Усвоение дошкольниками основных сенсорных эталонов.
консультация (младшая группа)

Лёвина Антонина Ильинична

Усвоение дошкольниками основных сенсорных эталонов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усвоение дошкольниками основных сенсорных эталонов.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать холод, тепло и т.п.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребёнку накопить представления о форме, цвете, величине предметов и т.д.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предмета. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Понятие «сенсорные эталоны» предложено А.В. Запорожцем. Еще раньше (в конце XIX века) И.А. Сикорский наметил подход к рассмотрению процесса интериоризации, употребляя специальный термин для обозначения понятия сенсорного эталона («шаблон»). Оно включает в себя "определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определенное речевое обозначение. Овладевая такого рода системами, отдельные индивиды получают как бы набор мерок, или эталонов, с которыми они могут сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других. Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов.

В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение (Пилюгина 2003: 13).

Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств. Детей раннего возраста ещё рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойства предметов.

Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также чёрный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большая, средняя, маленькая). Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребёнка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах. Они выступают как образцы, которые помогают детям разобраться во всём многообразии свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания (Столяренко 2003: 111-114). Причём эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому одна из важнейших задач сенсорного воспитания детей – формирование у них представлений о сенсорных эталонах.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою пред историю. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ (Фролова 2001: 12-13).

Ознакомление с формой, величиной, цветом составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что схватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений малыши испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник) (Венев 1989: 211 – 216).

В практике дошкольного воспитания ещё встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребёнка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидностей. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребёнок знает, например, желтый цвет, но не знает, что оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение не может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это даёт им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную.

Дети третьего года жизни могут уже выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования (Саккулина 1989: 302 – 306).

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности, от красного к фиолетовому, в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы — теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота — это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность — степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном, цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящийся между зеленым и синим.

При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.

Здесь следует иметь в виду, что некоторые световые оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т. е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее – и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.). Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.) (Венгер 1989: 231 – 236).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования – особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника (Пилюгина 2003: 23).

Перейдем к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее – с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия, дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем над движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки, В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве (Поддьякова 1989: 263 – 268).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.

Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольн...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, сове...

Презентация "Ознакомление младших дошкольников с сенсорными эталонами"

Варианты работы с младшими дошкольниками по ознакомлению их с сенсорными эталонами...

Формирование основных сенсорных эталонов у младших дошкольников.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Методическое описание дидактической игры "Куб для развития основных сенсорных эталонов у дошкольников"

В методическом материале дано подробное описание  дидактической игры, ее вид и функциональное использование. Фото прилагается....

Статья "Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками"

В дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов...