навыков культуры поведения, навыков общения, которые постепенно переходят в привычку. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается  с множеством проблемами  и трудностями. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить и контактировать с окружающим миром.

 Окружающий мир разнообразен, много интересного и в мире природы.

Детей не только необходимо научить   жить в социальном окружении , но и хорошо, и комфортно себя чувствовать в  мире  природы,  даже если у него есть аллергия и некоторые патологии  на цветение  растений, на сезонные изменения, на животный мир и т. д.   А для этого необходимо понять,  как общаться с окружающим миром природы. Как избежать дискомфорта или опасности для здоровья. Как правильно контактировать с  природным окружением. Таким образом, не бояться и продолжать познавать окружающий мир.  Сам ребенок  учиться контролировать свои действия, реакции  и учиться с любовью и уважением относится к природе.

  1. Анализ.

 На основе программы «От рождения до школы», а так же  методического пособия «Я+Мир+?»  В.А. Нагорной, и  включались  методы и приемы в доступные детям виды деятельности. Развитие  компетенции в  общении с животным и растительным миром, трудовой деятельности на огороде и цветниках  - является одним из приоритетных направлений развития  воспитанников. В программе эколого-педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста, страдающими аллергопатологией В.А. Нагорной «Я+Мир=?» отражены гипоаллергенные (безопасные) подходы к организации комплексных наблюдений за объектами и явлениями природы в условиях дошкольного учреждения.

В  экологической программе Николаевой «Юный эколог» использовались занятия и наблюдения, которые уделяют  внимание не только на поведенческий аспект культуры общения с природой, но и на уважение и любви к природному окружению.  Культура общения с природой  характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов , благодаря  которым осуществляется связь между людьми и миром природы.

 Уже в раннем детстве необходимо прививать любовь и уважение к природе, не бояться контактировать, но и необходимо научить как правильно и безопасно общаться с природой.  От неумения общаться с животным и с растительным миром  у детей с аллергопатологией может происходить реакция организма в виде аллергии на глазах, на коже. Поэтому здесь необходимо научить детей и родителей правильно и безопасно общаться  с окружающим миром природы .  Взрослым очень часто приходится контролировать и наблюдать за безопасностью детей, поэтому некоторые родители ограничивают совсем общение и знакомство с природой. От того, как корректно и деликатно преподносит педагог  правила безопасного контакта, зависит, поменяется ли отношение детей к природе. Поэтому своей целью я ставила научить детей культуре поведения и  общения с природным окружением, преодолевая психологические барьеры, используя  методы и приемы по метод. пособию «Я+Мир=?» В. А. Нагорной.

Основными задачами являются:

 -формирование у дошкольников знаний и навыков безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей природы

- формирование системных представлений о взаимосвязи среда-человек», «человек-среда»

- формирование осознания своего места в окружающем мире

В процессе целенаправленного системного педагогического воздействия у детей дошкольного возраста формируются основы экологической культуры и здоровосбережения.

Анализируя  литературу по экологии, мной решались проблемы по формированию культуры общения с природным окружением у детей дошкольного возраста, изучались понимание  детьми старшего возраста правил взаимоотношений и мотивы, аргументирующие их выполнение, составлялись комплексные педагогические мероприятия по формированию культуры общения с природой, а так же составлялись рекомендации для родителей.

В процессе воспитательной деятельности я ставила цель содействовать формированию культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста на природе, приобщать детей к безопасному  взаимоотношению с природой, совершенствовать правила поведения на природе, воспитывать любовь и уважения к окружающему миру природы.

Природа и  человеческое общество это неотделимые части . Порою нам не хватает навыков и умений выполнять самые элементарные выполнения правил вежливости, культуры общения, культуры поведения не только между людьми, но и с самой природой. Поэтому культура поведения и общения с окружающим нашим миром, приводит к уважению и любви к родной  природе , к родной земле, к любви  планете на которой мы живем. Приводит к пониманию, что мы одно целое на нашей планете.

Культура взаимоотношения с окружающим миром природы   – это умение самостоятельно и безопасно  предупредительно относится к окружающему  нас  миру. Развивать интерес к окружающему миру. Умение вести себя  так, чтоб все были здоровы и эмоционально и физически. Образованному человеку, разбирающему в политике, искусстве, хорошему специалисту, умеющему ценить людей, природу,  необходимо считаться с окружающим миром.

