Проект для детей старшей- подготовительной группы «Национальная татарская одежда»
проект (старшая группа)

Ямалетдинова Альбина Даутовна

Проект для детей  старшей- подготовительной группы «Национальная татарская  одежда»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект для детей  старшей- подготовительной группы

«Национальная татарская  одежда»

Актуальность: Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Поэтому был составлен проект «Татарский национальный костюм», основной целью которого было знакомство с татарским национальным костюмом. Формированием нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства.

Цель: способствовать приобщению детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к национальной культуре и традициям татарского народа; 

Обучающая: познакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами; формировать художественно-творческие способности,

Развивающая: развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.  

Тип проекта:  познавательно – игровой, творческий

Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,  родители воспитанников.

 Продолжительность проекта: краткосрочный

Социальные партнёры: Кзыл- Ярская  средняя общеобразовательная школа,  сельский дом культуры

Возраст детей: 5-7 лет

Формы реализации проекта:

-ОД;
-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
-беседы, общение;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
-экскурсии, прогулки;
-использование мультимедийных презентаций;
-просмотр мультфильмов;
-работа с родителями.

Предполагаемый результат: Дети больше узнают о татарском национальном костюме, его изготовлении.Учатся использовать полученные знания, умения и навыки в разных видах деятельности.

Необходимое оборудование:
*
литературный ряд: Н. Сергеева «Татарская вышивка», Нурзия «Тылсымлы энә», Р.Вәлиева.”Энҗе-мәрҗән калфагым”, Йолдыз. “Тылсымлы түбәтәй”, Ә. Кари “Минем әни-тегүче”, И.Солтан “Күлмәк белән сөйләшү”, Р.Вәлиева “Кәләпүшем, кәләпүш”, Л.Әмирханова ”Чигүле читекләрем”, Р.Мәннан “Тун кигән Акбай”, тат.хал.әкияте  “Киемнәр кая киткән?”, Я.Иганәй. “Курчагыма кофта бәйлим”

*музыкальный ряд: “Кәләпүшем- кәләпүш”, “Шәл бәйләдем”, “Бииләр итек- читекләр”, “Курчакка күлмәк тектем”

*мультфильмы:”Ике кыз”, “ Ситцевая улица»  

*демонстрационный ряд: фотоальбомы  “Татар халык бизәкләре”, «Национальный костюм татар» , картинки на тему «Элементы татарского национального орнамента”,  картина “Сөембикә-ханбикә үз гаиләсе белән” (Корноухов), дидактические игры «Составь орнамент», «Оденем куклу в татарский национальный костюм», ”Назови орнамент”, “Назови татарскую национальную одежду”, трафареты и шаблоны элементов татарского орнамента.

Этапы работы над проектом

1 этап (целеполагание, постановка проблемы)

Проблема: Сейчас  дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот поэтому мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем различаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы стремимся к тому, чтобы воспитанники хоть немного знали историю татарского народа.

2 этап (разработка проекта)

Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:
-подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности
-подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

3 этап (выполнение проекта)

Мероприятия с детьми:
Чтение художественной литературы: Р.Вәлиева.”Энҗе-мәрҗән калфагым”, Йолдыз. “Тылсымлы түбәтәй”, Ә. Кари “Минем әни-тегүче”, И.Солтан “Күлмәк белән сөйләшү”, Р.Вәлиева “Кәләпүшем, кәләпүш”, Л.Әмирханова ”Чигүле читекләрем”, Р.Мәннан “Тун кигән Акбай”, тат.хал.әкияте  “Киемнәр кая киткән?”, Я.Иганәй. “Курчагыма кофта бәйлим”

Рассматривание: картина “Сөембикә-ханбикә үз гаиләсе белән” (Корноухов), фотоальбомов “Татар халык бизәкләре”, «Национальный костюм татар».

Просмотр мультфильмов: «Ситцевая улица», “Ике кыз”
Просмотр мультимедийной презентации: «Элементы татарской национальной одежды»
Беседа: «Милли киемнәр”, «Разновидности орнамента», «Мужской национальный костюм»,«Женский национальный костюм».

