Игры и упражнения по теме: "Бытовая техника, приборы, инструменты"
методическая разработка (старшая группа)

Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании. Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать мыслительную активность, любознательность. Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по теме «Бытовая техника и приборы, инструменты»

1. «Чудесные превращения»

2. «Витрина магазина бытовых приборов»

3. «Провода»

4. «Фотограф»

5. «Послушай и нарисуй»

6. «Закончи фразу»

7. «Что сначала, что потом?»

8. «Ремонтная мастерская»

9. «Кому что нужно для работы?»

10. «Кто больше назовёт слов?»

11. «Кто на чём играет?»

12. «Что было? Что будет?»

13. «Хитрый фотограф»

14. «Предметы, облегчающие труд»

15. «Умозаключения»

16. «Что будет?»

17. «Большой – маленький - еще меньше»

18. «Ты – мне, я - тебе»

19. «Назови ласково»

20. «Кто больше назовет слов, что умеет делать прибор?»

21. «Подбери признак»

22. «Помощники»

23. «Четвертый лишний»

1. «Чудесные превращения»

Цель: упражнять в изображении предметов и ситуаций на основе наглядных моделей.

Материал: карточки с изображениями заместителей предметов (1—2 для каждой игры), на каждой карточке нарисованы три полоски разной длины, два-три кружка разного цвета; листы бумаги и цветные карандаши для рисования.

Ход игры

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своём листе соответствующую картину  (можно несколько).

Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображённым предметам-заместителям (по цвету или по величине), оригинальность содержания и композиции.

Игра может повторяться неоднократно с разными карточками.

2. «Витрина магазина бытовых приборов»

Цель: упражнять в описании пространственного расположения предметов с использованием предлогов в активной речи.

Ход игры

Педагог располагает бытовые приборы или их предметные картинки на витрине (прилавке) магазина (на столе, доске, фланелеграфе).

Задание 1. Назовите предметы бытовой техники, которые вы видите на витрине. Что здесь лишнее? Уберите лишние предметы.

Задание 2. «Покажи и назови»: что стоит в центре витрины? Что вверху, или в верхней части витрины? Что внизу, или в нижней части витрины?

Задание 3. Предметы бытовой техники убираются. Затем педагог просит восстановить порядок: «Назови, где находится…?» И т.д.

Задание 4. Во время дежурства нескольких детей педагог просит их рассказать о местоположении бытовых приборов в помещении группы, спрятав руки за спиной, не используя указательные жесты.

3. «Провода»

Цель: стимулировать развитие внимания, коллективного взаимодействия.

Игровое правило: когда «электрик» заметил передачу тока, он меняется местами с этим игроком в круге.

Игровые действия: держаться за руки, передавая «ток»; замечать процесс «передачи тока» и «прерывать» его.

Ход игры

Вариант 1. Дети выстраиваются в линию в виде провода и передают друг другу слова, волнообразно приседая, поднимаясь. Главное – не разорвать цепь.

Вариант 2. Дети становятся в круг и берутся за руки. Один из игроков — в центре. Взрослый начинает игру, слегка сжимая кисть соседа справа (или слева). Игрок в центре – «электрик» — должен заметить движение и «остановить ток», прервав цепь рук. Главное – угадать, в какую сторону бежит ток. Если угадал, становится на это место в круг, а его место в центре занимает «слабое звено».

4. «Фотограф»

Дидактическая задача: стимулировать зрительную память, уточнять названия предметов бытовой техники.

Материал: предметы бытовой техники или их изображение (10—15 шт.), ширма.

Задание. Взрослый показывает набор предметов, просит детей назвать их, затем обобщить одним словом. Далее прячет все предметы и просит вновь назвать их все.

По мере называния предметы достаются из-за ширмы, чтобы ребёнок не повторялся. Выигрывает тот, кто смог назвать все предметы сразу.

5. «Послушай и нарисуй»

Цель: учить детей свободно общаться в процессе выполнения совместного рисунка.

