Проект по ПДД " Азбука пешехода"
проект (старшая группа)

Маркушева Оксана Александровна

Проект по правилам дорожного движения для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pdd_azbuka_peshehoda.docx353.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида Калининского района

Санкт- Петербурга

Проект по ПДД

« Азбука пешехода»

старший возраст

C:\Users\user\Desktop\kartinki-pdd-42.jpg

2022г

Актуальность проекта:

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение.  Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на наших дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

 Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи.

 Знакомить детей  правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве,  наиболее прочные; правила, освоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действия

Цель проекта:

  •  формирование  у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах;

Задачи:

1.Образовательные задачи:

  • Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

2. Развивающие задачи:

  • Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
  • Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля, логическое мышление, внимание, наблюдательность;

3. Воспитательные задачи

  • Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: дисциплинированность;
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Тип проекта: информационно – познавательный

Срок реализации: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение компетентности родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города;
  2.  Привитие устойчивых навыков безопасного поведения  у детей в любой дорожной ситуации;
  3. Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения.

Этапы проекта:

I этап – Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов). Постановка проблемы  перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?». Довести до детей важность данной проблемы: « Незнание правил дорожного движения может привести к беде!». Сбор информации  и работа по  подбору  материала  по теме проекта. Подбор художественной литературы, подготовка наглядного  материала по теме проекта, дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности. Составление перспективного план работы.

    Изучение методической литературы: К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие. Пополнение предметно-развивающей среды. Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города».

II этап – основной (работа с объектами проекта)         

         Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

  • Решение игровых и проблемных ситуаций
  • Целевые прогулки и экскурсии
  • Рассматривание плакатов, иллюстраций по безопасности дорожного движения с детьми.
  • использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
  • Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Н.Носов «Автомобиль»;  Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.
  • Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
  • Конкурс на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему « Я пешеход»

III этап  Заключительный этап

Итоговое мероприятие проекта – Викторина «Знатоки дорожного движения»

  • Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;

Продукт проекта: Аппликация с элементами оригами «Машины едут по улице» (коллективная работа)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, чтение художественной литературы;

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социально-коммуникативное, художественное творчество.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Азбука дорожного движения»

Познавательное развитие

  • Совместная деятельность : «Путешествие по правилам дорожного движения», «Безопасность на дорогах», «Правила дорожные будем твердо знать»
  • Рассматривание сюжетных картинок  «Опасные ситуации на дороге»
  • Проведение бесед: «Знаки дорожного движения», «Безопасность на дорогах», «Мы пешеходы», «Правила поведения в транспорте»;
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам;
  • Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • Целевые прогулки:  «Пешеходный переход», «К остановке общественного транспорта»
  • Дидактические игры: «Узнай знак?», «Кто отличник-пешеход?», то«Найди нужный знак»,«Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука»,   «Разрезные знаки», «Дорожное лото», « На островке» и др.

Физическое развитие

  • Подвижные игры: «К своим знакам», «Зебра», «Грузовики», «Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Светофор», «Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Автобус»,« Автошкола» , « Пассажиры»

Речевое развитие

  • Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?»
  • Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу»  В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Н. Носов «Автомобиль» , С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор»,
  • Загадывание загадок про знаки.

Художественно-эстетическое развитие

  • Совместная деятельность по рисованию на тему: «Наша улица», « Перекрёсток»
  • Лепка «Наш помощник светофор»
  • Аппликация «Машины едут по улице» (коллективная работа),

Работа с родителями:

  • Совместное творчество родителей  с детьми:
  • Составление  и раздача памяток   для родителей старшего дошкольного возраста: по правилам дорожного движения;  безопасному поведению в общественном транспорте, в машине.
  • Информационный стенд для родителей «Безопасность на дорогах»
  • Консультации для родителей «Как приобщить детей к безопасному поведению на дорогах».

Используемая литература:

Методическая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
  3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
  4. Елжова Н.В.  «ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий»;
  5. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
  6. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
  7. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
  8. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
  9. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам -  о правилах дорожного движения».