 Мною обобщен опыт работы по теме «Воспитание культуры и поведения и общения с окружающим миром природы у детей дошкольного возраста» в 1917 . с детьми старшего возраста.

В соответствии со ФГОС поставлены задачи и направления развития культуры поведения и культуры общения у детей дошкольного возраста. Реализация привития навыков и умений культуры поведения и общения осуществляется в пяти областях развития.

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Физическое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

- Речевое развитие

Составление ежедневного комплексного плана по определенной теме состоит в постоянной разработке: проблемы формирования культуры взаимоотношений детей  с природным окружением.

На основе поставленных задач выявляла сформированность понятия «культуры поведения и общения с природным окружением» осознания детьми проявлений определенных правил культуры поведения, общения, этикета.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет уважения  к родной природе, к родной земле, к планете на которой мы живем. Желание быть полезным окружающему миру. У детей старшей группы активно и последовательно формируются дружеские взаимоотношения, привычка играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большее место воспитание культуры общения.

Формирование уважения к окружающим доброжелательности волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей большую роль, взаимоотношения усложняются. В поведении старшего воспитанника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношение к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия, которые необходимо постоянно развивать и закреплять. В моей работе с детьми является главным организация жизни и деятельности детей, соответствующая  опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Исходя из этого происходит ряд качеств относящихся к взаимоотношению с окружающим миром, с миром природы.

Теоретическая значимость исследования педагогической и научной литературы способствует воспитательному процессу и постоянной дальнейшей разработке проблемы по формированию культуры взаимоотношений детей.

Задачи воспитания культуры поведения решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Эффективными методами уточнения систематизации эколого культурных  представлений старших дошкольников являются:

- этические беседы

-тесты

-наблюдения

- создание проблемных ситуаций

- игры

Используя нравственно-волевые методы воспитания в своей работе, выполнялись задачи по формированию этических понятий культуры поведения в общественных местах, культуры взаимоотношений, культуры речи, культуры внешнего вида. Важно заметить. Что игровые приемы эффективны в сочетании с другими методами и приемами. Таким образом, необходимо творчески подходить к решению вопросов, анализируя свои наблюдения и планируя еженедельный комплексный план по определенной поставленной теме.

Разработка ежегодной рабочей программы по возрасту способствует реализации поставленных задач по формированию социально- коммуникативных навыков и умений.

Основные задачи в моей работе:

- Формирование культуры личности детей, культуры здорового образа жизни

-Развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

- Воспитание культурно-гигиенических навыков

-Культура взаимоотношения с окружающим  миром

- Правила культуры деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам,  к  растениям, к животному миру.

Использование методов и приемов по методическому пособию «Я+Мир»  В. А. Нагорной помогает решить и скоординировать работу с детьми с аллерго патологией (бронхиальная астма, атопический дермотит), требующих особое внимание. Такие дети не всегда имеют возможность посещать традиционное дошкольное учреждение по причине, что развивающая среда дошкольного учреждения насыщена различными аллергенами, воздействие которых неадекватно отражается на состояние здоровья ребенка аллергика. И здесь необходимо создать все условия, учитывая особенности детей, при создании развивающего пространства в группе, при наблюдениях и трудовой деятельности, при общении с животным миром.

Методы и приемы, используемые в работе:

- Бесконтактный метод: видеофильмы, иллюстрации, картины, фотографии

- Метод  дистанции: визуальный контакт, вербальный контакт, рассматривание в бинокль;

- Метод исключения: в наблюдении с объектом используются  муляжи, модели, или вводится живой объект дозировано от 1 мин. до 10 мин.

- Метод восполнения: по рекомендации врача при контакте с объектом может быть использован

- Прием «горячий контакт» ( объект дозирован по времени и применение одноразовых перчаток и маски для лица)

Необходимо с самого раннего возраста формировать навыки безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей среды на доступном для ребенка уровне, показывать и объяснять противоречивый сложный порой опасный мир. Готовить к жизни в окружающих условиях, действовать вместе, рядом со взрослым и самостоятельно, учить преодолевать трудности, воспитывать культуру здорового образа жизни, умение радоваться успеху, достойно переносить неудачи, понимать и осознавать свои возможности, учить познавать себя.

