Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративные растения естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Каримжанова Асия Халяпаровна

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Декоративные растения

естественнонаучной направленности

для обучающихся 6-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnye_rasteniya_2.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _________  20__г.

Протокол №_____________

Утверждаю

Директор БУ ДО «Обл СЮН»

_______Н. В. Рахматулина

«____»___________20__ г.

        Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Декоративные растения

естественнонаучной  направленности

для обучающихся 6-7 лет

(продолжительность образовательного процесса 1 месяц, трудоемкость16 часов)

Форма реализации: очная, уровень сложности: базовый

                                                                    Авторы- составители:

                                                                   Черноусова Светалана Николаевна,                                                                                                        

                                                                    педагог дополнительного образования

                                                                  Каримжанова Асия Халяпаровна,

                                                                    педагог дополнительного образования

                                                                    первой квалификационной категории

                                                        Омск – 2020

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        7

3.СОДЕРЖАНИЕ        7

4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА        12

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        18

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        23

ВВЕДЕНИЕ

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наши домашние питомцы» составлена и реализуется на базе БУ ДО «Обл СЮН» с 2019 года.

Срок освоения программы рассчитан на 1 месяц, трудоёмкость 16 часов, форма реализации: очная, уровень сложности: базовый

Направленность программы: естественнонаучная.

Квалификация программы по функциональному предназначению – общеразвивающая, по форме организации – студия.

Авторы- составители программы:

Каримжановаа Асия Халяпаровна, педагог первой квалификационной категории.

Образование: Омский государственный педагогический колледж №1 по специальности «Преподавание в начальных классах», присвоена квалификация «Учитель начальных классов» в 2017 году.

В результате реализации программы ожидается содействие формированию ценностного отношения к объектам живой природы через организацию занятий практической направленности.

Адрес учреждения: 644074 город Омск, улица Дмитриева,10.

Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования «Омская областная станция юных натуралистов»

Телефон: 7(3812)70-12-27

Электронная почта: omskunnat@yandex.ru,    

Сайт Обл СЮН: www.dodoosu.omsk.obr55.ru.

Контактные телефоны: 89236851296

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративные растения»  составлена для детей дошкольного возраста и ориентирована на обогащение и пополнение знаний о растениях и их значении.

Программа «Декоративные растения» предполагает обучение детей, проявляющих интерес к изучению растении, и реализуется в рамках естественнонаучной направленности.

     Озеленение помещений в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растѐт. Выращивание комнатных растений приносит много радости взрослым и оказывает огромное воспитательное значение на детей. Выращивание растений не только приучает детей к самостоятельному труду, но и развивает их эстетические наклонности, учит внимательно и заботливо относиться к живому организму. В основу программы положена идея изучения комнатных растений, особенностей выращивания и их разведения. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Обучающиеся знакомятся скомнатными растениями, их названиями, экологическими факторами их жизни и правильным уходом за ними. Растения находят самое разностороннее применение. Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в жизни человека. Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности. Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов обучающихся, развитие творческой инициативы и самостоятельности. Создавать и сохранять, окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром - эта задача должна присутствовать в воспитательной работе с учащимися. Программа ориентирована на активное познание мира комнатных растений. В этой связи в неѐ включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей

Актуальность программы.

В настоящее время возник бум на экзотические привозные растения. И многие желают их приобрести. Но для этого необходимо постоянно учиться и развивать свои практические навыки и умения. Дети не просто любуются красивыми растениями, они учатся преображать окружающий мир, оберегать природную красоту.

Педагогическая целесообразность программы.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей и умения организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Декоративные растения».

Для её реализации предполагается организация следующих видов и методов работы: игровой, познавательной, развлекательной, трудовой; социального и досугового художественного творчества; деятельностный, эвристический, практический, наглядный, самостоятельный; метод создания игровых ситуаций, метод проектов, разноуровневое, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у учащихся умения получать знания, высказывать свое мнение, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование детей старшего дошкольного возраста.

Новизна программы состоит в предметно-исследовательском обучении, изучении растении в реальных условиях, проведение наблюдений и исследований на  БУ ДО «Областной станции юных натуралистов».

В программе предусмотрены реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по изучению особенностей различных растении, которые дети могут иметь в домашних условиях.  

Большое значение при реализации программы уделяется непосредственным наблюдениям, постановке простейших опытов, проведению практической работы. Самостоятельная постановка даже самых простых наблюдений и опытов прививает учащимся навыки исследовательского подхода к явлениям природы, приучает их к осторожному отношению к наблюдаемым фактам, требует постоянной самопроверки.

Изучение растении и наблюдения за ними воспитывают в детях такие качества, как любовь к окружающему миру, чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Программа «Декоративные растения» рассчитана на один месяц обучения. Трудоемкость 16 часов, форма реализации: очная, уровень сложности: базовый.

Зачисление воспитанника в группу производится согласно возрасту. Наполняемость групп – 15 человек.

         Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (всего 16 часов). После 30 минут занятий устраивается перерыв длительностью 15 мин для отдыха детей и проветривания помещений.

Результативность освоения программы в форме портфолио достижений обучающихся.

1.2. Цель и задачи программы, планируемые результаты – требования к результатам освоения программы

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Декоративные растения» направлено на достижение следующей цели: формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Задачи программы

- расширять и обобщать знания детей о мире природы;

- формировать специальные умения и навыки по уходу за растениями;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

-развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

-способствовать развитию деловых качеств: ответственность, самостоятельность, активность; развитию познавательных и творческих способностей.

Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

1. Личностные

Обучающийся научится:

  -соблюдать элементарные правила поведения в природе (безопасное взаимодействие с растениями и животными).

     -сформируется интерес к природным явлениям и объектам; желание бережно относиться к ним.

        -аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

        - проявлять интерес к нормам ЗОЖ;

2. Метапредметные

Обучающийся научится:

- целеполаганию совместно с педагогом;

- понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу;

- определять план выполнения задания под руководством педагога;

- проговаривать последовательность действий;

- делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

взаимодействию в коллективе, устанавливать рабочие отношения, сотрудничать со сверстниками и педагогом;

- слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

            -развивать навыки общения и коммуникации, пополнять словарный запас;

3. По направлению (профилю)

Обучающийся научится:

            -проявлять интерес к изучению растении;

            -получать элементарные знания о природе и растительном мире, пониманию связи человека и природы;

         -ухаживать за растениями;

         -наблюдать, исследовать за природные объекты;

        -соблюдать правила безопасного поведения в природе и повседневной жизни. 

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Наименование образовательного модуля, учебных элементов и тем

Количество            часов

Модуль.

1

Введение. История появления декоративных растении. Растения, рекомендуемые для озеленения участка

2

2

Семенное размножение растении.  Способы и сроки посева семян в открытый грунт

2

3

Однолетние и многолетние цветковые растения

2

4

Луковичные растения. Формы и приемы размножения

5

Декоративно лиственные растения

2

6

Ботанические названия растении. Основы составления экологических паспортов

2

7

Основы растительной композиции. Правила и способы посадки рассады цветочных культур

2

8

Экскурсия в «Садовый центр» г. Омска

2

ИТОГО

16

3.СОДЕРЖАНИЕ

        Тема 1 Введение. История появления декоративных растении. Растения, рекомендуемые для озеленения участка.

        Форма проведения занятия: заседание юных цветоводов

        Содержание учебного материала: инструктаж по технике безопасности, презентация  «История появления декоративных растении», дидактические игры, экскурсия в теплицу Обл СЮН.

        Виды образовательной деятельности обучающихся:

Игры на знакомство «Давайте познакомимся», «Снежный ком». Инструктаж по технике безопасности. Просмотр  презентации  «История появления декоративных растении». Сообщение педагога о растениях рекомендуемых для озеленения участка.  Коллективная беседа по вопросам: какую роль играют цветы в жизни человека? Что произойдёт, если все цветы на планете  исчезнут? Какие декоративные растения использует для озеленения участков, дворов, улиц города? Для чего человек создал декоративные растения? Проведение физминутки «Раз-два-три выросли цветы». Дидактические игры: «Найди цветок», «Угадай по описанию», «Кто заблудился?».

Практическая работа: экскурсия в теплицу Обл СЮН с целью ознакомления с посадочным материалом. Рефлексия.

