Экспериментирование с дошкольниками на тему: «Вода»
картотека (старшая группа)
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь!
Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей . Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Цель экспериментирования: Знакомство детей с водой. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Во время игр обязательно нужно комментировать словами все, что делает и видит ребенок. Обращать его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты с водой | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОПЫТЫ С ВОДОЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель: Знакомство детей с водой. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Во время игр обязательно нужно комментировать словами все, что делает и видит ребенок. Обращать его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.
Как играть с водой?
1. Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнить количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Использовать в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
2. Попробовать сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки использовать воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
3. Спросить у детей, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
А если ее закрыть и опускать в воду? Взять пустую пластмассовую бутылку завинтить крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Потом открыть крышку, наполнить бутылку водой до половины, закрыть и пустить в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. Потом налить бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если заполнить не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Перевернуть две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивать из воды. Одну оставить погруженную горлышком, а другую постепенно вытащить дальше. Понаблюдать, что будет происходить.
4. В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.
Налить в них воду из-под крана (попробовать делать это под разным напором), погрузить их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом достать и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
5. Кидаем в воду всё подряд!
В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.
Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.
Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:
1. Металл - ложка обычная .
2. Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр.
3. Пластмасса - любые предметы и игрушки.
4. Резина - в одной резиновой игрушке вырезать дно, а другие бросить, как есть; сравните.
5. Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку грязную вещь, дать ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
6. Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.
7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.
6. Лёд - это тоже вода
Можно вместе с детьми заморозить лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Оставить один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий - на полке в ванной. Или положить по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие для старших дошкольников на тему «Вода, огонь и дети!»
Цели:пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности, о воде;закреплять знания об элементарных правильных действиях в случае возникновения пожара;способствовать развитию творческих способносте...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...
Конспект занятия по экспериментированию Вторая младшая группа Тема: «Вода и ее свойства»
Задачи: Познание:1. ознакомить детей со свойствами воды: вода течет, вода тяжелая, прозрачная; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха2. уточнить знания детей о назначен...
Конспект занятий по экспериментированию в старшей группе: Тема" Вода волшебница"
Опыты с водой в старшей группе...
Конспект занятий по экспериментированию в старшей группе: Тема "Вода в жизни человека"
вода - источник жизни...