В старшем возрасте возрастает потребность удовлетворения своих интересов. Возникают противоречия, отмечается самостоятельность в организации трудовой, игровой  деятельности и наблюдениях. Определяется взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

В поведении детей появляется осознание своего «Я»  и окружающего мира. Появляется взаимодействие детей с природным миром.

В ситуации риска дети при неудачных действиях меняют тактику, способы и стремятся находить правильное решение (если попадает пыльца на руки, смывают ее холодной водой, используют защитные средства при контакте с растениями в цветнике и огороде).

Безопасный контакт определяется диапазоном «опасность- безопасность» Развитие ребенка зависит от того, на сколько комфортна и безопасна обстановка окружающей среды. Здесь важно научить правилам культуры и общения с окружающим миром, с природой, с близким окружением, и не усугублять психологическое и физическое состояние здоровье ребенка.

В основе своей работы использую  некоторые правила рекомендуемые Брэгом:

- Учите ребенка контролировать свое настроение. 

Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы ее терять. Контролируемое настроение становится такой силой. Которая может привести ребенка к желаемому результату. Вышедшее из под контроля настроение причинит вашему ребенку и окружающим неприятности.

-Учите избегать ссор

Необходимо формировать доброе отношение к самому себе к окружающим. Дискуссии и аргументы оттачивают ум и часто полезны.

- Создайте атмосферу доверия, сотрудничества, чтобы ребенок не замыкался в себе

Поощряйте, чтобы Вам чаще улыбались и смеялись. Старое изречение гласит: «Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой. Если ты плачешь, то плачешь один».

-Учите силой воли отбрасывать не счастливые горестные мысли и заменять их счастливыми воспоминаниями. Замена печальных мыслей, счастливыми,  может стыть духовной привычкой, которая будет спасать  от многих нервных срывов.

Выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоции исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, вкус, запах)

К. Д. Ушинский считал, что предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» (собрание сочинений -1948-52.Т. 2 С. 225)

При благоприятном действии у детей сформируются:

- Правильные взгляды на мир и общество.

-Правильные подходы к образу жизни

- Правильные действия

- Правильные мысли

-Правильная речь

- Правильное отношение к своему здоровью и окружающих

Практика показывает, что при взаимодействии всех методов и приемов, развитие ребенка, как гармоническую личность,  проходит в более комфортных условиях окружающего предметного пространства, окружающей природы  и окружении близких людей.

Требуется присмотр за детьми, наглядно-образное объяснение, действия, игровые формы, постановка поставленных задач направлена на эмоциональное удовлетворение детей через способы меньшего дозирования к большему.

Очень важно, чтоб весь режим повседневной жизни в детском саду и дома, был наполнен содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира. Решая данную задачу необходимо создать благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств.

Еженедельно,  по темам предлагаются рекомендации для родителей с целью взаимодействия и сотрудничества по формированию развития навыков и умений у детей в культуре общения с природным окружением.

 Ежедневные беседы, консультации помогают родителям решить некоторые вопросы по воспитанию и решению поставленных задач.

 Анкетирование, тестирование помогает понять интересы родителей и детей, необходимую информацию для родителей. Это помогает сотрудничать и решать многие вопросы по привитию навыков, умений  безопасно контактировать с природным окружением.

Эффективность формирования доброжелательных правил поведения к природе повышается, когда можно установить органическую связь между разнообразными интересами детской деятельности. Здесь есть возможность отразить интересы детей при составлении комплексного плана. Наблюдения и мониторинг в работе помогает составлять задачи и индивидуальные маршруты по развитию детей во всех областях развития.

 

3 .Практическая часть.

С детьми старшего возраста чаще проводятся игры, ситуативные беседы, наблюдения , решение проблемных ситуаций, рассуждения, а так же театрализованные игры, где дети могут эмоционально показать характер положительных и отрицательных героев. В совместной деятельности дети могут обсудить и решить споры и конфликты, решают, анализируют и сравнивают, делают выводы. Рассуждают на темы правила поведения на природе  и правил безопасного общения с природой.

Использование иллюстраций помогает детям объяснить действия. Настроения, чувства. Проводятся беседы с детьми, при этом закрепляются знания и умения, и приобретается новое содержание вопроса по определенным критериям. Выстраивается работа так, как обсуждение важных для всех проблем, размышления, сравнения и делая выводы и доказательства.