        Тема 2 Семенное размножение растений. Способы и сроки посева семян в открытый грунт.

        Форма проведения занятия: комбинированное занятие

        Содержание учебного материала: размножение декоративных растении семенами, способы посева семян в грунт. Словарная работа: вразброс, лунка, рядовый способ.

        Виды образовательной деятельности обучающихся:

Игры с мячом «Мяч бросай, цветы называй», «Я знаю пять названии цветов». Отгадывание загадок о семени, растениях. Сообщение педагога о семенном размножении декоративных растении. Работа в группах: отбор семян цветов от семян овощных культур. Контроль и проверка педагогом. Физминутка «Незабудки». Просмотр видеофильма «Когда и как сеять семена цветочных культур». Обмен  мнениями. Дидактическая игра « Чьё семечко». Знакомство с правилами игры.

 Практическая работа: посев семян цветочных культур.

        Тема 3 Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения

        Форма проведения занятия: комбинированное занятие

        Содержание учебного материала: отличительные признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Словарная работа: однолетние, двулетние, многолетние.

        Виды образовательной деятельности обучающихся: просмотр мультфильма «История цветов». Коллективная беседа по вопросам: какие периоды в жизни цветов вы увидели в мультфильме? Какие цветы были вам знакомы? Дидактическая игра «Рассмотри и опиши». Ответ на вопрос: растение - это живой организм? Просмотр презентационного материала «Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения». Подвижная игра «Садовник». Индивидуальная работа с раздаточным материалом: разделить картинки с изображением цветов на однолетние, двулетние и многолетние растения.  Взаимопроверка в парах. Дидактическая игра «Угадай-ка».

      Практическая работа: уход за всходами цветочно-декоративных культур. Рефлексия.

          Тема 4   Луковичные растения. Формы и приемы размножения

        Содержание учебного материала: игра –путешествие «Путешествие в мир растений», презентация «Луковичные  растения», мультфильм «Чипполино», рассказ «Волшебница луковичная».

        Форма проведения занятия: комбинированное занятие

        Виды образовательной деятельности обучающихся:

        Разгадывание загадок о растениях, отгадки записываем в кроссворд. Игра–путешествие «Путешествие в мир растений». Беседа с детьми на тему «Что вы знаете о луковичных растениях». Просмотр  презентации «Луковичные  растения». Сообщение педагога о  луковичных растениях. Физминутка «Стоп! Не навреди!». Если ситуация не вредит природе, показывают зеленый кружочек и продолжают движение. Если ситуация наносит вред природе, показывают красный кружочек, стоят. Просмотр отрывка из мультфильма «Чипполино». Обсуждение в форме «вопрос-ответ».Игра на внимание «Что сначала, что потом». Чтение педагогом рассказа «Волшебница луковичная». Обсуждение прочитанного. Дидактическая игра «Косица лука». Знакомство с правилами игры. Составляют описательный рассказ о луке. Рефлексия.

        Практическая работа: формы и приемы размещения растений.

        

        Тема 5 Декоративно лиственные растения

        Содержание учебного материала: стихотворение Е.Серова «Зеленая страна», кроссворд «Лиственные растения», стихотворение Л.Лычангиной «Мы в лесу всего лишь гости».

        Форма проведения занятия: комбинированное занятие

        Виды образовательной деятельности обучающихся:

        Слушание стихотворения Е.Серова «Зеленая страна». Командная игра викторина. В ходе игры выполнение заданий: «Узнай растение по описанию», «Укажи лишнее», «Собери растение», «Природная аптека», «Сказочное растение». Подвижная игра с мячом «Я знаю…». Отгадывание загадок. Игровые упражнения «Назови растение на букву …», «Посчитай-ка», «Веселые задачки».  Подведение итогов игры. Сообщение педагогом о декоративно лиственных растениях. Разгадывание кроссворда «Лиственные растения». Проверка  совместно с  педагогом. Чтение педагогом отрывка из стихотворения Л.Лычангиной «Мы в лесу всего лишь гости». Коллективное обсуждение (Какие лесные законы нельзя нарушать? Как надо относиться к растениям?). Индивидуальная работа в технике пластилинография «Мое любимое декоративно лиственное растение». Рефлексия.

