Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной игрушкой»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тюнина Жанна Валентиновна

Цель занятия:

-приобщение детей к русской народной культуре.

-познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые и нежные чувства к русскому народному творчеству.

     Задачи:

Обучающие:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

-Развивать мелкую моторику рук.

     Развивающие:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать русскую народную игрушку.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Интеграция образовательных областей:

- познание, социализация, художественное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16»

Конспект образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

«Знакомство с русской народной игрушкой»

                                         Подготовили:

                                              Воспитатель 1КК Тюнина Ж.В

                                         

     Цель занятия:

-приобщение детей к русской народной культуре.

-познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые и нежные чувства к русскому народному творчеству.

     Задачи:

Обучающие:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

-Развивать мелкую моторику рук.

     Развивающие:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать русскую народную игрушку.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Интеграция образовательных областей:

- познание, социализация, художественное творчество.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной игрушке, заучивание старинных колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; матрешки, дымковские игрушки, заготовки из ткани для изготовления куклы, трафарет матрешки, краски и кисти, шаблон дымковской игрушки «Олень», пластилин и доска для лепки.

Ход занятия.

Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

Добро пожаловать.

Проходите, пожалуйста.

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

- Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, деревянные, матрешки, дымковские игрушки).

Воспитатель: Достает тряпичную куклу.

Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

Воспитатель: Достает матрешку

Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.  Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: Достает дымковскую игрушку.

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятки стояло большое село (слобода) Дымково. В давние времена жители этой слободы от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково. Любили люди в этом селе лепить весёлые, яркие, красочные игрушки. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска», позже этот праздник – ярмарку стали называть «Свистунья».

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...  резиновая

- из дерева...деревянная

- из ткани...тряпичная

- из соломы...соломенная

- из пластмассы...пластмассовая

- из бумаги...бумажная

Воспитатель: поиграли, отдохнули, а сейчас присядем за столы и посмотрим презентацию какие бывают народные игрушки в России.

Воспитатель:

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю сделать выбор какую русскую народную игрушку вы будите изготавливать самостоятельно. Дети выбирают «мастерскую», в которой будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия. Готовые работы дети выставляют на ярмарке.

Самостоятельная работа детей (мастерская)

1.изготовление матрешки (раскрашивание красками)

2.изготовление дымковское игрушки «Олень» (пластилинография)

3.изготовление тряпичной куклы-кувадка

Рефлексия: готовые работы представить на ярмарке.

Воспитатель:

Это мы видим! Это диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы,

Аж захватывает дух.

Молодцы дети! Ваши изделия радостные, добрые и веселые, такие,

Как у знаменитых русских мастеров!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. «Знакомство с воздухом».

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность; расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы " Знакомство со звуком Т"

Конспект  совместной образовательной деятельности для детей  подготовительной группы  " Знакомство со звуком Т"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»Цель: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего на...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные сказки»

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные сказки»...

КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ) организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Русские народные игрушки »

Цель: Воспитать любовь к природе; к традициям своего народа,познакомить детей с разнообразием русских игрушек...