Материал: бумага, фломастеры (карандаши).

Игровые действия: отразить в рисунке понимание многозначного слова.

Ход игры

Воспитатель называет слово, например «ручка», имеющее несколько значений. Задача играющих — нарисовать это слово во всём его многообразии.

В ходе работы дети должны иметь возможность комментировать свои рисунки, свободно переговариваться.

Аналогично проводится рисование предметов со словом «ножка» (на другом листе бумаги).

6. «Закончи фразу»

Цель: активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно - следственных и пространственно-временных отношений.

Закончите предложение с помощью картинок:

Я чищу ковёр… (пылесосом).

Я стираю бельё в…

Я слушаю новости по…

Я глажу бельё…

Я смотрю фильм по…

Я ищу новую информацию в…

Я взбиваю сливки с помощью…

Я храню продукты в…

Я шью платье на…

Я разговариваю с другом по…

 Я делаю снимок нашей семьи…

7. «Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания этапов трудового процесса по созданию инструментов, электроприборов; уточнять представления о разнообразии материалов; обогащать представления детей о труде взрослых, его коллективном характере, взаимосвязи многих профессий; воспитывать бережное отношение к бытовым приборам, инструментам.

Материал: карточки для построения логической цепочки из нескольких звеньев.

Игровые правила: правильно подобрать карточки, сложить их и объяснить логику построения цепочки.

Игровые действия: выстроить картинки в логическую цепочку.

Ход игры

Взрослый показывает конверт с письмом, в котором Незнайка просит детей рассказать о том, как появились те или иные предметы. Он прислал нам картинки интересующих его предметов.

Вариант 1. Взрослый показывает детям картинки с изображением готового предмета (т.е. последнего звена логической цепи) и предлагает разложить в ряд картинки, которые рассказывают, как был сделан этот предмет, по порядку от начала до конца. Затем дети составляют короткий рассказ: «Что чем было? Что чем стало?»

Вариант 2. «Что было до и что станет после?»

Взрослый раздаёт детям картинки инструментов: пила, отвёртка, миксер, мясорубка, овощерезка, тёрка, половая щётка, выбивалка и т.д.

Детям предлагается вспомнить, чем этот предмет был раньше (раньше использовали разные палочки вместо отвёртки люди), что из него изобрели потом? (Отвёртку превратили в электрический винтовёрт, дрель и т.п.)

Затем дети сами придумывают и дополняют дальше такие ряды.

8. «Ремонтная мастерская»

Цель: закрепить умение детей называть части предмета, выделять его функцию и материал, а также узнавать предмет по названной части или детали; вызывать стремление активно помогать в посильном мелком ремонте предметов.

Материал: картинки с изображением деталей предметов бытовой техники, инструментов; предметные картинки готовых изделий; материал для детского творчества (карточки подходящего к картинкам размера, цветные карандаши и др.); игрушки кот и собака.

Игровые правило: побеждает команда, первой правильно собравшая детали к своему предмету.

Игровое действия: найти картинки деталей к предъявленному на общей картинке предмету, назвать их, дополнить более мелкими деталями самостоятельно.

Ход игры

Педагог рассказывает, что кот Матроскин и пёс Шарик открыли в деревне Простоквашино мастерскую по ремонту различных предметов бытовой техники. У них накопилось много работы. Они просят детей о помощи — необходимо подобрать детали для готового изделия.

Вариант 1. Воспитатель показывает картинку собранного предмета бытовой техники, а дети называют его детали, не повторяя их. Выигрывает ребёнок, последним назвавший правильное слово.

Вариант 2. Все дети делятся на 4 команды — по количеству картинок с изображением собранного предмета. Взрослый раскладывает картинки деталей предметов на столах вперемешку, а изображения собранных предметов раздаёт командам. Согласно заданию команды дети ищут и собирают детали своего предмета.

Вариант 3. Педагог предлагает командам дополнить детали к своим предметам.

9. «Кому что нужно для работы?»