        Практическая работа: посадка растений.

        

        Тема 6 Ботанические названия растении. Основы составления экологических паспортов.

        Форма проведения занятия: комбинированное занятие

        Содержание учебного материала: интересные факты о растениях.

        Виды образовательной деятельности обучающихся:

Работа в парах: собирание пазлов-картинок (ромашка, астра, роза). Ответ на вопрос: как  одним словом назвать все собранные картинки? (растения).Групповая дидактическая игра «Собери растение» с использованием карточек картинок (корень, стебель, лист, цветок). Мозговой штурм «Какая часть растения самая важная?» Физминутка «Чей цветок». Активное слушание рассказа педагога о «Ботанических названиях растений. Индивидуальная работа «Что не так в этом лесу?»(Нарисуй правильно). Работа   малых группах: дидактическая игра: «В чем нуждается растение?»с  ипользованием картинок со знаками-символами. Рефлексия.

Практическая часть: составление экологического паспорта растении.

         Тема 7 Основы растительной композиции. Правила и способы посадки рассады цветочных культур

        Форма проведения занятия: комбинированное занятие

          Содержание учебного материала: сказка А. Дедковой «Спор цветов», презентация «Основы растительной композиции», видеофильм « Правила посадки цветочных культур».

Виды образовательной деятельности обучающихся:

Слушание сказки А. Дедковой «Спор цветов». Коллективное обсуждение (О чем спорили цветы? Как Лиза помирила все цветы?). Просмотр презентации «Основы растительной композиции». Сообщение педагогом об основах растительной композиции.  Работа в группах – игра «Собери цветок» (из разрезанных картинок собрать цветы). Просмотр видеофильма « Правила посадки цветочных культур». Обмен мнениями. Коллективная речевая игра «Посчитаем цветы». Игра малой подвижности «Живая клумба». Индивидуальное игровое задание «Распускаются цветы небывалой красоты» (по  шаблону вырезают цветок, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»).

Практическая часть: зарисовка растительных композиции.

Тема 8 Экскурсия в «Садовый центр» г. Омска

Форма проведения занятия: экскурсия

Содержание учебного материала: инструктаж по технике безопасности

Виды образовательной деятельности обучающихся:

Инструктаж по технике безопасности. Дидактическая игра «Угадай растение», «Чей листок?» на сопоставление предметов. Учащиеся вспоминают названия декоративных растений, которые видели во время экскурсии.  Коллективное рассуждение по итогам экскурсии. Групповая рефлексия.

4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Контроль и оценка уровня образовательных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Декоративные растения» осуществляется педагогом в процессе проведения занятий.

Основными видами контрольно-оценочных средств являются педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся, практические работы, решение задач поискового характера, учебное экспериментирование, творческие задания, познавательные конкурсы и оформление портфолио к концу года.

В течение учебного года проводится диагностика качества усвоения обучающимися содержания программы. Входящий контроль с целью определения стартового уровня развития ребёнка проводится при наборе или начальном этапе формирования коллектива. Тематический контроль проводится с целью изучения отношения ребёнка к выбранной деятельности, его знания и достижения в этой области, личностные качества ребёнка и т.д. в конце изучения отдельных тем или разделов. Промежуточный контроль проводится с  целью изучения  динамики освоения содержания программы ребёнком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе (контрольные занятия проводятся после освоения каждого блока программы).

 Итоговый контроль проводится с целью определения уровня успешности освоения обучающимся образовательной программы в форме портфолио достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении).

 Основными видами и формами входящая диагностика являются:

 - вступительные анкеты (возраст, состав семьи, адрес, класс, школа, телефон);

- опрос индивидуальный и фронтальный (уровень знаний, умений необходимых для прохождения разделов программы);

- педагогическое наблюдение (отношение к природе – уровень  экологической культуры; эмоциональная отзывчивость и т.д.)

К основными видами и формами текущей диагностики относятся:  

- опрос индивидуальный и фронтальный (уровень усвоения знаний, умений по разделам программы);

 - педагогическое наблюдение (воспитанность детей обучающихся в студии; межличностные отношения и т.д.);

- степень участия и участие в массовых мероприятиях, практических делах;

- анализ «продуктов» деятельности детей.