Художественная литература:

  1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
  2. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
  3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
  4. Домоховский А. «Чудесный островок»;
  5. Житков Б. «Светофор»;
  6. Иришин В. «Прогулка по городу»;
  7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
  8. Кожевников В. «Светофор»;
  9. Кончаловская Н. «Самокат»;
  10. Мигунова И. «Друг светофор»;
  11. Михалков С. «Дядя Степа»;
  12. Михалков С.«Моя улица»;
  13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
  14. Михалков С.«Скверная история»;
  15. Обойщиков К. «Светофорик»;
  16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
  17. Хурманек Д. « Перекресток».

Интернет-ресурсы:

  1. Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014;
  2. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014.

Приложение 1

«Мы – пешеходы».

Цель: дать детям понятие «пешеход», познакомить с правилами пешеходов.

Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед, называют пешеходами.

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое – то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать. Повторите с детьми.

Основные правила для пешеходов.

• Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.

• Идти только по правой стороне тротуара.

• Если вы встретили знакомого, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

• Если вы идёте со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

• Когда ждёшь перехода, никогда не стой на краю тротуара.

• Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.

• Переходить дорогу нужно на зелёный свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.

• Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.

• Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

• Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.

• Двигаясь по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, не придерживаясь правой стороны.

• Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.

• Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

• Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.

• Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.

• Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.

• Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

• Как называют людей идущих вдоль улицы?

• Для кого предназначен тротуар?

• По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

• Где пешеходы обязаны переходить улицу наискосок?

• Где нужно ожидать маршрутный транспорт?

• Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

• Почему нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней?

«Безопасность на дорогах»

Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте ребята! А я сегодня успел побывать в школе пешеходных наук. Мне там рассказали, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете?

Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним.

Правило №1. Где можно переходить дорогу?

Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот посмотрите (показывает знак). Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это — подземный. Он обозначается вот так (показывает знак).

Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно. «Красный человечек» означает: «стойте!», а «зелёный человечек» означает: «идите!»

Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.

Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.

Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно.

Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить, что:

Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились?

Вот молодцы ребята! Все правила помните. Это здорово! Только вот мне уже пора. Пойду к другим ребятам напомню правила. До скорой встречи!

 «Правила поведения в транспорте»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?

Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!

Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?

Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.

А что дальше делают в транспорте?

Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!

А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!

А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?

Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?

Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?

Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.

Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!

Конспект целевой прогулки «Пешеходный переход»

Цель: систематизировать и уточнить следующие знания детей: чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами; их обозначают белыми прерывистыми линиями; обычно на специальных стойках устанавливаются знаки «Пешеходный переход».

При переходе улицы не следует торопиться. Прежде чем перейти улицу, необходимо убедиться в полной безопасности. Переходить улицу нужно спокойным твердым шагом. Пешеход не должен переходить улицу перед близко идущим транспортом.

Воспитатель идет вместе с детьми по улице, обращает внимание на знак «Пешеходный переход». Задает детям вопросы.

• Где разрешается переходить улицу?

• Как определить, где находится пешеходный переход?

• Какой формы знак «Пешеходный переход»?

• Как нужно переходить улицу?

• В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переход улицы?

Приложение 2

Дидактические игры:

  1.  «Законы улиц и дорог»

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес квыполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

 Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

 Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут идобраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, вчасовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — доречного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…

Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться нахлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.

2.«Найди нужный знак»

Цели: Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.

Материал: Картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом человек; дорожные знаки на липучках.

Ход игры:

Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.

3.«Узнай знак»

Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках.

Материал: 2 карточных диска, соединённых в центре винтиком. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит нужный знак.

Ход игры: детям называют картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.  

4.«На островке»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Материал: картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов, дородные знаки, светофор.

Ход игры: дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.

5.«Дорожное лото»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

6.«Кто отличник-пешеход?»

Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

Ход игры:

Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.

Сюжетно – ролевые игры:   

1.«Автошкола»

Цель: продолжать знакомство детей с правилами дорожного движения, умениям различать дорожные знаки и применять их на улицах нашего города.

Задачи:

  • Учить избегать опасных ситуаций на дорогах и во дворах;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на дорогах и улицах.

2.«Пешеходы»

  • Информационная часть.
  •  Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
  • Атрибуты:
  • - Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
  • - Накидки, обозначающие различные виды транспорта;
  • - Иллюстрации по дорожным знакам
  • Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу
  • Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
  • Что случится, если не будет дорожных знаков
  • Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

3. «Пассажиры»

Информационная часть.

