«Использование мнемотехники в речевом развитии детей», выступление
консультация

Соваренко Светлана Сергеевна

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 16.01.2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_mnemotehnike_2019g.docx304.38 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад №10 «Лучик»)

Консультация для воспитателей

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей»

C:\Users\Дом\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-bc522fb3d9a1fc31c4a2e52452a8e034-V.JPG

Подготовила воспитатель:

Соварекно Светлана Сергеевна

от 16.01.2019г

г. Долгопрудный
2019 г.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приѐмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу. Составление рассказов. Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь

текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребѐнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить еѐ в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ѐлочка - зелѐная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Коррекционно-логопедическую работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа.

1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ по заданной мнемотаблице. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Главный принцип при составлении мнемотаблицы – передача условно- наглядной схемы таким образом, чтобы детям было все понятно и доступно.

У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребѐнка и готовности его к школьному обучению.

Примеры мнемотаблиц.

hello_html_m5f417c0e.jpg

hello_html_1112270d.png

hello_html_34555504.png

hello_html_e857de0.png

hello_html_55b2d2d9.png

hello_html_62a38b94.jpg

hello_html_19682381.png

hello_html_62798d07.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для речевого развития детей

Данная публикация представляет собой видеоматериал для разучивания стихотворения с элементами мнемотехники...

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Сообщение на педагогическом совете «Использование мнемотехники в речевом развитии детей»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста, широкое примен...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...