Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
проект (старшая группа)

Баранова Надежда Сергеевна

Тема  самообразования

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_trizu_starshaya_gr.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема самообразования РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ в процессе работы над сюжетной картине с детьми старшей группы» Баранова Н.С. 2020-2021 учебный год

Слайд 2

« Ребенок, — отмечал К. Чуковский, — в меру своих умственных сил... анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые».

Слайд 3

Актуальность развития речи дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из показателей уровня развития умственных способностей ребенка, так и личности в целом. Проблема заключатся в поиске педагогических методов и приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: *Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. *Бедность речи. Недостаточный словарный запас. *Употребление не литературных слов и выражений. *Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. *Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. *Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. *Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. *Плохая дикция .

Слайд 4

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат .. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Слайд 5

. Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность проекта: долгосрочный ( 01.10.2020- 31.05.2021) Тип проекта : информационно-игровой. Вид проекта : групповой. Участники проекта: воспитанники (дети старшей группы), педагоги, родители. Цель: - выявить эффективность и целесообразность использования метод ТРИЗ на занятиях по развитию речи. Развитие , с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, речи и творческого воображения Задачи: для детей: *активизировать творческие и мыслительные процессы детей; * находить свое решение проблемы; *учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве; способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных сказок ; воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Слайд 6

. для родителей: повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников. закрепить и развивать полученную информацию о речевом развитии с детьми; обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; совместное участие родителей с детьми и педагогами. Гипотеза : предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников. Новизна проекта заключается в создании картотеки игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной .

Слайд 7

Виды работы и методические приемы : Проведение игровых упражнений для активации внимания, зрительного восприятия и памяти. Прием обыгрывания детьми (по средствам пантомимы) действий персонажей многофигурной картины . Образец рассказа педагога по картине или ее части. Направляющие вопросы. Предварительный план рассказа . Составление рассказа по фрагментам картины. Коллективное сочинение рассказа детьми . Методика Т.А. Сидорчук , С.В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ ). Подбор сюжетных картин осуществляется нами на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей. «Зимние забавы» « Вот так покатались !», « Спасаем мяч», «Шар улетел», «Наша Таня», «Мы играем »

Слайд 8

Организация предметно-развивающей среды

Слайд 9

Изготовление дидактических пособий « Системный оператор » Мнемотехника при заучивания стихотворений « игры которые научат нестандартному мышлению »

Слайд 10

Составление загадок Игра «Пальма», «Да – Нет».

Слайд 11

Карусель вопросов Карусель название имен признаков

Слайд 12

Маленькие человечки» ММЧ ( моделирование маленькими человечками ).

Слайд 13

Перспективное планирование Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Декабрь Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Ежи» Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины. «Да-нет». «Путаница», «Хорошо-плохо». Сыщики». «Что сначала, что потом? «Волшебная палочка». «Шерлок Холмс». Игра «Найди ежа» Пальчиковая гимнастика: Ёжик Игра «Собери ежа» Папка-ширма для родителей «Что такое ТРИЗ ?

Слайд 14

Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Январь Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зимние забавы» . способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по картине «Подзорная труба». . Договори словечко», «Кто больше назовёт предметов», «Сыщики». «Что сначала, что потом?», «Хорошо-плохо», «Часть-целое». «Путешествие на машине времени», «Аукцион», «Что забыл художник?». рисование «Зимушка, зима» подвижная игра «Снеговик» . Прослушать произведение П. И. Чайковского «Январь » из цикла «Времена года» . Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Февраль Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Вот так покатались» Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл «Да-нет». «Путаница», «Хорошо-плохо». Сыщики». «Что сначала, что потом? «Волшебная палочка». Игра – этюд «Мы – снежинки» Прослушать произведение П. И. Чайковского « Февраль » из цикла «Времена года» . Разучивани е стихотворения «Вот моя деревня ..» Сюжетно – ролевая игра «Мастерская душ». Ознакомить детей с картотекой игр по технологии – ТРИЗ.

Слайд 15

Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Март Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Спасаем мяч» учить детей определять содержание картины. «Возьму тебя с собой, если…» «Чем похожи?» «Бывает – не бывает», «Дразнилка», «Теремок», «Цепочка». «Да-нет». Чтение стихотворений созвучных картине « А. Барто «Мячик» Дидактическая игра: «В кинотеатре 3D». Составление загадок Консультация на тему: «Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием технологии ТРИЗ» Апрель Составление творческого рассказов по картине «Брат и сестра» Развитие эмоций, слухового восприятия, мышления, и зрительного восприятия. «Подзорная труба». . Договори словечко», Чтение стихотворений Сергея Есенина. «Черемуха душистая» игра «Шерлок Холмс». Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

Слайд 16

Перспективное планирование Месяц Тема Цели Игровая деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Май Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ « Удачная рыбалка " учить детей составлять рассказ по картине «Волшебная палочка». Сюжетно – ролевая игра «Мастерская душ». Составляем загадки УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ П.и . «удочка» «караси и щука» Нетрадиционная техника в изо деятельности « рыбка» Заботливые родители – хорошие успехи». Памятка «И снова поиграем!»

Слайд 17

Список литературы

Слайд 18

Диагностика В начале учебного года речь детей была : Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. *Бедность речи. Недостаточный словарный запас. *Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. *Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Слайд 19

Ожидаемый результат . Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям. Ребенок может: - выделить объекты, изображенные на картине; - установить взаимосвязь между объектами; - характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств); - представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после); - описать местонахождение объектов на картине; - представить себя на картине в качестве одного из объектов; - составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что произошли кардинальные изменения в системе дошкольного образование, внедрение и  реализация ФГОС основной и очень важной целью является  сохранения и укрепления здор...

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Конспект по речевому развитию Составление рассказа по сюжетной картине «Дружба» для старшего дошкольного возраста

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картинеЗадачи: Обучающие:- учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;- совершенствовать грамотную структуру реч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию познавательных процессов для создания базы успешного овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

quot;О муки чтения в раннем детстве, когда с головой погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв, всем существом отдаваясь изучению машины из бесчисленных мельчайших колесиков! .....

Методические рекомендации по составлению творческого рассказа по сюжетной картине для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемые методики направлены на развитие творческих способностей детей, в частности мыслительных операций, актуализации воображения, освоения понятий «объект», «пространство&raqu...