Открытое занятие в подготовительной группе "Национальный парк Куршская коса. Песчаная катастрофа."
план-конспект урока (подготовительная группа)

Шевердина Надежда Анатольевна

Открытое интегрированное  занятие  по экологии с элементами опытов в подготовительной группе. Занятие проводилось в рамках регионального компонента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное  занятие  по экологии с элементами опытов в подготовительной группе

Национальный парк Куршская коса. Песчаная катастрофа.

Цель: формировать экологические знания у детей посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные. Формировать у детей  элементарные экологические знания; закреплять и расширять представление детей о природе родного края, вызвать интерес к истории родного края.

Развивающие. Развивать познавательно-исследовательский интерес к миру природы, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы.

Воспитательные. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь в решении экологической проблемы.

Материалы. Изображения Эколят. Ларец с «сокровищами» (янтарь, веточка сосны, фигурки животных). Ящики с песком, лопатки, коробки с бросовым материалом, макеты домов, влажные салфетки. ИКТ презентация.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.

А теперь я приветствую вас, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? Что такое Россия? А что такое Родина? Что для вас является Родиной? (Ответы детей)

Игра малой подвижности «Моя Родина»   

 –  Сегодня с нами на занятии снова эти маленькие человечки. Скажите, кто они такие? (Эколята) Эти маленькие человечки – экологи. А чем занимаются экологи? Да, они помогают природе.  Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её  И если сегодня с нами на занятии Эколята, зачит какие проблемы мы будем решать? (ответы) И мы с вами тоже становимся юными экологами.

– Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа Калининградской области красива и разнообразна. Наш край - это природная кладовая.

Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".

-Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин? (рассуждения детей)

-Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много и они все разные. Раньше люди сокровища хранили в сундуках и ларцах. Посмотрите, у нас в группе тоже стоит ларец. В этом ларце сокровища нашего края. Я предлагаю вам посмотреть, что же в этом ларце, какие сокровища. (Открывает) Здесь несколько предметов, они символизируют природные богатства нашего края. Вы сможете отгадать, о каких богатствах идёт речь?

Воспитатель достаёт по очереди янтарь, веточку сосны, фигурки животного,  рыбка, песок. Дети говорят о каких богатствах идет речь.

Эти богатства надо охранять? А как мы можем их охранять? (Правила) Чтобы сохранить прекрасную природу нашего края в Калининградской области создано несколько национальных природных парков. Что такое национальный природный парк?  Национальный парк - это особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека. Но разрешено посещение этой территории туристами и любителями природы.  В КО есть несколько национальных парков: Выштенецкий, Куршская коса. Сегодня мы отправимся в национальный парк Куршская коса. Это очень красивое место, посмотреть на которое приезжают туристы со всей России. Но поскольку, сегодня мы с вами являемся эколятами, то мы будем не просто путешествовать – мы должны будем решать экологические проблемы. Куршская коса славиться многими объектами, но сегодня мы увидим с вами замечательные, удивительные песчаные дюны. СЛАЙД 1-3  Давайте попробуем с вами разобраться, что же такое дюны и как они появились.

Ответьте на вопрос –  что такое дюна? (песчаный холм). Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выдвинули свою гипотезу – как появляются дюны? (предположения детей). Воспитатель наводящими вопросами подводит детей к решению, что дюны формируются под влиянием ветра. Чтобы вы могли проверить свои предположения, я предлагаю вам подойти к ящикам с песком, попробовать «создать» песчаные холмы, выступить в роли ветра и понять, как появились дюны. Какую задачу мы должны решить, что выяснить? (Как образуются дюны).

Прежде чем вы приступите к исследованию, давайте повторим правила работы:

 -не мешать друг другу, работать тихо;

-приступать к выполнению опыта только после объяснения и разрешения;

-после проведения опыта все нужно убрать;

-после завершения работы вытирать руки салфеткой.

ИССЛЕДОВАНИЕ

 – Мы с вами выяснили, как образовались дюны на Куршской косе, а теперь я хочу рассказать вам, как много-много лет назад на Куршской косе случилась экологическая катастрофа. А что такое экологическая катастрофа, как может нарушиться экологическое равновесие в природе? Да, очень часто виновниками экологических катастроф становятся люди. И здесь, на косе причиной беды стали люди. Люди жили на косе и для своих нужд вырубали деревья год за годом. Деревья и растущая вокруг них трава держали своими корнями тонкий слой земли на песчаных дюнах. А когда деревьев стало мало, пески начали двигаться. И они стали угрожать поселкам, в которых жили люди. Под воздействием ветра пески стали перемещаться, полностью накрывая собой целые деревни. Всё это привело к самому страшному этапу в жизни Куршской косы, который вошёл в историю с названием Песчаная катастрофа. СЛАЙД 4-5 Людям пришлось задуматься, почему это происходит, и как остановить движение песков. Это было не просто. Жители Куршской косы очень долго боролись с движением песков, испробовали разные методы и справились с этой задачей, смогли остановить катастрофу. Поскольку сегодня вы стали экологами – эколятами, я предлагаю вам подумать, как можно решить эту проблему. Может вы сможете догадаться, как жители спасли свою малую Родину, а может быть вы сможете придумать свой способ, как остановить движение дюн.

