Календарно-тематический планирование. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. «Социокультурные истоки».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  2. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  5. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа «Ягодка». Воспитатель: Урасинова Людмила Валентиновна.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. «Социокультурные истоки».

Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  2. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  5. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения

В возрасте 6-7 лет ставятся задачи развития умений:

- Понимать сверстников и взрослых;

- Принимать точку зрения собеседника;

- Делиться своими знаниями;

- Взаимодействовать в общем деле.

Показателями диагностики коммуникативного аспекта качества образования являются поведенческие показатели:

- Умение слушать, умение говорить, умение вступать в контакт, поддерживать и завершать общение;

- Видеть, слышать и чувствовать каждого, присоединяться к партнёру, выражать собственную оценку;

- Приходить к согласию, быть терпимым к иному мнению;

- Уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса;

- Выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

У ребёнка старшего дошкольного возраста в коммуникативном аспекте качества образования, кроме указанных выше показателей, прослеживаются развитые психологические умения:

- Преодолевать барьеры в общении;

- Проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым;

- Снижать излишнее напряжение в общении;

-Использовать ситуативные нормы приветствия, нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;

- Высказывать пожелание, просьбу, совет, предложение, сочувствие;

- Использовать невербальные средства общения.

Календарно-тематический планирование

№ п/п

Тема

Дата план

Дата факт

Обязательная часть

содержания образования

Примерный план взаимодействия с родителями

Учебно – методическое обеспечение программы

1.

«Сказочное слово»

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова».

2. Развитие общения в паре.

3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основерусской народной сказки «Царевна-лягушка», и сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», личного опыта детей.

2.Выполнение заданий.

3. Игра – драматизация «Путешествие по сказкам».

4.Работа в паре «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок».

5.Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка»

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» для детей 6-7 лет.

2. Представление комплекта книг для развития детей 6-7 лет.

3. Работа в круге с книгой для развития «Сказочное слово».

4. Выполнение заданий по русской народной сказке «Царевна-лягушка», и сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

5. Работа с пословицами в книге «Сказочное слово».

6. Активное занятие. Работа в микрогруппе «Мудрость сказочного слова».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.189-190.

Истоковедение» том 11, стр.87.

Книга для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» стр.4-10, 11-26, 27, 30-31, 29.

2.

«Напутственное слово»

Задачи:

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова».

2. Развитие умения общаться в паре.

3.Приобщение к традиции напутственного слова.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», пословиц и личного опыта детей.

2. Выполнение задания.

3. Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».

4. Работа в паре «Напутственное слово».

5. Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомствос книгой для развития детей«Напутственное слово».

2. Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Перышко ФинистаЯсна-сокола».

3. Работа с пословицами в книге «Напутственное слово».

4. Активное занятие. Ресурсный круг ««Напутственное слово в семье».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.191-192.

Истоковедение» том 11, стр.88.

Книга для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» стр.5, 6-14, 4, 16-17, 18, 15.

3.

«Жизненный путь»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова».

2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко ФинистаЯсна-сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей.

2.Выполнение задания «Этапы жизненного пути».

3. Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей).

4. Ресурсный круг «Жизненный путь».

5.Оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?»

1. Работа по книге «Напутственное слово»

2. Выполнение с детьми задания «Этапы жизненного пути».

3. Работа с детьми с пословицами в книге «Напутственное слово».

4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?»

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.193-194.

Истоковедение» том 11, стр.88.

Книга для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» стр.21-32, 33, 20, 34, 35.

4.

«Светлый образ»

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа».

2. Создание позитивного настроя на общение в группе.

3. Формирование ресурса успеха.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-троицкой Сергиевой Лавры, ауди записей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение»), фрагментов «Жития Преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике».

2.Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского».

3.Оформление страницы Альбома «О Преподобном Сергии Радонежском»

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ».

2. Выполнение заданий к фрагменту произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение»), рассказам «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике» и фрагменту «Жития» («Посещение преподобного Сергия Пресвятой Богородицей»).

3. Активное занятие. Ресурсный круг «Светлый образ»

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.194 -195.

Истоковедение» том 11, стр.88-89.

Книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ» стр.5-8, 9-14, 14.

5.

«Чудотворный образ»

Задачи:

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа».

2. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

3. Приобщение к отечественной святыне.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагменту из «Жития Преподобного Сергия Радонежского».

2. Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование).

3. Работа в паре «Светлый образ».

4. Выполнение задания.

1. Работа с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ».