 Итоговая диагностика проводится с использованием следующих форм подведения итогов:

 - опрос индивидуальный и фронтальный (уровень усвоения знаний, умений по разделам программы);

 - педагогическое наблюдение (отношение к природе – уровень  экологической культуры; эмоциональная отзывчивость и т.д.);

- анкетирование и тестирование;

- степень активности участия в викторинах, конкурсах и выставках, обобщающих и итоговых занятиях;

- умение ухаживать за растениями;

- анализ «продуктов» деятельности детей;

- оформление портфолио достижений;

- изменений качеств личности ребёнка в течение учебного года.

Система оценивания степени усвоения содержания и реализации программы применяется в течение всего учебного времени и включает в себя «Мониторинг достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающихся». Для организации процедуры мониторинга использованы методики сотрудников РГПУ им. А.И.Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ» Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.

             

Мониторинг достижения планируемых результатов освоения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

1

2

3

4

1. По направленности (профилю) программы

1.1 Теоретическая подготовка

1.1.1. Теоретические знания (по основным учебным элементам модуля):

- понятия «растения», «декоративное растения», «семена»,

- особенности строения,

- условия содержания растении.

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Низкий уровень обучающий овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

1

Базовый уровень объём усвоенных знаний составляет более ½

5

Повышенный уровень обучающий освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период

10

1.1.2. Владение специальной терминологией:

- обогащение словарного запаса понятиями «растения», «декоративные растения», «семена»; «

- аргументирование основных правил поведения во время наблюдения и ухода за  растениями

Уровень владения терминологией в изучаемой области

Низкий уровень обучающий как правило, избегает употреблять специальные термины

1

Базовый уровень обучающий сочетает специальную терминологию с бытовой

5

Повышенный уровень обучающий специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием

10

1.2 Практическая подготовка

1.2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

-  умение наблюдать за растениями, прогнозировать последствия своих

действий по отношению к ним;

- умение осуществлять уход

- соблюдать правила безопасного поведения во время наблюдения, ухода за растениями

Уровень сформированности навыков в изучаемой области

Низкий уровень овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков

1

Базовый уровень объём усвоенных умений и навыков составляет более ½

5

Повышенный уровень обучающий овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период

10

1.2.2. Владение специальными инструментами и схемами:

- навыки ухода;

- посадка растении

- умение использовать природные материалы в жизни, в быту

Отсутствие затруднений в использовании специальных инструментов и схем

Низкий уровень обучающий испытывает затруднения при работе с инструментами

1

Базовый уровень обучающий работает с инструментами с помощью педагога

5

Повышенный уровень обучающий работает с инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей

10

1.2.3. Творческие навыки:

- умение нестандартно подходить к выполнению предлагаемой работы;

- активно и самостоятельно предлагать план работы, способ реализации поставленной задачи

Креативность в выполнении практических заданий

Низкий уровень обучающий в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

1

Базовый уровень обучающий в основном выполняет задания на основе образца

5

Повышенный уровень обучающий выполняет практические задания с элементами творчества

10

2. Метапредметные результаты

2.1. Регулятивные умения и навыки

- целеполагание;

- умение работать с различными источниками информации;

- определение плана выполнения задания;

- итоговый и пошаговый контроль в своей познавательной деятельности;

- корректировка действий после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок

Самостоятельность в постановке цели, выбора средств и способов выполнения учебных задач

Низкий уровень обучающий испытывает затруднения при целеполагании, планировании,  оценке и коррекции выполнения заданий, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

1

Базовый уровень  обучающий занимается целеполагании, планировании,  оценке и коррекции выполнения заданий с помощью педагога или родителей

5

Повышенный уровень обучающий осуществляет целеполагание, планирование,  оценку и коррекцию выполнения заданий самостоятельно, не испытывает особых трудностей

10

2.2. Познавательные умения и навыки

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- сравнивать и группировать различные объекты;

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- ориентироваться в учебном пособии;

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

-  применение полученных знаний в повседневной жизни;

- определение последовательности действий;

- подготовка рабочего места в соответствии с ТБ

Самостоятельность в применение основных методов познания при выполнении практической работы

Низкий уровень обучающий испытывает затруднения в

управление своей познавательной деятельностью, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

