Занятие по развитию речи на тему: "Бытовые приборы и инструменты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Образовательные задачи:

  • дать представления детям о бытовых приборах, инструментах (название, назначение, форма, детали, цвет);
  • ввести в речь детей обобщающие понятия: «бытовые приборы», «инструменты»;
  • ввести в речь детей новое слово «ток»;
  • познакомить с многозначными словами «гнездо», «вилка»;
  • совершенствование грамматического строя речи:
  • умение подбирать слова - антонимы;
  • упражнять в словообразовании;
  • составлять полные предложения;
  • упражнять в употреблении предлогов;

Развивающие задачи

Развивать:

  • развитие диалогической речи;
  • совершенствование речевого дыхания;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие логического мышления;
  • развитие координации речи с движением, навыков пространственной организации двигательного акта;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • положительной установки на участие в занятии;
  • ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание бережного и аккуратного отношения к бытовым приборам и инструментам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bytovye_pribory_i_instrumenty.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

  • дать представления детям о бытовых приборах, инструментах (название, назначение, форма, детали, цвет);
  • расширить словарь по теме:
  • именами сущ.: электричество, электрик, розетка, шнур, вилка, ток, гнездо, телефон, пылесос, холодильник, магнитофон, фен, настольная лампа, утюг, светильник, стиральная машина, микроволновая печь, пила, молоток, дрель, гвозди, рулетка, рубанок, иголка…
  • глаголами: включать, выключать, работать, гудеть, помогать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить, прибивать, сверлить, стучать…
  • именами прилаг.: электрический опасный, полезный, необходимый, острый, чистый, домашний…
  • ввести в речь детей обобщающие понятия: «бытовые приборы», «инструменты»;
  • ввести в речь детей новое слово «ток»;
  • познакомить с многозначными словами «гнездо», «вилка»;
  • совершенствование грамматического строя речи:
  • умение подбирать слова - антонимы;
  • упражнять в словообразовании;
  • составлять полные предложения;
  • упражнять в употреблении предлогов;

Развивающие задачи

Развивать:

  • развитие диалогической речи;
  • совершенствование речевого дыхания;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие логического мышления;
  • развитие координации речи с движением, навыков пространственной организации двигательного акта;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • положительной установки на участие в занятии;
  • ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание бережного и аккуратного отношения к бытовым приборам и инструментам.

Материал

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • картинное панно «Квартира»;
  • картинки с изображением бытовых приборов и инструментов.

Раздаточный:

  • дневники (на каждого ребёнка);
  • микрофон;
  • материал для развития речевого дыхания (платочки).

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Она недавно переехала в новую квартиру и обнаружила там много интересного, а что это  не знает. Давайте ей поможем, а для этого я вам предлагаю отгадать загадки .

1.Отгадывание загадок

  • Два волшебных колеса
    Повторяют голоса, —
    Друг за другом тянут сами
    Полосочку с голосами.

(Магнитофон)

  • Есть у нас в квартире робот,
    У него огромный хобот,
    Любит робот чистоту,
    И гудит, как лайнер: «Туу—у»
    С большой охотой пыль глотает,
    Но не болеет, не чихает.

                                                  (Пылесос)

  • По волне, волне
    Плывет музыка ко мне.

                                                (Радио)

  • Вот так дом: Одно окно,
    Каждый день В окне—кино.
    Живет в нем вся Вселенная,
    А вещь — обыкновенная.

(Телевизор)

  • Через поле и лесок подается голосок.
    Он бежит по проводам —
    Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Логопед на мольберт выставляет картинки - отгадки с изображением бытовых приборов.

- Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом? (Бытовые приборы).

- Какие вы ещё знаете бытовые приборы? (….)

  1. Проводится беседа о бытовых приборах:
  • назначение;
  • рассматривание формы, деталей, определение возможных цветов;
  • уход;
  • материал из которых они изготовлены;
  • объяснить что такое ток. Какую роль он играет в работе электрических бытовых приборов.
  • познакомить детей с многозначными словами «вилка», «гнездо».

- У Маши есть ещё просьба к вам. В кладовой она обнаружила много предметов, которые ей незнакомы. Что же это?

Приготовьтесь отгадать следующие загадки.