Цель: побуждать детей выделять, классифицировать предметы, облегчающие труд на производстве и в быту (инструменты, приборы); обогащать представления детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением различных предметов, а также предметов, облегчающих труд человека на работе и в быту; фишки.

Игровые правила: за правильный и полный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

Игровые действия: выбрать подходящую картинку, назвать предмет, объяснить его назначение, способ действия с ним.

Ход игры

Взрослый рассказывает, что Незнайка решил помочь Самоделкину разложить инструменты и материалы для различного труда. Но он, конечно же, не знает, что кому надо для работы. Поможем Незнайке!

Вариант 1. Взрослый раскладывает все картинки на столе, показывает ту, которая изображает человека какой-то профессии, и предлагает участникам игры выбрать картинки с изображением предметов, необходимых для работы человеку этой профессии. Дети по очереди берут картинки, называют предмет, рассказывают, для чего он служит человеку.

Вариант 2. Затем на столе раскладываются картинки с изображением предметов, облегчающих труд людей в быту. Взрослый описывает один из предметов. Ребёнок, первым отгадавший предмет, подбирает к нему картинки с изображением людей подходящих профессий. Необходимо рассказать, для чего нужен данный предмет всем этим людям.

Ведущим может быть и ребёнок.

10. «Кто больше назовёт слов?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

Материал: картинки с изображением людей разных профессий, предметные картинки, импровизированный микрофон, бумага, ручка (доска и мел).

Игровые действия: дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом объект (предмет), кратко объясняя их назначение.

Игровые правила: называть действия, не повторяя слова; выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Ход игры

Взрослый говорит, что корреспондент из газеты хочет узнать, что дети знают о профессиях людей. Он будет записывать слова через микрофон.

Воспитатель показывает картинку, а один из членов команды назовёт инструменты (приборы), необходимые для этой профессии, в микрофон. Повторять слова нельзя.

Дети делятся на две команды. Их представители по очереди называют слова. Взрослый предлагает картинки с изображением инструментов.

Например: повару – нож, миксер, соковыжималка, печь СВЧ, посудомоечная машина, холодильник, электрочайник, кофеварка и др.

Парикмахеру — фен, электрощипцы, расчёски, кисточки, краски, электробритва, ножницы и т.д.

11. «Кто на чём играет?»

Цель: обогащать представления детей о многообразии музыкальных инструментов; стимулировать мыслительные операции обобщения и классификации.

Игровое правило: действовать по сигналу, пока звучит музыка, в соответствии с картинкой.

Игровое действие: выбирать картинки (инструменты) в соответствии с символом, объяснить свой выбор.

Материал: наборы предметных картинок по нескольким группам классификации; музыкальные инструменты, игрушки, звучащие предметы.

Ход игры

Воспитатель на столе раскладывает музыкальные инструменты, игрушки и звучащие предметы. На другом столе в трёх секторах разложены картинки-символы: струнные, ударные, духовые инструменты.

Пока звучит музыка, дети движутся вокруг символов. С окончанием музыки останавливаются. Кто на каком секторе остановился, выбирает себе на другом столе соответствующий инструмент (игрушку, предмет).

С началом мелодии дети подыгрывают на своих инструментах. По её окончании - раскладывают свои инструменты на соответствующий сектор с символом. Кто ошибся, выбывает из игры.

12. «Что было? Что будет?»

Цель: закреплять знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов бытовой техники, инструментов; уточнять представления о материалах, из которых создаются предметы; обогащать представления детей об изобретательности людей, взаимосвязи многих профессий; способствовать развитию у детей памяти, внимания, воображения, речи; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Материал: карточки для построения логической цепочки из нескольких звеньев.

Игровые правила: правильно подобрать карточки, сложить их и объяснить логику построения цепочки.

Игровые действия: выстроить картинки в логическую цепочку.

Ход игры

Взрослый показывает конверт с письмом, в котором мальчик Познайка просит детей рассказать о том, как появились, как изменялись и совершенствовались те или иные предметы. Он прислал нам картинки интересующих его современных предметов.