 – Посмотрите на «дюны» которые вы создали, и давайте представим, что вы жители посёлка, которому угрожают песчаные дюны. И вам надо спасти свой родной посёлок, дом, в котором вы родились, в котором живут ваши родители. Я предлагаю вам сейчас устроить «мозговой штурм», подумать, как можно спастись от движущихся песков. Заранее скажу вам, что люди, жившие на Куршской косе, придумали, как решить эту проблему. А сейчас вы постараетесь найти способы её решения. Подумайте, может быть, вам понадобятся какие-то приспособления. Вы можете использовать предметы-заменители, которые лежат в этих коробках.(веточки, щепки, картон и т.п.)

Дети выдвигают свои версии, как можно остановить движение песка. Вместе с воспитателем обсуждают практическое воплощение этих версий. Возможно кто-то из детей придумает способ близкий к реализованному (ловушки-фашины, высадка растений).

 

– А теперь подойдите к ящикам и попробуйте смоделировать «заграждения» для песка. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 – Ваш «мозговой штурм» удался. Вы попробовали решить трудную задачу, и вам это удалось.  А сейчас я вам расскажу, как люди жившие на Куршской косе спасали свои родные места.

Люди начали строить авандюны. Авандюна изначально представляла собой стену (в виде ступенчатых конструкции, удерживающих песок), которая защищала косу со стороны моря от ветра. Длительность работы связана с тем, что процесс невозможно было механизировать, всё приходилось делать вручную, а некоторые этапы требовали временного интервала. По задумке авандюна являлась временным решение, но жизнь распорядилась иначе – стена поддерживается до сих пор. Также по всей территории Косы устанавливали ловушки для песка – фашины, которые можно увидеть и сегодня. Принцип их работы прост: в песок вставляются ветки, формирующие ячейку, внутри которой высаживаются травы-песколюбы, дающие в песке густую сеть побегов, тем самым можно добиться остановки движения песка и формирования устойчивой почвы. СЛАЙД 6-8

Следующий этап был самым дорогим и сложным – высадка плантаций леса. Работы продолжались более ста лет. Коса получила смешанный лес, потому что из разных концов света сюда привозили деревья, которые имели мощные разветвленные корни и могли выдержать соленый ветер. Операция по спасению Куршской косы вошла с историю как самая дорогая по устранению экологических и природных катастроф.

Имена тех, кто занимался лесопосадкой местные жители вспоминали с благодарностью. Но среди них особенно выделялось два имени: Вильгельм Франц Эфа и Людвиг Вильгельм Мюллер. Их именами назвали две самые большие высоты на дюнах.

Теперь благодаря им дюна Ореховая незыблемо стоит на месте, надёжно скреплённая корнями горных сосен и других деревьев.

И давайте сейчас вы превратитесь в деревья, чтобы ваши спинки разгрузились, отдохнули:

Станем мы деревьями,

Сильными большими. (Руки на поясе)

Ноги - это корни,

Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали, (Пальцы в замок)

Из глубин подземных

Воду доставали.  (Наклоняются, складывают ладони  чашечкой)

Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой

В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)

Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)

Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)

Вместе им не страшно,

Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)

 – Полюбоваться на дюны в национальный парк приезжает много туристов. Но они не могут гулять по парку как им захочется. Для туристов созданы специальная экологические тропы. Потому что даже сейчас, состояние побережья косы неустойчиво, малейшее воздействие может принести вред. Поэтому, во многих местах передвигаться следует по пешеходным дорожкам, не ступая на открытые пески, соблюдать тишину, не разводить костры и не ставить палатки. 

Нельзя нарушать правила посещения заповедной зоны. Бездумное поведение людей уже привело Куршскую косу к песчаной катастрофе и вылилось в сотни лет трудов по её восстановлению. Не будем повторять прошлые ошибки.

Пусть мир, в котором мы живем, остаётся голубым и зелёным. И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М.Романовой:

"Эту истину знают от роду,

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Родину свою.

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не сможем прожить!"

-Продолжите предложение, которое начинается так:

-Я узнал на занятии......

-Я удивился......

-Я запомнил.....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Презентация "Куршская коса" к проекту "Национальный парк - Куршская коса"

Презентация  "Куршская коса" к педагогическому проекту "Национальный парк - Куршская коса"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Национальная еда карачаевцев»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Национальная еда карачаевцев» Цели:          1. Формирование у детей нравственнос...

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...

Конспект беседы для детей подготовительной группы «Национальные парки Южного Урала»

Конспект беседы для детей подготовительной группы«Национальные парки Южного Урала» Цель: формировать знания детей о национальных парках родного края.Задачи:Систематизировать знания де...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...