НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Вода"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Закрепить и уточнить ранее полученные знания детей о воде и ее свойствах.

 

Задачи:

 

Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воды в природе; познакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.

Развивающие: Развивать интерес к познавательной деятельности. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и водным ресурсам.

Активизация словаря: круговорот, пресная, экологическая, лаборатория, эксперимент, опыт, вывод.

 

Материал и оборудование: аудиозапись Водопад», «Шум прибоя», «Журчание ручья», 2 ёмкости разной формы, таз с водой, электрический чайник, зеркальце,

стаканчики одноразовые с водой на каждого, кусочки быстрорастворимого сахара на каждого, таз с водой, банка с водой, маленькая пластмассовая игрушка.

 

Ход занятия

Вступительная часть

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без…воды.

 

Воспитатель: Сейчас мы вами послушаем, как же звучит вода…

 

Включается аудиозапись

 

Воспитатель: Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,

Струя водопада, и брызги фонтана,

И все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни, снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

 

Жизнь без воды невозможна! Для жизни человека вода имеет важноезначение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. Ни растения, ни животные не смогут жить без воды. Им всем, и человеку нужна пресная вода. Потому, что вода – источник жизни!

А какая это -  вода пресная? Может, мы знаем о ней?

Пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться - могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? Как вы думаете, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: А, ещё необходимо беречь воду, потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают. Исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. А как вода поступает в реку?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое круговорот воды в природе? (ответы детей)

Воспитатель: Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар, и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега.

Так происходит круговорот воды в природе.

 

 

Воспитатель проводит физминутку

 

 

Физминутка

 

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

 

 

 

 

Основная часть

 

Воспитатель: Сегодня я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Научная лаборатория». Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории, на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Чтобы наши эксперименты прошли правильно, нужно соблюдать правила!

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, внимательно слушать, не мешать работать другим.

Правило №3. Не трогать содержимое стаканчиков без разрешения, не пробовать на вкус.

Правило №4.  Поработал – аккуратно положи на место.

И если соблюдать все эти правила, вы познакомитесь с некоторыми свойствами воды, сделав несложные опыты!

 

Воспитатель проводит опыты с детьми, последовательно делая выводы после каждого

 

Опыт 1

Воспитатель:Понюхайте воду.  Пахнет ли вода чем-нибудь?

 

Вывод: вода ничем не пахнет!

 

Опыт 2

Воспитатель: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Их не видно, только земля влажная. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

 

 Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, емкости в котором находится!

 

Опыт 3

Воспитатель: В таз налита вода, посмотрите в него. (По очереди дети подходят и смотрят в таз)

Что вы там увидели? (ответы детей)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (ответы детей)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало.

Подуем на воду и заглянем в неё. Увидели ли, вы теперь своё отражение? (ответы детей)

 

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто!

 

Опыт 4

 

Воспитатель:  В чайник налита холодная вода, включим его, (выполняет действие), вода постепенно начинает нагреваться.

Что с ней происходит потом?  (ответы детей)

Откуда он взялся? (ответы детей)

 

Вывод: Если сильно нагреть воду, то она превращается в пар!

 

Воспитатель: Проверим это. Подержим зеркало над паром (выполняет действие). Что вы видите на зеркале? (ответы детей)

 

Вывод: Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая!

 

 

Опыт 5

 

Воспитатель: Опустим в банку с водой игрушку.  Видна ли игрушка? (ответы детей)

 

 

Вывод: Свойство воды – прозрачность!

 

 

Опыт 6

 

Воспитатель: У вас на столах, у каждого стаканчики с водой, попробуйте воду.

 

Есть ли у воды вкус?

 

Вывод: У воды нет вкуса!

 

 

Опыт 7

Воспитатель: Опустим в воду кусочек сахара, немного подождем, слегка поболтаем стаканчиком. Что с ним происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь попробуйте содержимое стакана на вкус, (пробуют), какая стала вода на вкус? (ответы детей)

 

Вывод: В воде можно растворять различные вещества. Вода – растворитель!

              Вода может менять вкус, в зависимости от того, что в нее добавили!

 

 

Опыт 8                                           

Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если мы возьмем пакет, нальем в него воды и поместим в морозильную камеру на ночь? (ответы детей). Такое состояние воды мы наблюдаем с вами зимой при холодной, морозной погоде. При оттепели, когда температура воздуха повышается (это очень часто бывает зимой при нашем климате), образуются лужицы и слякоть, а когда температура воздуха опускается, вода замерзает и превращается в лед.  

 

Вывод: Вода замерзнет при низкой температуре, значит, она может иметь твердое состояние!   

 

Воспитатель: На этом мы заканчиваем с вами наши опыты. Мы сегодня с вами провели небольшие эксперименты с водой, чтобы узнать о ее свойствах. Вы молодцы! Подводя итог, я, ребята, прочитаю вам стихотворение.

 

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

 

Рефлексия

 

Воспитатель: А, теперь, ребята, я хочу, чтобы вы рассказали мне о свойствах воды, с которыми вы познакомились после проведения экспериментов, и прослушивании стихотворения.

 

Вопросы:

- Для чего, и кому нужна вода?

- Что вы знаете о воде? Какая бывает вода?

- Что такое круговорот воды в природе?

- Зачем вода нужна растениям и животным?

- А людям нужна вода?

- Как мы должны относиться к пресной воде?

- Какие свойства и состояния  воды вы знаете?

 

Дети отвечают на вопросы

 

Воспитатель: Спасибо, ребята, за то, что вы были очень внимательны на занятии! Сегодня узнали много интересного и полезного. До новых встреч в нашей лаборатории!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Вода»

Составила Колесова Ирина Анатольевна

воспитатель ГБДОУ детский сад №92

Калининского района г.Санкт-Петербурга

Цель: Закрепить и уточнить ранее полученные знания детей о воде и ее свойствах.

Задачи:

Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воды в природе; познакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.

Развивающие: Развивать интерес к познавательной деятельности. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и водным ресурсам.

Активизация словаря: круговорот, пресная, экологическая, лаборатория, эксперимент, опыт, вывод.

Материал и оборудование: аудиозапись Водопад», «Шум прибоя», «Журчание ручья», 2 ёмкости разной формы, таз с водой, электрический чайник, зеркальце,

стаканчики одноразовые с водой на каждого, кусочки быстрорастворимого сахара на каждого, таз с водой, банка с водой, маленькая пластмассовая игрушка.

Ход занятия

Вступительная часть

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без…воды.

Воспитатель: Сейчас мы вами послушаем, как же звучит вода…

Включается аудиозапись

Воспитатель: Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,

Струя водопада, и брызги фонтана,

И все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни, снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

 

Жизнь без воды невозможна! Для жизни человека вода имеет важноезначение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. Ни растения, ни животные не смогут жить без воды. Им всем, и человеку нужна пресная вода. Потому, что вода – источник жизни!

А какая это -  вода пресная? Может, мы знаем о ней?

Пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться - могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? Как вы думаете, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: А, ещё необходимо беречь воду, потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают. Исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. А как вода поступает в реку?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое круговорот воды в природе? (ответы детей)

Воспитатель: Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар, и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега.

Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель проводит физминутку

Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Научная лаборатория». Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории, на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Чтобы наши эксперименты прошли правильно, нужно соблюдать правила!

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, внимательно слушать, не мешать работать другим.

Правило №3. Не трогать содержимое стаканчиков без разрешения, не пробовать на вкус.

Правило №4.  Поработал – аккуратно положи на место.

И если соблюдать все эти правила, вы познакомитесь с некоторыми свойствами воды, сделав несложные опыты!

Воспитатель проводит опыты с детьми, последовательно делая выводы после каждого

Опыт 1

Воспитатель:Понюхайте воду.  Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ничем не пахнет!

Опыт 2

Воспитатель: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Их не видно, только земля влажная. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

 Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, емкости в котором находится!

Опыт 3

Воспитатель: В таз налита вода, посмотрите в него. (По очереди дети подходят и смотрят в таз)

Что вы там увидели? (ответы детей)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (ответы детей)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало.

Подуем на воду и заглянем в неё. Увидели ли, вы теперь своё отражение? (ответы детей)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто!

Опыт 4

Воспитатель:  В чайник налита холодная вода, включим его, (выполняет действие), вода постепенно начинает нагреваться.

Что с ней происходит потом?  (ответы детей)

Откуда он взялся? (ответы детей)

Вывод: Если сильно нагреть воду, то она превращается в пар!

Воспитатель: Проверим это. Подержим зеркало над паром (выполняет действие). Что вы видите на зеркале? (ответы детей)

Вывод: Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая!

Опыт 5

Воспитатель: Опустим в банку с водой игрушку.  Видна ли игрушка? (ответы детей)

Вывод: Свойство воды – прозрачность!

Опыт 6

Воспитатель: У вас на столах, у каждого стаканчики с водой, попробуйте воду.

Есть ли у воды вкус?

Вывод: У воды нет вкуса!

Опыт 7

Воспитатель: Опустим в воду кусочек сахара, немного подождем, слегка поболтаем стаканчиком. Что с ним происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь попробуйте содержимое стакана на вкус, (пробуют), какая стала вода на вкус? (ответы детей)

Вывод: В воде можно растворять различные вещества. Вода – растворитель!

              Вода может менять вкус, в зависимости от того, что в нее добавили!

Опыт 8        

Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если мы возьмем пакет, нальем в него воды и поместим в морозильную камеру на ночь? (ответы детей). Такое состояние воды мы наблюдаем с вами зимой при холодной, морозной погоде. При оттепели, когда температура воздуха повышается (это очень часто бывает зимой при нашем климате), образуются лужицы и слякоть, а когда температура воздуха опускается, вода замерзает и превращается в лед.  

Вывод: Вода замерзнет при низкой температуре, значит, она может иметь твердое состояние!   

Воспитатель: На этом мы заканчиваем с вами наши опыты. Мы сегодня с вами провели небольшие эксперименты с водой, чтобы узнать о ее свойствах. Вы молодцы! Подводя итог, я, ребята, прочитаю вам стихотворение.

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Рефлексия

Воспитатель: А, теперь, ребята, я хочу, чтобы вы рассказали мне о свойствах воды, с которыми вы познакомились после проведения экспериментов, и прослушивании стихотворения.

Вопросы:

- Для чего, и кому нужна вода?

- Что вы знаете о воде? Какая бывает вода?

- Что такое круговорот воды в природе?

- Зачем вода нужна растениям и животным?

- А людям нужна вода?

- Как мы должны относиться к пресной воде?

- Какие свойства и состояния  воды вы знаете?

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель: Спасибо, ребята, за то, что вы были очень внимательны на занятии! Сегодня узнали много интересного и полезного. До новых встреч в нашей лаборатории!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»

Конспект непосредственно  образовательной деятеьности  в старшей  группепо познавательному  развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...