Вариант 1. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов эволюции любого современного предмета быта и предлагает разложить в ряд картинки, которые рассказывают об эволюции этого предмета по порядку, в той последовательности, как его придумывали люди. Надо быть внимательными, возможно, некоторые предметы пропущены.

Затем предлагает составить рассказ: что чем было и каким стало? Рассказать о назначении древних предметов. Почему человек изменял некоторые предметы?

Вариант 2. «А что потом?»

Взрослый оставляет сложенные детьми эволюционные ряды и предлагает назвать и нарисовать возможно пропущенные этапы эволюции данного предмета, а затем придумать каким он будет в далёком будущем.

Вариант 3. На столах разложены картинки с изображением прошлого, настоящего и будущего различных предметов.

Педагог предлагает детям составить цепочки путешествий в прошлое, настоящее и будущее предметов быта — лампочки, стиральной машины, пылесоса и т.д.

Вариант 4. Придумать и дополнить такие ряды самостоятельно.

13. «Хитрый фотограф»

Цель: стимулировать развитие памяти детей, наблюдательности, классификацию мыслительных операций обобщения.

Игровое действие: называть картинки.

Игровые правила: отвечает только «фотограф», называет предметы только названной категории. Ошибающийся выбывает. Побеждает тот, кто правильно «сфотографировал» все предметы.

Ход игры

Воспитатель раскладывает перед детьми набор картинок: инструменты, бытовые приборы, измерительные приборы, электротехника.

Воспитатель. У нас сегодня в группе необычный фотоаппарат. Он будет фотографировать не все предметы, а только предметы одного признака. Сфотографируйте только музыкальные инструменты.

Дети имитируют движениями рук процесс фотографирования и называют по порядку все картинки, которые указывает воспитатель.

Затем один ребёнок берёт «хитрый фотоаппарат» и называет свои «фотографии» — картинки музыкальных инструментов, которые он запомнил.

Остальные дети при правильном ответе хлопают в ладоши, при ошибке топают ногами.

Игра повторяется: Сфотографируйте только кухонные электроприборы; только измерительные приборы и т.д.

14. «Предметы, облегчающие труд»

Дидактическая задача: побуждать детей выделять предметы, облегчающие труд на строительстве; объяснять, что они могут улучшить качество, скорость выполнения действий.

Материал: картинки с изображением различных предметов бытовой техники, а также предметов, облегчающих труд человека в быту; фишки.

Задание 1. Педагог раскладывает все картинки на столе и предлагает участникам игры выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям в быту. Дети по очереди берут картинки, называют предмет, рассказывают, как он служит человеку. Тот, кто ответил правильно, получает фишку.

Задание 2. Затем на столе раскладываются картинки с изображением предметов, облегчающих труд людей в быту. Взрослый описывает один из предметов. Ребёнок, первым отгадавший его, получает фишку. Выигрывает участник, набравший большее число фишек. Ведущим может быть и ребёнок.

 15. «Умозаключения»

Дидактическая задача: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь при объяснении своих ответов.

Материал: карточки с фразами для ведущего – взрослого.

Задание: закончи предложение.

Домофон нужен, чтобы…

В холодильнике сама выключается лампочка, потому что…

Я могу петь вместе с телевизором, потому что… (купили караоке).

Бабушка взбивала миксером тесто, чтобы…

Ковёр не выносят на улицу, потому что купили…(пылесос).

Мальчишки не боятся запачкать одежду на улице, потому что… (легко отстирать в стиральной машине).

Мы дома обходимся без газовой плиты, потому что на кухне появилась… (печь СВЧ).

Легко фотографировать разные события, потому что всегда с собой… (телефон с встроенной фотокамерой).

Я могу общаться с ровесниками из любой страны мира, потому что… 

16.  «Что будет»

Цель: развитие связной речи, мышления

- А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем - нибудь заменить?

- Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.

- Вместо стиральной машины постирать руками.