Понятия культуры общения у детей начинают осознанно проникать в действие и поведение.

   Организуя взаимодействие между детьми в ходе исследования, таким образом, дети могут анализировать свои поступки и поступки других людей.

    В процессе игры создаются специальные ситуации, в которых дети могут выражать свои мысли рассуждения по оценке культуры поведения и общения с окружающим миром природы.

   Приведу ниже примеры игр по формированию правил культуры общения и поведения.

  Идут наполнения и доработки по предметно- развивающей среде для эффективного формирования и развития культуры поведения и общения во время непосредственно-образовательной деятельности и во время самостоятельно-игровой деятельности.

Наблюдение за насекомым Жук-Плавунец.  

Цель: Продолжать формировать у детей представления о насекомых,  развивать интерес к наблюдениям за насекомыми, воспитывать культуру общения  с окружающим миром природы.

Материал: одноразовые перчатки для наблюдения и контакта

сочок, баночка, камушки, веточки

Предварительная работа

- Просмотр иллюстраций, чтение книг о насекомых

- Беседы о правилах культуры поведения на природе.

- прослушивание аудиозаписей песен

- просмотр видеофильмов, мультфильмов.

Ход :

Ребята, вспомните, каких насекомых вы знаете.

Отгадайте загадку о каком насекомом  я сейчас прочитаю.

Тише, дети не шумите,

Водолазов не спугните.

На поверхности воды

Только хвостики видны.

В миг,  исчезли усачи,

Водолазы – плавунцы. (В.А. Нагорная)

Жук  плавунец.

Правильно. Жука-плавунца можно обнаружить в стоячих водоемах, где множество растений с богатым животным населением, которое служит питанием для жуков. Проведите сачком по воде. Посмотрите, как жук энергично старается выбраться из сачка. Очень забавно смотреть на его резкие движения. А если вы подставите ладонь, то обнаружите, насколько сильны и цепки у него лапки. Зажмите его в кулачек и почувствуете, как плавунец старается выбраться из неволи. Если вы нажмете ему на спинку, то жук выделит белую пахучую жидкость, которая защищает его от врагов. Поместите его в банку с водой, предварительно бросьте в воду палочки, камешки, траву. Как жук ведет себя в воде? Заметен ли он в воде?  (Маскировочная окраска под цвет грунта) Какое туловище у жука? (Панцирное, приплюснутое, овальное, круглое) Выплывает ли жук на поверхность? Для чего он выставляет заднюю часть наружу? Жук так дышит. Плавунец набирает воздух под надкрылья и ныряет на глубину. Израсходовав кислород, жук вновь всплывает на поверхность, через 8 минут. Плавунец очень прожорлив и поедает различную добычу животного происхождения. Иногда нападает на добычу крупнее себя. Но и за ним охотятся некоторые птицы.

- Ребята я предлагаю Вам нарисовать жука –плавунца.

          Словесные игры-упражнение : «Назови насекомых», «Назови животное Урала» , «Назови животных Севера»

Цель: закрепить, как можно больше знаний о животном мире

В каждой игре дети закрепляют навыки общения, умения договариваться. Желание играть дружно со сверстниками и взрослыми.

      Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Морское путешествие».

Цель: расширять диапазон детских игр; учить играть  вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли по ходу игры и игровые действия); помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; учить называть свою роль, изображать события, расположения играющих ( море, корабль, палуба, плывем к волшебным островам), закрепить знание Тихого океана, морских животных.

Игровые атрибуты: бескозырки, фуражка, бинокль, макет корабля, халат и шапочка врача, чемоданчик с аптечкой, декор с видом на море, флажки; аудиозапись фонограммы песни «По морям, по волнам»

Предварительная работа: беседа о путешествиях с изображением различных стран, рассматривание глобуса и карты мира, изучение материков и океанов, просмотр видеофильмов о моряках и морских путешествиях, чтение худ. литературы Л. Толстой «Прыжок», С. Я. Маршак «Три моряка», заучивание песен « Все мы моряки», «По морям, по волнам»

Ход игры:

Воспитатель:

-  Дети, кто-нибудь из Вас был в путешествии? (Да) Где Вы путешествовали? На чем ездили? Конечно, можно путешествовать на машине, поезде, можно пешком. Главное увидеть интересных людей, красивую природу, отдохнуть. Многие любят путешествовать на корабле по морю.

