Игротерапия
консультация

Саранюк Елена Валерьевна
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольников. Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

        Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольников.

Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.

        «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» Л.С. Выготский

        Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Она успокаивает, лечит. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

        На сегодняшний день существуют различные технологии, которые используют для работы с детьми дошкольного возраста, но одной из самых эффективных и востребованных остается игротерапия.

Что же такое игротерапия?

        Игротерапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основе которых положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром.

        Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

        Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков культурного поведения.
5. Обогащение представление об окружающем мире,
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.

        Цель игротерапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то поведенческим навыкам, а дать ребенку быть самим собой.

         Свои занятий с детьми начинаю с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия, где стараюсь обеспечить эмоциональную разрядку, уменьшить страх, освоить групповые правила поведения, наладить контакт между сверстниками.    

Начинать игровые занятия с ребенком желательно с игр, направленных на улучшение психологического самочувствия. Таких как:
«Копилка добрых дел»
«Выбрасываем злость»
«Волшебный мешочек»
«Ласковые имена»
«Пожелания»
«Капризная лошадка»
«Злые-добрые кошки» и т. д.

  Общаясь с детьми, я вижу, как просыпаются их души, как в глазах зажигаются огоньки радости, а детская непосредственная фантазия обретает свободу. Потому что я для них как волшебник, который поможет решить проблему, поймет, примет и поддержит. Я стараюсь смотреть на мир глазами ребенка.  И может быть на моих занятиях со стороны взрослых, педагогов и не происходит ни чего сверхъестественного, нет никокого видного результата, зато для самого ребенка уже большой подвиг, хоть и в одном им сказанном слове, проявление его инициативы, самостоятельности, выбора, решение какой либо ситуации, хоть и в игровой форме. Так одним за одним, казалось обычном занятии, ребенок постепенно проявляя уверенность в себе, не зажимая свои «детские проблемы» у себя в глубине души, учится видеть другими глазами, от чего на его лице появляется сияющая детская улыбка.

        Из опыта, уже имеющейся у меня практики,  вижу, что чаще всего, мне приходится работать с эмоционально-личностными особенностями моих, еще совсем юных воспитанников. Высокая тревожность, замкнутость, неуверенность в себе - это происходит из-за нехватки эмоциональной близости родителей с ребенком и заботе о его душевном развитии.  Как следствие, не имея эмоциональной поддержки самых значимых взрослых, малыши чувствуют себя беззащитными перед «большим миром», испытывают трудности в понимании и принятии этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны обратить на них внимание: агрессия, капризы, страхи.

        Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры, проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушек, создавая картину собственного мира, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Виды технологий в игротерапии: их много но  подробнее остановлюсь на тех которые я использую в своей практике.

  • песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
  • изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности;
  • сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,
  • цветотерапия – это способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка при помощи цвета.
  • музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях;
  • психогимнастика –это вид терапи основанный на невербальном общении ( пантомиме, мимике) и двигательной экспрессии.

 Песочная терапия – одна из форм естественной деятельности ребенка. Рисуя различные рисунки из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

        Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

        Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций сферы, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

        Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, на этом этапе очень хорошо использовать песочную терапию. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка.

        Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

          Игру с песком нельзя интерпретировать. Я выполняю роль внимательного зрителя. Моя позиция - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

           Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Кинетический песок.

В своей работе я так же использую кинетический песок. Его еще называют волшебным.

        Игровая деятельность с кинетическим песком приносит детям состояние радости, создаёт атмосферу доброжелательности, позволяет чувствовать себя более комфортно в любой ситуации. В игре дети разговаривают, оживляя игрушки, производя с ними игровые действия, распределяя роли, развивая сюжет. Ребёнок, играя, образует связь с окружающим миром, развивает внутреннюю речь, которая способствует развитию творческого мышления.

         Тактильные прикосновения к необычному песку захватывают своей пластичностью и вязкостью, песок легко меняет свою форму и рассыпаться на мелкие частички, которые продолжают двигаться после окончания воздействия. Лепка, рисование, печатанье, различные манипуляции с кинетическим песком, пробуждают интерес и удовольствие, вдохновляют детей на самостоятельное создание различных образов, ведут гармоничному развитию.

        Игры и упражнения с кинетическим песком  способствуют снятию психоэмоционального напряжения, коррекции поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

    Для работы с детьми в песочнице можно использовать самый различный материал: разные фигурки людей, животных, растений, пасочки. А также нетрадиционный материал-это ракушки, камешки, шишки даже бумажные кораблики которые ребята могут изготовить сами и т.д.. 

Следующая технология это Изотерапия.

          Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства, использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение.

      Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками я использую  метод изотерапии. Это универсальная технология. В своей работе её применяю с малышами в период адаптации, в индивидуальной работе с проблемными детьми, а также для совместного детского творчества.  Это, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы. Занятия не ограничиваются обычным набором изобразительных средств  и традиционными способами их использования. Рисуем даже в бассейне специальными фломастерами на ламинированных листочках.

      Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, мелки которыми можно рисовать не только на асфальте, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти, разных размеров и жесткости, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья и многое другое. В процессе изотерапии дети создают рисунок на заданную или свободную тему. Я внимательно слежу за затем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования обязательно описывает, что он изобразил.

        Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно- моторной координации.

        В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции; оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;  

Сказкотерапия.

В своей работе я так же использую сказку.

        Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

        Сказкотерапия – это метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей,позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

        Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

        На моих занятиях дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

        Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

        Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение или просмотр мультфильма. В играх со сказкой использую различные вариации. Это и настольный театр, пальчиковые и наручные куклы и м.д.

        Метод сказкотерапии в занятиях имеет не только обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.

  Мой опыт работы показал, что сказку можно перенести куда угодно, на улицу, даже в бассейн. Малыши, которые боялись воды, сами того не замечая помогли лисичке собрать в воде желуди.

С ребятами постарше придумываем свои волшебные истории на воде. Это очень интересно и необычно.

  18 слайд              

    Цветотерапия «Уметь срывать с палитры те цвета, которые ложась на холст, выражали бы желаемые чувства и содержание, - великое мастерство» М.Сарьян

        ЦВЕТ – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребенок.

        Основные задачи в цветотерапии. Здоровьесбережение детей через цветотерапиию. Коррекция психоэмоционального состояния детей; развивать слуховое и зрительное внимание; снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение; повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей; формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

         Цветотерапия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения. Расширить представления об окружающем мире.

        В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу. В НОД избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно. Если ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние. Или наоборот использует мрачные тяжелые цвета, тогда  постепенно в его политру ввожу яркие краски. В работе с цветом использую сухой дождь, разноцветные шары и шарики, кусочки ткани,воздушно-пузырьковую колбу, разноцветные огоньки и многое  другое.

        Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Следующее — это конечно же музыка.

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Р. Роллан

Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка. П.И. Чайковский

   Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

       Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка , где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

     Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения во время занятий использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц,шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Слушая такую музыку дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

        Музыкотерапия является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

  На своих занятиях с детьми использую – прослушивание музыкальных произведений, а также игры на различных инструментах, использую психогимнастические этюды и упражнения это хлопки, постукивание в ритм музыки, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности.

         При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Ну и конечно же психогимнастика

        Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

        Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития.

Не менее важно использовать психигимнастику в психопрофилактической работе с  детьми с целью психофизической разрядки.

        Дети изучают различные эмоции, что помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

        Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

         Эффективность упражнений значительно возрастет, если будут использованы музыка для психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды, рисование и театрализованные элементы. Хорошо использовать психогимнастику в виде активных ролевых игр. К примеру, малышам предлагается примерить на себя роль какого-то животного. Ребенок должен без слов продемонстрировать остальным особенности поведения этого животного. Дошкольники с удовольствием воображают себя кузнечиками,зайчиками, которые беззаботно прыгают под музыку. Но когда она останавливается, все дети должны принять определенную позу, о которой договаривались перед началом игры. Это тренирует память, координацию движений. На развитие самоконтроля рассчитана и игра в сову. По команде «день!» все дети, кроме одного, который играет роль совы, активно бегают по комнате. Когда звучит слово «ночь!», все должны замереть, иначе сова догонит того, кто продолжил движение. Или этюд «Разъярена медведица», где ребенок в роли медведицы, пытается усмирить своих не послушных медвежат. Очень важны релаксационные моменты, где ребенок может представить себя в определенном образе цветком, бабочкой, птичкой. Покататься на облаке или отдохнуть на травке под солнышком.

В заключении хочу сказать

     На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, изотерапия, сказкатерапия,  и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные умения, происходит развитие всех познавательных процессов. Таким образом, использование игротерапевтических приемов в психокоррекционной практике способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, при условии сочетания как индивидуальных, так и групповых форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Презентация для педсовета:"Новые технологии в игротерапии"

Презентация для педагогов дошкольного учреждения рассказывает о новых технологиях в игротерапии. Включает в себя - трудотерапию, музыкотерапию, психогимнастику, фототерапию, изотерапию и др. Поможет п...

Конспект по игротерапии во 2 младшей группе "Путешествие в магазин игрушек"

Цели: - закреплять представления детей о видах игрушек- способствовать развитию поведенческой сферы- развивать воображение, речь, пантомимическую и речевую выразительность- учить создавать новые формы...

Консультация для родителей "Песочная игротерапия"

Консультация для родителей "Песочная игротерапия"...

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

Игротерапия в адаптационный период

Направленная игротерапия в адаптационный период для малышей, так называемый сценарий одного дня....