2. Чтение детям рассказа «Куликовская битва», фрагмента из «Жития Преподобного Сергия Радонежского».

3. Совместная художественно-продуктивная деятельность «Храмы Святой Руси».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.195 -197.

Книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ» стр.19-23, 24-25, 26-27, 27.

6.

«Мастера и рукодельницы»

Задачи:

1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела».

2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам).

3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок», пословиц.

2.Выполнение задания.

3. Игра «Где мы были».

4. Работа в паре «Мастера и рукодельницы»

5. Оформление страницы Альбома «Русские узоры».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы».

2. Выполнение заданий по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо».

3. Работа с пословицами в книге «Мастера и рукодельницы».

4. Активное занятие. Работа в четверке «Мастер своего дела».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.197 -199.

Истоковедение» том 11, стр.89-90.

Книга для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» стр.5-12, 4, 14, 16, 17-18, 15.

7.

«Старание и терпение»

Занятие проводится совместно с учителями школы.

Задачи:

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела».

2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре.

3. Развитие единого контекста в группе.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо» пословиц.

2. Игра «куда иголочка, туда и ниточка»

3. Работа в паре «Старание и терпение»

4. Творческое задание «Иллюстрации к сказке».

1.Работа с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы».

2. Выполнение заданий совместно с детьми по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо».

3. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Иллюстрации к сказке».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.199 -200.

Книга для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» стр.26-32, 20, 34-35, 33.

8.

«Семейные традиции»

Занятие проводится совместно с родителями.

Задачи:

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

2. Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых.

3. Развитие единого контекста в группе.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Благовещение»), сказа П.П. Бажова «Живинка в деле», рассказа О.С. Абрамовой «Семейная радость», пословиц и личного опыта детей.

2. Выполнение задания.

3. Весенний хоровод по усмотрению воспитателя.

4. Работа в паре «Семейные традиции».

5. Оформление страницы Альбома «Традиции нашей семьи».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»

2. Выполнение заданий по сказу

П. Бажова «Живинка в деле» и сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

3. Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».

4. Активное занятие. Работа в четверке «Семейные традиции».

5. Подведение итогов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании. Присоединение к Азбуке истоков для 1 класса общеобразовательной школы.

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.201 -202.

Истоковедение» том 11, стр.90-91.

Книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» стр.12-13, 6-11, 5, 4, 14, 16.

9.

«Книга-праздник души»

Занятие проводится совместно с родителями и учителями.

Задачи:

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

2. Развитие у детей умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3. Подготовка детей к созданию Первой книги (начальная школа).

Примерный план:

1. Организация выставки «Книга-праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет).

2. Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг для развития детей 6-7 лет .

2. Выполнение задания.

3. Игра из любимой Книги для развития детей.

4. Работа в паре «Книга-праздник души».

5. Оформление страницы Альбома «Мои Истоки».

1.Работа совместно с детьми с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»

2. Помощь в организации выставки «Книга-праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет).

3. Проведение игр из любимой Книги для развития детей.

4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Мои Истоки».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.202 -204.

Истоковедение» том 11, стр.90-91.

Книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» стр.51-52, 54-55, 53.

10.

«До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!»

Итоговое.

Занятие проводится совместно с родителями и учителями.

Задачи:

1.Осмысление и прочувствование результатов, достигнутых в ходе реализации программы.

2. Развитие ресурса успеха.

3. Развитие единого контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и школе.

Примерный план:

1. Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития).

2. Ресурсный круг (с делегированием) «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми».

2. Выполнение задания.

3. Художественная деятельность детей «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!»

1. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития).

2. Организация выставки детских рисунков на тему «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!»

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.204.

Книги для развития детей 3-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-тематическое планирование образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

Блочно-театическое планирование разработанно для группы комбинированной направленности (дети с нарушениями слуха).Данная работа представленна в виде блоков ,выделено содержание,цели ,а также словарь к...

Перспективное планирование. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ребёнок в семье и сообществе

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и об...

Календарно-тематическое планирование образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" Январь. Подготовительная группа

Данный материал расскрывает содержание работы с детьми подготовительной группы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие " по программе "От рождения до школы"...

Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа

Перспективное планирование  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент   средняя группа...

Методическое обеспечение рабочей программы.Комплексно-тематическое планирование образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие".

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы содержание, формы, методы и приемы организации обра...

Календарно тематический план по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности» Вторая младшая группа

Обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах является сложной и трудной задачей для педагогов.На основе примерной общеобразов...