Конспект занятия Составление описательного рассказа по сюжетной картине «День космонавтики». Старшая группа Учебно методический материал
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Платонова

Цель: развитие умения составлять описательный  рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

 - закреплять  знания детей по теме «Космос»;

- продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы;
- пополнить речевой запас детей словами: космодром, астронавт, звездочет, скафандр; 

- развивать речь дошкольников, как средство общения в повседневной жизни;

- отработать навык подбора родственных слов;

- воспитывать умения выслушивать вопрос воспитателя до конца и ответы детей.

Оборудование: портреты космонавтов, предметные картинки: космонавт в невесомости, скафандр, космический корабль, луна, кружки красного цвета по количеству детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_den_kosmonavtiki.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Составление описательного рассказа по сюжетной картине

«День космонавтики».

Старшая группа

Цель: развитие умения составлять описательный  рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

 - закреплять  знания детей по теме «Космос»;

- продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы;
- пополнить речевой запас детей словами: космодром, астронавт, звездочет, скафандр; 

- развивать речь дошкольников, как средство общения в повседневной жизни;

- отработать навык подбора родственных слов;

- воспитывать умения выслушивать вопрос воспитателя до конца и ответы детей.

Оборудование: портреты космонавтов, предметные картинки: космонавт в невесомости, скафандр, космический корабль, луна, кружки красного цвета по количеству детей.

Ход занятия

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают, но только во сне.

1. Воспитатель: скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение?

Воспитатель: наша страна отмечает «День космонавтики». Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

- А вы ребята хотели бы стать космонавтами?

- Кто такие космонавты?

- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

(здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

- Ребята вы любите смотреть на небо ночью?

- А что можно увидеть на небе? Сколько звезд на небе? (несчетное количество).

Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. А какая ближайшая к нам звезда?

-(Солнце).

 - И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые узнали, что еще есть и другие планеты.

- Дети, какие планеты вы знаете?

- (Меркурий,Венера,Земля,Марс,Юпитер,Сатурн,Уран,Нептун)

- Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему?

- (потому что до планет очень далеко).

- И вот ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показ иллюстраций) изобрели первый спутник и 4 октября 1957 года запустили в космическое пространство.

Позднее в августе 1960г. космический корабль "Восток" с собаками Белкой и Стрелкой на борту, совершил суточный полёт, с возвращением на Землю.

 А потом 12 апреля1961 году в первые в космос отправился человек.

А кто же был первым космонавтом на Земле?

- Юрий Алексеевич Гагарин (показ иллюстраций).

2.  Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру  «Семейка слов»

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «Звезда», «Космос» (космолет, космонавт, космодром).

• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

-Молодцы, ребята очень ловко справились.

3. Ребята смотрите у меня для вас есть картина. Скажите что на ней изображено.

- Подготовка к запуску в космос, космонавты, ракета.

Ребята вы устали, давайте отдохнём.

4. Физминутка «Снаряжаем мы ракету»

Снаряжаем мы ракету

На далекую планету.

Шапки надо надевать, шубы,

Рукавицы,

Чтоб в ракете не чихать и не простудиться.

Недоволен Буратино, что мала ему кабина.

Влезть в неё пытается, нос не умещается.

Зайцу хочется в полет, но в зайце трусость верх берет:

«Вы сперва скажите мне, нет ли волка на Луне».

Мышки хором засмеялись:

«Мы летали, не боялись.

Красота, красота нет ни кошки, ни кота».

Пять матрешек встали в ряд:

«Посадите» - говорят.

Одного местечка нам хватит пятерым.

Показывают ракету

Смотрят вдаль под рукой

Выполняют движения по тексту

Показывают «носики» вправо, влево.

Показывают «ушки»

Обхватывают тело руками

Показывают руками пасть волка

Показывают мышек

Грозят пальцем

Показывают пять пальцев

Показывают как одна прячется в другую.

5. Игра «Какое слово отличается от других?»

Необходимо поднять сигнальный кружок, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Что общего у этих слов?

6. Пальчиковая игра «Считалка в полет».

Ребята наши пальчики устали, давайте отдохнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы взлетать.

На ракете улетим

И всю землю облетим.

На луне мы «прилунимся»

И на землю возвратимся.

По очереди сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.

По очереди выпрямлять пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.

Соединить пальцы рук, поднять руки наверх.

Руки развести в стороны, сделать круг, вновь соединить ладони.

Сжать руки в кулаки.

Соединить одинаковые пальцы обеих рук, образовав большой шар.

7. Составление описательных рассказов детьми.

Образец рассказа:

На картине изображена подготовка запуска ракеты в космос. Ракета большая и яркая, разноцветная. На космодроме полным ходом идет проверка ракеты перед запуском. Космонавты уже одеты в скафандры и готовы к полёту. Трое космонавтов  счастливы за предоставленную им возможность полететь в космос. Они машут рукой и улыбаются, прощаясь со всеми и с землей. Мне понравилась картина потому, что изучение космоса очень интересное и важное занятие.

8. Итог занятия

-  Ребята, чем мы с вами занимались?

- О чем говорили?

- Кто такие космонавты?

- Зачем нужно изучение космоса?

- Кто первый полетел в космос?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»

Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему;  закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе "Ателье мод"

Развитие связной речи, составление описательных рассказов  об одежде,  опираясь на схему, обогащение словаря за счет новых слов, формирование грамматически правильной речи детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине «День 8 марта».

ФорФормировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.Упражнять в подборе слов со сходным значением. Ок...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»

Цель и задачи:1.            Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему.2....

Совместная деятельность с детьми старшей группы. Учебно методический материал

Цель: формирование основ безопасного поведения детей  на дороге, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: - создать условия для сознательного изучения детьми ПДД;- сформиро...

Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин «Старший товарищ» Учебно методический материал

Цель: закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картин «Старший товарищ».Задачи:Придумывать события предшествующих и последующих изображений на картинах.Развивать сл...