1

Базовый уровень  обучающий организует познавательную деятельность с помощью педагога или родителей

5

Повышенный уровень обучающий управляет своей познавательной деятельностью самостоятельно, не испытывает особых трудностей

10

2.3. Коммуникативные умения и навыки

- умение взаимодействия в коллективе, устанавливание рабочих отношений;

- позитивное сотрудничество со  сверстниками и педагогом;

- адекватное восприятие оценки своих работ;

- отстаивание собственной точки зрения

Способность самостоятельно выстраивать взаимоотношения в группе, отстаивать свою точку зрения

Низкий уровень – обучающий испытывает затруднения в

организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками

1

Базовый уровень  обучающий свободно выстраивает коммуникации со сверстниками и педагогом

5

Повышенный уровень обучающий проявляет инициативность в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками

10

3. Личностные результаты

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- проявлять положительную мотивацию к групповым занятиям в детском объединении;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

- бережное, эмоциональное отношение к объектом природы;

- взаимодействовать с окружающим миром, соблюдая основы экологической культуры

Осознанность возможности реализовывать творческий потенциал в собственной учебно-познавательной деятельности

Низкий уровень обучающийся избегает проявлений творчества, выполняет задания по образцу

1

Базовый уровень обучающийся проявляет высокий интерес к творчеству, способности самореализации

5

Повышенный уровень обучающийся инициативен и самостоятельно проявляет высокий интерес к творчеству, способности самореализации

10

Критерии оценивания уровня достижения образовательных результатов: низкий уровень 9-30 баллов; базовый уровень – 31-60 баллов; повышенный уровень – 61-90 баллов.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- телевизор;

- dvdплеер;

- проектор;

- ноутбук;

- учебные рабочие места (парты и стулья);

- рабочее место педагога;

- аудиторная доска;

- набор игрушек;

-  канцелярские принадлежности (ножницы, кисти, краски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, клей)

- клетки, посуда для кормления животных.

5.2. Информационно-образовательные ресурсы

- Единая коллекция цифровых ресурсов. – Режим доступа: http:// scollcollection/edu.ru;

- Тематические презентации, разработанные педагогом.

- Презентации: «Детские электронные презентации и клипы». Режим доступа: http://viki.rdf.ru

          - Платформа GOOGLE CLASSROOM – https://classroom.google.com

          -Социальная сеть “В КОНТАКТЕ” – https://vk.com

          -«Российская электронная школа» – https://resh.edu.ru/

           -«Портал дистанционного обучения Омской области» – http://do.obr55.ru/

            -Интерактивная платформа «Учи.ру» – https://lp.uchi.ru/

            -«Яндекс учебник – https://education.yandex.ru/home/

           - «Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/

5.3.  Учебно-методическое обеспечение

В соответствии с образовательной программой использован следующий учебно-методический комплект:

-плакаты, карта мира, фотографии с объектами растении;

- фотографии по темам занятий;

- дидактический материал, подобран, согласно темам занятий данной дополнительной образовательной программы;

- дидактические карточки для проведения дидактических игр;

- питомцы станции юных натуралистов;

- видео с экологической тематикой видеоматериалов;

- аудиозаписи;

- разработки итогового занятия.

5.4. Кадровое обеспечение

Реализация программы требует наличия квалифицированных педагогов дополнительного образования в области экологии.

5.5. Организация образовательного процесса

Анализ литературы и собственный практический опыт работы авторов позволяет предложить ряд принципов отбора содержания экологического образования дошкольников. В основе программы лежат следующие основные принципы:

- принцип научности (предполагает знакомство дошкольников с совокупностью

элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения);

- принципы последовательности и системности (реализуются через проблемный подход);

- принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным  особенностям детей);

- принцип деятельностности в отношениях «ребенок – природа» (подразумевает организацию в процессе обучения по программе системы видов детской природоведческой деятельности). Данный принцип лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети старшего дошкольного возраста, а также совместно с родителями);

- интеграции (проявляется в необходимости экологизации различных видов деятельности ребенка);

- наглядности (натуральные природные объекты, гербарии, таблицы,  фотографии, презентационный аудио-, видеоматериал).