3. Отгадывание загадок об инструментах:

  • Смотрите, мы раскрыли пасть,
    В неё бумагу можно класть.
    Бумага в нашей пасти
    Разделится на части ...(ножницы)

  • Как взялась кума за дело,
    Завизжала и запела,
    Ела, ела, дуб, дуб,
    Поломала зуб, зуб ...(пила)

  • Он целый день звенел в бору
    Густом, от инея белесым,
    А ночью, подойдя к костру
    Заснул, в бревно уткнувшись носом ...(топор) 

  • Тит на работу вышел,
    Каждый услышал.
    Сам он худ, голова с пуд, 
    Как ударит - крепко станет ...(молоток)

  • Бьют парнишку по фуражке,
    Чтоб пожил он в деревяшке.
    Без головы, а в шляпе.
    Одна нога, и та без сапога ...(гвоздь)

- Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом? (Инструменты).

- Какие вы ещё знаете инструменты? (….)

4. Беседа об инструментах:

  • для чего они нужны?
  • из каких материалов изготовлены?
  • где хранятся.

-Маше подарили бытовую технику, но она не знает куда ее поставить. Она просит нас о помощи и приглашает в свою квартиру.

Дыхательная гимнастика «Подуем на платочки»

        Учитель - логопед раздаёт детям платочки и предлагает на них подуть, показать какие они красивые (Язык широкий лежит на нижней губе, дуть со звуком «Ф»).

   5 .Игра «Расставьте бытовую технику» (употребление предлогов, составление схем предложений).

Перед детьми выставляется картонное панно «Квартира» и изображения бытовой техники.

  • Чайник поставим между микроволновой печью и кухонным комбайном.
  • Стиральную машину поставим около посудомоечной машины.
  • Пылесос поставим за шкаф.
  • Утюг поставим на гладильную доску…

Физкультурная минутка 

 (дети делают движения в соответствии с текстом и проговаривают слова)

Папе помогать пойдем:               Обычная ходьба на месте

Инструменты мы возьмём

Тук-тук, тук-тук!

Молоток – колоток                     Имитация работы с молотком

Стучу-стучу,

Гвоздь любой заколочу

Вжик-вжик, вжик-вжик!

 Пила-стрела                               Имитация работы с пилой

Пилю- пилю. Всё я распилю.

Чик-чик-чик.

Ножницы берем                         «Ножницами расстригают бумагу»

И бумагу расстрижем.

Не шумлю и не кричу.              «Пылесосят пол»

Я охотно пыль глотаю,

Не болею, не чихаю.

  1. Игра «Придумай новые слова»

- Маша пригласила детей попить чай. Мама ставит чайник на плиту.

  • Плита горит, она какая?- горящая.
  • Вода в чайнике кипит, она какая? -…..
  • Крышка стучит о чайник, он какой?…….
  • Вот чайник уже засвистел, он какой?…..

7. Игра «Скажи наоборот»

  • Гасить - зажигать.
  • Включать-…
  • Охлаждать-….
  • Стирать-…..
  • Сорить-…..
  • Ламать - …..
  1. Игра «Что было бы, если…»

Логопед обращается к  детям с вопросами, напоминая о том, что ответы необходимо давать полными предложениями:

-Что было бы, если б не было холодильника? (…)

-Что было бы, если б не было пылесоса? (…)

Дети дают ответы, передавая друг другу игрушечный микрофон.

После каждого задания дети оценивают себя и своих друзей, выставляя условные оценки в дневники.

- Ребята, Маша вам очень благодарна за помощь! Она с вами прощается, до новых встреч!

III. Рефлексия:

  • Кто сегодня на занятии был самым активным?
  • Чьи ответы вам понравились?
  • Кому понравились свои ответы и чем? 
  • Что нового вы узнали?
  • Что нового хотели бы узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи. Тема: "Бытовая техника".

Занятие по логопедии. Тема:  "Бытовая техника". Включает в себя работу над развитием мелкой моторики, мимики, артикуляционного аппарата, общих речевых навыков. Также в занятие включен звуковой ан...

Конспект ООД «Познавательное развитие» средняя группа. Тема: «Бытовые приборы».

«Бытовые приборы».Средняя группа.Конспект ООД «Познавательное развитие» средняя группа.Тема: «Бытовые приборы».Программные задачи:Закрепление представлений о бытовых приборах; названии геометриче...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Электрические приборы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовимтельной группе "Электрические приборы"....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Игры и упражнения по теме: "Бытовая техника, приборы, инструменты"

Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании. Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать мыслитель...

Календарно-тематическое планирование по теме "Бытовая техника, приборы (безопасность в помещениях)".

Календарно-тематическое планированиеподготовительная к школе группапо теме "Бытовая техника, приборы (безопасность в помещениях)"....