- Вместо пылесоса подмести веником.

- Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать и т. д.

 

17. «Большой – маленький - еще меньше»

Утюжище – утюг - утюжок

Пылесище – пылесос - пылесосик

Фенище – фен - фенчик

Самоварище – самовар - самоварчик

Мясорубище – мясорубка - мясорубочка

Соковыжималище – соковыжималка - соковыжималочка

Фотоаппаратище – фотоаппарат - фотоаппаратик.

18. «Ты – мне, я - тебе»

Цель: формировать умение называть слова - действия

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электроприбор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.

Пылесос – убирает пыль,

Холодильник – сохраняет продукты,

Стиральная машина – стирает бельё,

Утюг – гладит бельё и т. д.

19. «Назови ласково»

Цель: образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)

Чайник – чайничек

Пылесос – пылесосик

Телефон - телефончик

Утюг - утюжок ;

Мультиварка - мультиварочка;

Плита – плиточка; 

Кофемолка – кофемолочка;

Пароварка – пароварочка;

Торшер - торшерчик;

Лампа – лампочка;

Розетка – розеточка;

Холодильник - холодильничек,

Магнитофон – магнитофончик

20. «Кто больше назовет слов, что умеет делать прибор?»

Цель: формирование умения называть слова - действия

- Я буду вам показывать картинку, а вы, будите мне говорить, что делает этот прибор.

Пылесос - гудит, сосёт, глотает, дрожит, катится, стоит, втягивает.

Телевизор - показывает, включается.

Фен - дует, греет, сушит, гудит.

Плита - нагревается, варит, кипятит и.т.д. и т.п.

21. «Подбери признак»

Цель: формирование умения называть слова – признаки (относительные прилаг.)

-Утюг (какой) – тяжелый, металлический, новый, легкий, пластмассовый, электрический, горячий, опасный, удобный, паровой, мощный; 

-Люстра ( какая?) — блестящая , красивая , большая, маленькая , хрустальная хрупкая .

- Пылесос ( какой?)- большой, красивый, надежный, мощный…

- Холодильник ( какой?) – высокий, двухкамерный, большой, холодный.

(чайник, телевизор, микроволновая печь, фен, мясорубка, телефон)

22. «Помощники»

Цель: уточнять названия предметов бытовой техники, описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершают разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Лампой – освещают книгу.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.
По телефону – звонят.
На магнитофоне – слушают музыку.

23.  «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его
Холодильник, мясорубка, 
утюг, чайник.
Кастрюля, 
микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, 
телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, 
пылесос.
Чайник, обогреватель, 
холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, 
швейная машина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бытовая техника, приборы, инструменты»

Программное содержание: закреплять представления детей о предметах бытовой техники; уточнять знания о том, какую помощь они оказывают людям; обогащать представления детей о труде взрослых с применение...

Картотека предметных картинок на тему "Бытовая техника и приборы".

Картинки найдены на разных сайтах и оформлены в виде картотеки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10987511","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: ...

Игры и упражнения по теме «Бытовые приборы»

Игры и упражнения по теме  «Бытовые приборы»...

Занятие по развитию речи на тему: "Бытовые приборы и инструменты"

Образовательные задачи:дать представления детям о бытовых приборах, инструментах (название, назначение, форма, детали, цвет);ввести в речь детей обобщающие понятия: «бытовые приборы», &laq...

Игры и упражнения по лексической теме «Электробытовые приборы»

рассмотрите с ребенком домашнюю бытовую технику, предназначенную для кухни, спальни, гостиной;— рассмотрите на иллюстрациях различную бытовую технику;— назовите бытовую технику и ее ...

Конспект игры «Поле чудес» по теме «Бытовая техника» для детей подготовительной группы

план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)...

Календарно-тематическое планирование по теме "Бытовая техника, приборы (безопасность в помещениях)".

Календарно-тематическое планированиеподготовительная к школе группапо теме "Бытовая техника, приборы (безопасность в помещениях)"....