- А кто самый главный на корабле? (Капитан) Конечно, капитан. Он один ведет корабль? (Нет у него есть команда) Правильно у него большая команда, кто служит на корабле (моряки, матросы)

- Мы с Вами сейчас можем отправиться в путешествие на корабле. Хотите?  (Да) Тогда нам нужно выбрать роли. Давайте сейчас решим кто будет капитаном. Какой должен быть капитан? (ответственный, решительный, умный, смелый и т.д.) Могу я с Вами быть капитаном? Спасибо. (воспитатель надевает фуражку и тельняшку.)

- Еще нам на корабле нужен штурман, кто-то заболеет, то нам необходим будет кто? (врач) Кто будет врачом?  (выбор врача- ребенка, который надевает халат и шапочку доктора)

- Ну, вот роли распределены, теперь пора отправляться. Команда занять места.

-команда построились. Смирно. Мы с Вами отправляемся в дальнюю дорогу по Тихому океану. У нас впереди много интересного. Матрос отдать якорь. Полный вперед!

Тихий океан – самый большой океан на нашей планете. Нас могут встретить интересные приключения и неожиданности. Посмотрим в бинокль.

- Смотрю в бинокль и вижу корабль.

- Посмотрите направо, рядом проплывает еще один корабль.

- А слева, рядом в воде плывут дельфины.

-Посмотрите на верх. Там чайки, альбатросы.

- Как много интересного мы видим.

- Дети отгадайте загадки.

1. Я березку качну,

    Я тебя подтолкну,

    Налечу, засвищу,

    Даже шапку утащу.

    А меня не видать.

    Кто я? Можешь угадать? (ветер)

  1. В тихую погоду

 Нет нас нигде,

 А ветер подует-

Бежим по воде. (волны)

-Правильно, молодцы!

-Осторожно, подул ветер, корабль раскачивается. Приближается шторм. Убрать паруса. Снизить скорость. Давайте сами подуем, как ветер (дыхательные упражнения)

-Все стихло. Теперь снова прибавим скорость и корабль идет вперед.

- А давайте споем песню «По морям по волнам…» (Дети и воспитатель поют вместе песню под фонограмму)

- Вам, нравиться путешествие? ( Да)

- Доктор проверьте здоровье матросов. Все ли в порядке с командой.

(Врач осматривает матросов, слушает сердечко каждому)

- Скажите, а что нужно для того чтобы наблюдать подводный мир.  Правильно нужны акваланги, чтоб можно было дышать под водой и наблюдать за подводным миром. А какие животные могут встретится в Тихом океане (ответы детей). Давайте представим, как интересен мир под водой и посмотрим фотографии морских жителей. Можно их сфотографировать и внимательней рассмотреть на фотографиях) (предложить детям фотографии и иллюстрации морских жителей: медузы, осьминоги, черепахи, крабы и т. д)

- Как все таки интересен подводный мир. Но наше путешествие подходит к концу. И нам нужно возвращаться.

- Команда по местам. Снять якорь. Полный вперед.

- Вспомним вместе отрывок из песни «Все мы моряки»

«О море мечтаем, море снится нам.

Сниться как бывалым морякам.

Якоря на ленточках вьются за спиной.

Мы вернемся вечером –ждите нас домой.»

- Стоп машина. Мы вернулись домой.

Вспомним, кого мы встретили, вспомним морских животных. Вам понравилось наше  путешествие?

Давайте составим альбом о нашем путешествии.

                  4.Список литературы.

1. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986

2. Петрова И. Ф. Культура общения личности ( социально философские аспекты) Автореф. Дис.кандидат филос. Наук Петрова И.Ф. -  Уфа 2003г.

3. Островская Л.Ф. «Поведение – результат воспитания»

4. Островская Л. Ф. «Азы воспитанности» Д/В №8-85г

5. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности» Д/В №9-88г.

6. Л.И. Каплан «Посеешь привычку – пожнешь характер» М. 1980г.

7. Чернышева М. А. «Культура общения» Знание 1983

8. «Я+МИР= ?» Методическое пособие В.А. Нагорная Челябинск 2006.

9.  «Юный эколог» С.Н.Николаева программа экологического воспитания в дет. саду

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...