Основные методы пластилинографии
статья (младшая группа)

Шапиева Патимат Шахаваттиновна

Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая, так как  в лепке работают обе руки (развитие мелкой моторики), происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), координируется работа двух полушарий, у детей формируется умение доводить начатое дело до конца, планировать работу,  развивается эстетический вкус и воображение.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_metody_plastilinografii_.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Шапиева Патимат Шахаваттиновна

ГБДОУ №9 Московского района г.Санкт-Петербург

Основные методы пластилинографии и их использование в работе

 с детьми младшей группы детского сада.

Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая, так как  в лепке работают обе руки (развитие мелкой моторики), происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), координируется работа двух полушарий, у детей формируется умение доводить начатое дело до конца, планировать работу,  развивается эстетический вкус и воображение.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

 Планируя свою работу с детьми я ставила перед собой следующие задачи: общеразвивающие ( развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать пространственное мышление, элементарные творческие способности, чувство цвета, формы, пропорции; формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни), образовательные: (продолжать знакомить с разными приемами и способами, в рисовании пластилином, учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом),воспитательные: (воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе, воспитывать оценочное отношение детей к деятельности сверстников).

Я использую следующие методы обучения детей рисованию пластилином:

 - Наглядный: Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.

 - Словесный: Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.

- Исследовательский: ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать.

- Практический: индивидуальная работа с детьми и самостоятельная работа детей.

В рамках реализации задачи по оздоровлению детей при рисовании пластилином применяю приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:

 пальчиковые гимнастики

 чтение стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями

 музыка эмоций, ароматерапия.

 Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.

Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности. Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста надо начинать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем.

В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием. Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинаю обучение с наиболее простых, таких как:

  • Использование только приёма надавливания.
  • Использование только приёма размазывания.
  • Использование обоих приёмов.

 Обучение происходит поэтапно с возрастанием. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует провожу поэтапно:

  • при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка.
  • научить надавливать на пластилин.
  • затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру.
  • сочетать приёмы.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), по желанию вносятся дополнения: трава, солнце. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого солнышко - вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик). На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.

В итоге, работая в технике «рисуем пластилином» сначала под руководством взрослого, а затем в совместной и самостоятельной деятельности, дети узнают много интересного об окружающем их мире и в достаточной степени развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся создавать своими руками интересные картинки, которые они могут повесить на стену, подарить своим близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности методом пластилинографии

Формирование творческой личности - одна из важных задач современного ДОУ....

Лепка с использованием метода пластилинографии во второй младшей группе «Ёлочка»

                  Лепка с использованием метода пластилинографии ...

Конспект НОД по лепке методом «пластилинография» для разновозрастной группы «Осенняя одежда»

Конспект НОД по лепке методом «пластилинография» для разновозрастной группы «Осенняя одежда»...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...