Дошкольник и нормы этикета
консультация (старшая группа)

Презентация предназначена как для родителей, так и педагогов. В ней отражены основные правила и нормы этикета, которыми должен владеть дошкольник старшего дошкольного возраста. В материале приведены нормы этикета в разных сферах: речевой этикет, столовый этикет, поведение в общественных местах и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_doshkolnik_i_normy_etiki.pptx378.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольник и нормы этикета Группа «Почемучки» Ванюгина Г.М.

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ? Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта. Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

Слайд 3

КОГДА ПРИВИВАТЬ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА? Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды. Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками. Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

Слайд 4

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОШКОЛЬНИК? Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту. Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

Слайд 5

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям, чтобы дети учились соблюдать правила общения: здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну; здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними ; здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы; употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»; к чужим людям обращаться на «Вы »; не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать; извиняться , если сделал пакость; говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

Слайд 6

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи. За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет: кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой); во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке); кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой; не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем »; жевать с закрытым ртом; не играть с едой, нельзя ковыряться во рту за столом, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку); неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»); неприлично класть локти на стол, толкаться; некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то; нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку; брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее, тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно; перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых; нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.

Слайд 7

ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила : не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое); не напрашиваться на чай без приглашения ; всегда здороваться с хозяевами дома; нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов; категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает; не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры; соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки ; спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще ; обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

Слайд 8

СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание. Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил: к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи; ругаться , кричать на членов семьи нельзя; если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться; ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво; важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

Слайд 9

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам : для мусора существует урна; запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб ; неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность; нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины; нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям; запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться ; нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах ; двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин); не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.

Слайд 10

ПОВЕДЕНИЕ В ТРАНСПОРТЕ Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете : в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек); предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие); в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе ; не кричать, не стучать по стене купе поезда; в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло; в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла; запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.

Слайд 11

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ, ЦИРКЕ ИЛИ НА ДРУГОМ КУЛЬТУРНОМ МЕРОПРИЯТИИ Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести : не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно; прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей ; если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство; не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса; не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

Слайд 12

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе : чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях; лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине ; кричать, бегать, хлопать дверями ; грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы; кашлять , не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь ; кричать в общественном транспорте ; бегать и наступать на ноги; шаркать ногами при ходьбе; жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

Слайд 13

В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей . Семья - отражение

Слайд 14

Литература для чтения детям «Этикет для детей различных лет», А. Усачев; « Правила поведения», Э. Бомон ; «Вежливые слова», О. Корнеева ; «Общительные сказки», Т. Шорыгина ; «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус ; « Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева ; «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева , О. Журавлева, О. Сазонова; « Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство « Харвест »; «Этикет для непосед», издательство Clever ; « Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой .

Слайд 15

Использованные ресурсы: https://razvivashka.online/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey https://urok.1sept.ru/articles/676164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие внимания и памяти у дошкольников с нормой и с ЗПР"

Определение внимания и памяти.  Виды внимания и памяти. Особенности внимания и памяти у дошкольников с нормой и с ЗПР....

Этапы развития речи дошкольника в норме

Описаны этапы формирования речи детей дошкольного возраста...

Тема: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»

В статье описывается развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи....

Педагогическая находка «Использование мнемотаблиц в обучении детей нормам этикета»

Для эффективного обучения детей правилам этикета можно использовать в своей работе мнемотаблицы. Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с...

Создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми дошкольного возраста норм этикета и морали

 Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не т...