В ходе реализации программы предполагается использование следующих образовательных технологий:

- развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток).

Программа ориентирована на старший дошкольный возраст.

В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения за животными, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста занимательной, игровой форме. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. 

Основной целью  работы  с родителями является создание психолого-педагогических условий  для взаимодействия детей и родителей,  укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой  доброжелательной воспитательной среды.

Для этого в дополнительном образовании активно используются такие формы работы с родителями, как:  дни открытых дверей,  творческие мастерские, совместная игровая деятельность, анкетирование, диагностика, индивидуальная консультация (беседа).

При реализации программы предусматриваются следующие формы занятий: беседа, практическая работа, выставки, игра-квест, экскурсии. На занятиях организуется практическая форма обучения, в основе которой лежит индивидуальный, творческий подход обучающихся.

Форма организации деятельности обучающихся индивидуально-групповая. В процессе проведения занятий применяются общие формы обучения:

- фронтальная (предполагает работу всех обучающихся над одним и тем же содержанием, работу  педагога со всей группой в едином темпе, с общими заданиями);

- групповая (при решении задач повышенного уровня сложности в малых группах);

- парная (предполагает либо взаимодействие двух обучающихся в процессе  анализа и обсуждения задачи, осуществления взаимообучения и взаимоконтроля; либо взаимодействие педагога и обучающегося);

- индивидуальная (предполагает самостоятельный выбор обучающимся  индивидуального маршрута изучения учебного материала в рамках заданной темы, каждый обучающийся работает в своем темпе над посильными ему заданиями).

При проведении практических занятий используются  такие активные методы обучения, как дискуссии, игровые методы, частично-поисковые методы, использование ситуационных задач.

При организации образовательного процесса используются дистанционные технологии обучения.

При подготовке и проведению дистанционных занятий естественнонаучной направленности используются следующие виды дистанционных технологий:

1. Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у педагога.

2. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг: электронная почта; телеконференции; вебинары; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы); видеоконференции.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

1. Анонсирующие занятие. Цель — привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

2. Вводное занятие. Цель — введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видео лекция, например, в формате AVI.

3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.

4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5. Выполнение виртуальных опытов, которые позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира, а также организовывать компьютерный доступ к реальному лабораторному оборудованию. Использование виртуальных лабораторий позволит предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в домашних условиях, получить практические навыки проведения экспериментов.

6. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.

7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты.

8. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.

Длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся составляет 10 минут.

               


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 08.08.2019)
  2. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLV1,1993. 1.4.
  3. Устав (Основной Закон) Омской области (принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 г.) (с изм. и доп. от 22 марта 2018 г.)// URL: https://constitution.garant.ru/region/ustav_omsk/ (дата обращения 08.08.2019)
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019 // URL: https://base.garant.ru/70291362/#friends (дата обращения 08.08.2019)
  5. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  6. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018        года        № 196 г. Москва         «Об        утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  10. Письмо Министерства образования Омской области от 12 февраля 2019 года № 2299 «О методических рекомендациях по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы».
  11. Устав БУ ДО «Обл СЮН».
  12. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. – № 12, 2005 – № 1).

Основные источники:


1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)

2.Вакуленко. Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры (Текст)/ Ю. А. Вакуленко.-Волгоград.: Учитель, 2008.- 157 с.

3.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

5.Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

6.Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (Программы ДОУ; Живая экология) (Текст)/ А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера 2010. -240 с.

7.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

8.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

9.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

10.Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

11.Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

 12.Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.

13.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

14.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

15.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

16. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.

Литература для обучающихся, родителей:

17.Рыжова, Н. А. Экологический проект "Мое дерево": для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006 ; Творческий центр Сфера. - 256 с.

18.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

19. Саво, И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. - 560 с.

20. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

21. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. - 103 с.

22.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

23.Хабарова, Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 128 с.

24.Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

                                                                                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Раннее обучение слоговому чтению" Возраст обучающихся: 5-6 лет

Цель программы: создание условий для развития у учащихся постоянного сознательного интереса к чтению художественной литературы и овладению первыми навыками самостоятельного чтения. Задачи програм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исток творчества" . Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Данная программа является образовательной, модифицированной, художественной направленности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...