Организация в ДОУ родительского клуба
консультация

Ольга Викторовна Дегтяренко

Организация в ДОУ родительского клуба

«Школа для заботливых родителей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zabotlivyh_roditeley_teks_vystupleniya.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Организация в ДОУ родительского клуба

«Школа для заботливых родителей»

          Современное развитие дошкольного образования определяется одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования (воспитания и обучения) наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС ДО подчеркивает важность решения задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей /Р. I, п. 1.6. ФГОС ДО (здесь и далее – Приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013 г.)/.

        Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи /Р. III, п. 3.2.5. ФГОС ДО/ стало целью нашей работы. 

       Для нашего ДОУ актуальным стал вопрос поиска такой формы работы, которая позволила бы учесть потребности родителей и способствовала бы развитию их активности в контактах с ДОО. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй явился родительский клуб «Школа для заботливых родителей». Именно эта форма наиболее полно отвечает запросам родителей и педагогов (о чем свидетельствует проведенный опрос родителей и педагогов), а также способствует достижению главной цели: созданию единого образовательного пространства семьи и ДОУ в интересах ребенка.

Цель деятельности Родительского клуба «Школа для заботливых родителей»:

  • создание условий для сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:

  • выявить психолого-педагогические проблемы современной семьи;
  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Участники клуба «Школа для заботливых родителей»: родители воспитанников, воспитанники ДОУ, сотрудники ДОУ (воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию, руководители кружков).

Принципы взаимодействия с родителями:

  • Паритет культуры партнерских отношений – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектных особенностей каждой семьи.
  • Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
  • Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на рефлексию и самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
  •  Доброжелательность, толерантность и открытость.

Формы работы Родительского клуба «Школа для заботливых родителей»: − анкетирование; проектные методики; семинары; деловые игры; диспуты; − дискуссии; встречи «Гость клуба»; беседы; консультации; «круглый стол»; − творческие встречи, совместные занятия родителей и детей; обсуждение и распространение опыта семейного воспитания и другие.

Положение о клубе «Школа для заботливых родителей» (прилагается)

       В работе нашего клуба принимают активное участие как педагоги, так и специалисты ДОУ: педагоги-психологи, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию, врач-педиатр, медицинская сестра. Обеспечивается тесное сотрудничество с социальными партнёрами: с историко-краеведческим музеем Колпинского района Санкт-Петербурга, музыкальной школой, школой искусств, спортивной школой, ГБОУ школой № , детской библиотекой.

      В рамках работы клуба проходят семинары, диспуты, дискуссии, деловые игры и встречи, обсуждение и распространение семейного опыта, мастер-классы и совместные занятия родителей и детей.

       Особой популярностью среди родителей и педагогов пользуются такие формы работы, как «Презентация опыта семейного воспитания», встречи с учителями начальных классов для родителей будущих первоклассников, интерактивные спектакли по мотивам сказок, спортивные праздники «Весёлые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья», брейн -ринг «Еже ли вы вежливы…», мастер-класс «Современные технологии здоровье-сбережения», «Арт-терапия с детьми дошкольного возраста».

      В результате совместных встреч происходит гармонизация детско-родительских отношений, появляется активная позиция родителя в образовательном пространстве ДОУ.           В целях повышения активности родителей в работе клуба большая роль отведена наглядной информации. Выпускается газета «Карандашик», информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках клубной работы.Темы публикаций выбираются по запросу родителей: «Как помочь гиперактивному ребёнку», «Детская агрессия», «Должен ли ребёнок научиться читать до школы?», «Как разрешить конфликты отцов и детей» и т.д. Особой популярностью пользуется рубрика «На ваши вопросы отвечают специалисты».

       Клуб выпускает «Рекламный буклет». Он распространяется среди родителей, чьи дети недавно поступили в детский сад. Буклет знакомит с работой клуба, иллюстрирует формы заседаний и отражает их результативность.    Для повышения активности родителей используются красочно оформленные Афиши, пригласительные билеты и «Благодарственные письма» (в качестве морального стимулирования).

        С целью улучшения качества работы с родителями мы широко используем средства информационно-коммуникативных технологий: Сайт ДОУ, электронная почта, мультимедийные Mimio-технологии, видео -, аудиозаписи.

        В целях оценки эффективности деятельности клуба проводится мониторинг. Результаты проведённого психолого-педагогического обследования родителей показали, что их участие в работе клуба способствует:

  • повышению психолого-педагогической культуры родителей, их компетентности в вопросах воспитания и развития детей;
  • реализуется личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • развиваются коммуникативные контакты педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
  • семья становится более активным партнером ДОУ.

      При проведении мониторинга нами использовался различный диагностический инструментарий (опросы, анкеты, тесты): тест «Изучение процессов интеграции семьи и дошкольного учреждения», анкета «Отношение родителей к образовательному процессу в семье и ДОУ», проблемно-ориентированный анализ семей воспитанников, определение уровня включения родителей в деятельность учреждения, определение приоритетов родителей в области педагогической грамотности, выявление проблем родителей в воспитании и развитии детей.

      Таким образом, родительский клуб представляет собой интересную современную модель и форму работы семьи и ДОУ, способствующую привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе учреждения.

      В результате неформального общения детей и взрослых создаётся не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что способствует росту общей психолого-педагогической культуры родителей.

     Клуб «Школа заботливых родителей» - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая созданию единого образовательного пространства семьи и ДОУ в интересах ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации родительского клуба «Азбука красоты и творчества»

Проект представляет собой организацию одной из  инновационных и оптимальных форм сотрудничества педагогов с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста ...

Презентация "Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ"

В презентации представлен опыт работы МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 73 "Аистенок" г. Волжского Волгоградской области по организации сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников....

Модель организации родительского клуба «Мы и наши дети».

Основным направление деятельности клуба является оказание медико-психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетент...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В статье представлен опыт работы по организации взаимодействия с семьей с целью подготовки детей к обучению в школе. Предложены описания форм взаимодействия....

Организация работы родительского клуба "Будущий первоклассник"

Родительский клуб «Будущий первоклассник» создан    для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному ...

Организация работы родительского клуба "Будущий первоклассник"

Родительский клуб «Будущий первоклассник» создан    для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному ...

Организация работы родительского клуба "Будущий первоклассник"

Родительский клуб «Будущий первоклассник» создан    для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному ...