Конспект по речевому развитию Составление рассказа по сюжетной картине «Дружба» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шмелькова Татьяна Викторовна

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине

Задачи: Обучающие:

- учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

- совершенствовать грамотную структуру речи;

Развивающие:

- побуждать детей к речевой активности;

- расширять, активизировать словарный запас ребенка;

- формировать навыки совместной учебной деятельности

Воспитывающие:

- воспитывать у детей играть вместе, дружно;

- способствовать возникновению положительных эмоций, желания общаться;

- формировать нравственные качества личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Светлячок»

Конспект по речевому развитию

Составление рассказа по сюжетной картине

«Дружба» для старшего дошкольного возраста

Воспитатель Шмелькова Т.В

2023г.

Конспект по развитию речи

 Составление рассказа по сюжетной картине  «Дружба» для старшего дошкольного возраста

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине

Задачи: Обучающие:

- учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

- совершенствовать грамотную структуру речи;

Развивающие:

- побуждать детей к речевой активности;

- расширять, активизировать словарный запас ребенка;

- формировать навыки совместной учебной деятельности

Воспитывающие:

- воспитывать у детей играть вместе, дружно;

- способствовать возникновению положительных эмоций, желания общаться;

- формировать нравственные качества личности

Предварительная работа:

Беседы на тему «С чего начинается дружба?», чтение сказок, стихов, пословиц, поговорок о дружбе, рассматривание иллюстраций

Словарная работа: доброжелательный, эксперт

Материалы: «ладошка» из бумаги, мяч, проектор, сюжетная картинка «Дети играют»

Ход НОД:

Организационный момент: 

«Доброе утро» - тебе сказали,

«Доброе утро» - ответил ты.

Как две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

Воспитатель:  А вы - дружные ребята? Почему вы так думаете? (Потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга). Ребята, с чего начинается дружба? (С улыбки, с доброго слова, с совместной игры, помощи)

Ребята, присядьте на стульчики и  ответьте мне, кого мы можем назвать другом? У меня есть ладошка, каждый отвечает на вопрос и передает ее соседу (делится игрушками, играет, не ломает игрушки, не дерется) 

Конечно, ребята, правильно, чтобы у всех нас были друзья, нужно быть доброжелательным – всем добро желать и никого не обижать.  Давайте мы с вами вместе скажем – доброжелательный 

Если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам каким должен быть? Я вас приглашаю встать в кружок. Я вам буду бросать мячик со словом, а вы возвращать с противоположным по смыслу, то есть, со словом наоборот.                                                        

Игра с мячом «Скажи наоборот»

  1. Злой – добрый
  2. Жадный – щедрый
  3. Слабый – сильный
  4. Глупый – умный
  5. Трусливый – смелый
  6. Грустный – веселый
  7. Грубый – ласковый
  8. Медлительный – быстрый
  9. Строить – ломать
  10. Далеко – близко
  11. Тяжелый –легкий
  12. Пустой – полный
  13. Открыто – закрыто
  14. Шумный – тихий
  15. Грязный – чистый

Воспитатель: Ребята, я вижу, вы много знаете о дружбе, вас можно назвать экспертами в этом вопросе! А что такое эксперт? Эксперт – это человек, который очень хорошо разбирается в каком-то деле, вот вы, например, много знаете о дружбе.

Ребята, я вам покажу одну картину, а вы внимательно рассмотрите ее и расскажите, что в ней видите? Где находятся дети? Как вы догадались? Что они делают? Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Кто находится на переднем плане слева картины? Что они делают? Давайте придумаем им имена и опишем их. А кто находится на переднем плане справа картины? Ей тоже нужно придумать имя и рассказать, чем она занимается, описать ее. Кто находится на заднем плане слева? Как их назовем? Чем они занимаются? Давайте их тоже опишем! Как вы думаете, о чем они говорят?  Посмотрите внимательно, кто находится слева? Ему тоже нужно придумать имя и описать. Обратите внимание, какое настроение у ребят? Почему мальчик у окна грустит?

 Интерактивна физкультминутка и гимнастика для глаз

https://466.tvoysadik.ru/?section_id=45

Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку. Давайте вернемся к нашей картине и придумаем по ней рассказ. Вначале послушайте рассказ, который придумал художник:

«Как-то раз дети играли в детском саду. Таня играла с кубиками. У нее сегодня было очень радостное настроение, мама ей купила красивые розовые бантики. Сережа подсел к ней и сказал: «Таня, ты сегодня такая красивая! Давай поиграем вместе с моим медвежонком!». И они стали весело играть. А девочка Зоя очень любит рисовать. Сегодня она решила нарисовать открытку и подарить маме. Ксюша с Вовой – большие друзья. Сегодня они играют в «школу», Ксюша – учитель, а Вова – ученик. Только один Саша невесел. Он стоит и с грустью смотрит в окно. «Эх, и зачем я сегодня не поделился с солдатиками с Сережей, зачем толкнул Зою, зачем сказал, что у Тани некрасивые бантики? Теперь со мной никто не дружит!»

- Ребята, а из-за чего могут поссориться друзья? Словом можно обидеть, оскорбить человека. А какие слова могут вас обидеть? А какие утешить?

Как можно назвать наш будущий рассказ?

- О чем вы будете говорить в начале рассказа?

- Как вы его продолжите?

- Чем закончите рассказ?

Воспитатель: У вас получились очень интересные рассказы. Скажите, что было сложного в составлении рассказов? Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? Друзья познаются в счастье или в беде?

Дружба настоящая начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется.И остаётся с нами навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию на тему «Моя родина» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект по речевому развитию на тему  «Моя родина»Цель:  формировать представления о малой Родине – городе Москва, своей улице.ЗадачиОбразовательные:Расширять словарь дете...

Конспект занятия Составление описательного рассказа по сюжетной картине «День космонавтики». Старшая группа Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный  рассказ по сюжетной картине.Задачи:  - закреплять  знания детей по теме «Космос»;- продолжать работу над развитием связанной р...

Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Тема  самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...

Презентация иллюстрированного пособия «Обучение пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» с опорой на сюжетные картины (иллюстрации) детей старшего дошкольного возраста»

Методическую разработка включает в себя две формы работы: игровое задание «Четыре страницы», цель которого: закрепить у детей дошкольного возраста представления о делении года на четыре вр...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине» Возрастная группа: старшая №2

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине».Цель: составление описательного рассказа по сюжетной картине.Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...

Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста

конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "зимние забавы"...