Ситуативный разговор: “Җыйнаклык, пөхтәлек”, «Киемнәр нинди материалдан тегелә?», “Кешеләр кием булмаса нишләрләр иде?”
Организованная образовательная деятельность : «Әбиемнең серле сандыгы»; чагыштырма  хикәя төзү “Кием кешене бизи”; “Купшы күлмәк»(рисование); «Бизәкле кәләпүш, калфак»(аппликация)
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Прогулки по улицам села
• Наблюдения за современной одеждой татар
• Экскурсии в мини-музеи в Кзыл-Ярской средней общеобразовательной школе и в сельском доме культуры
Игровая деятельность:
• Сюжетно-ролевые: ”Тегүче”, “Кием кибетендә”, “«Кибеткә бүләккә барабыз»
• Дидактические: «Орнамент төзе», «Оденем куклу в татарский национальный костюм», «Найди головной убор»
• Речевые: «Я знаю пять названий…»(национальной одежды, элементов татарского орнамента),  ”Назови орнамент”,  “Назови татарскую национальную одежду”
• Подвижные: ”Энә һәм җеп”, “Йөзек салыш”, “Яшерәм яулык”, “Кулъяулыгым»
• Настольно-печатные:
  “Калфакны буя”, «Рәсемне төзе» (милли киемдәге кызлар), “Укрась национальную одежду, обувь”, “Обведи и раскрась узор по шаблону”

Мероприятия с педагогами:

-Подбор демонстрационного и раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
-Создание и использование мультимедийной презентации «Элементы татарской национальной одежды»
-Изготовление пособий для ОД, декораций, атрибутов для  развлечения “Аулак өй”.

Мероприятия с родителями:

-Печатная консультация по теме: «История создания татарского национального костюма»
Индивидуальные беседы, задания: предложить научиться татарской вышивке вместе с ребенком; изготовление дидактической игры «Укрась национальный костюм», «Найди и назови», «Найди такую же», «Найди пару»; попросить принести для уголка ряжения элементы татарской одежды; украсить читек нетрадиционным способом вместе с детьми «Бизәкле читегем”; изготовление костюмов куклам.

4 этап (подведение итогов)

-Оформление фото- выставки «Национальная одежда татарского народа».
-Выставка творческих работ детей
«Бизәкле кәләпүш, калфак», “Бизәкле читегем”.
-Оформление папки-передвижки «Национальная одежда народов Поволжья»,
выпуск газеты «Красота народного костюма».
-Проведение развлечения «Аулак өй».
-Презентация проекта «Национальная татарская одежда»

Ожидаемый результат:
-Расширились знания об истории татарского национального костюма.

- Сформировались чувства любови и уважения  детей к татарскому народу.

- Проект способствовал развитию  творческих способностей детей и родителей в разных видах деятельности.

- У участников проекта появился интерес к дальнейшему знакомству с историей татарского народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

2. Завьялова М.К. Татарский костюм. – Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

3. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. – Казань: Магариф, 1994.- 191с.

4. Гыйздәтуллина А.М. “Биләүдәге  рәссам”-Яр Чаллы: «Яр Чаллы типографиясе», 2007-102 бит.

5. Закирова К.В. “Ин матур сүз”: Ата-аналар һәм балалар бакчасы тәрбиячеләре  өчен  хрестоматия -Казан: Мәгариф, 2000-335 б.

6. Ягъфаров Р. “Татар балалар фольклоры” -Казан: «Раннур» нәшрияте, 1999-352 б.

7. Зарипова Ф.Я. “Могҗизалы  мәктәп  сәхнәсе”: Балалар  бакчалары тәрбиячеләре ,сыйныф  җитәкчеләренә  ярдәмлек -Казан: Мәгариф, 2003-255 б.

8. Закирова К.В. “Әхлак  нигезе  –матур  гадәт” (Гаиләдә һәм  балалар бакчаларында  әдәп-әхлак тәрбияләү):Методик кулланма -Казан: Мәгариф, 2004-383 б.

9. Закирова К.В. “Уйный-уйный үсәбез”-  Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура  инструкторлары  өчен методик кулланма -Казан: Татар.кит.нәш., 2010 -175 б.

10.Интернет ресурс: open.az; show.7ya.ru; festival.1september.ru; luiza-m.narod.ru; www.tatarlar.spb.ru; showtherlad.php; http://forum.the-west.ru/showtherlad.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".

Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...

Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»

Выставочный проект «Русь ремесленная»  Тематический проект для детей подготовительной группы  «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы группы. "Зимнее вдохновение"

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных ...

Проект "Метеобюро " для подготовительной группы группы

Проект для подготовительной группы детского сада...

Конспект беседы для детей подготовительной группы «Национальные парки Южного Урала»

Конспект беседы для детей подготовительной группы«Национальные парки Южного Урала» Цель: формировать знания детей о национальных парках родного края.Задачи:Систематизировать знания де...

ПРОЕКТ «Lego - БУМ» познавательно-творческий проект с детьми подготовительной группы

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складыв...