Рассказать детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле; познакомить с профессией кондуктора

Атрибуты:

- Шапочка кондуктора,

- Таблички остановок

Создание проблемной ситуации: Детей пригласили в музей.

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Подвижные игры и упражнения:

  1. «Найди свой цвет»
  2. «Воробышки и автомобиль»
  3. «Угадай знак»

Подготовка к игре: все изученные знаки расставляются на расстоянии друг от друга.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков;
  • Жетоны.

Правила игры: воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В конце игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителя.

  1. «Стоп – Идите»

Подготовка к игре: дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках – по другую.

Атрибуты:

  • Светофор

Правила игры: игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжают движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

  1. «Безопасный путь»

Творческая деятельность:

Аппликация «Машины едут по улице» (коллективная работа)

Цель: Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Лепка «Наш помощник светофор»

Цель: Закреплять знания детей передавать в лепке образ светофора, его геометрические формы, величину частей. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать память воображение. Развивать умение рассматривать созданные фигуры.

Рисование «Наша улица»

Цель: Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы рисования. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами.

Приложение 3

Викторина по ПДД для детей

«Знатоки дорожного движения»

(старшая группа)

Цель: Систематизировать знания детей об основах безопасного поведения на улице.

Задачи:

1.Уточнять и закреплять знания о правилах поведения пешеходов.

2. Расширить знания детей о дорожных знаках, их классификации, видах транспорта.

3. Закрепить с детьми знание правил уличного движения.

4. Закреплять знание детьми сигналов и назначение светофора.

5. Развивать мышление, память.

6. Воспитывать у детей внимание, умение оказать помощь товарищу.

7.Развивать устную связную речь, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространенные предложения.

8.Создавать ситуацию радостного эмоционального настроения, воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: два набора дорожных знаков, жетоны-призы, две модели светофора, картинки с изображением транспортных средств, круги красного, желтого и зелёного цветов.

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие - игру! Наша игра называется – викторина по правилам дорожного движения. Соревноваться между собой будут 2 команды. Послушайте внимательно условия игры: за каждый правильный ответ участники будут получать жетоны-призы, побеждает та команда, которая соберет больше всех жетонов.

(Дети делятся на команды с помощью считалки:

Стоп, машина,

Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз-

Глядит в упор-

Это строгий светофор!). Итак, начинаем.

1 задание – «Дорожные знаки». Внимание! Внимание! Первое задание

Он укажет поворот

И подземный переход.
Без него нельзя никак!
Этот друг - …дорожный знак.

Сейчас посмотрим, хорошо ли наши участники знают дорожные знаки. Перед каждой командой лежат дорожные знаки. Я читаю вам загадку, а вы должны её отгадав, поднять карточку с дорожным знаком. Кто первый поднял руку, та команда и отвечает.

Грозно мчат автомобили,
Как железная река!
Чтоб тебя не раздавили,
Словно хрупкого жучка, –
Под дорогой, словно грот,
Есть...

(Подземный переход.)

Это что за чудо-юдо,

Два горба, как у верблюда?

Треугольный этот знак

Называется он как?

("Неровная дорога".)

Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь загзаг,

И впереди машину ждёт

Крутой...

("Опасный поворот".)

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Ведущая: Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать! Надо знаки уважать!

2 задание – «Учёные вопросы». Каждая команда должна правильно ответить на заданный ей вопрос.

  • Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транс порт.)
  • Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (По переходу, спокойным шагом.)
  • Что такое регулируемый перекресток? (Это перекресток, на котором движение регулируется милиционером-регулировщиком или светофором.)
  • Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? (Убедиться в безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги — направо.)
  • Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? (При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.)
  • Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
  • Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете? Каково их значение для пешеходов?
  • Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (Это опасно для жизни.)
  • Как называется человек, который едет в транспорте, но не управляет им? (пассажир)
  • Место для ожидания транспорта? (остановка)
  • 3 задание – конкурс капитанов «Почини светофор».

Ведущий. 

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
(Светофор.)

(На полу лежат модели светофоров без сигналов и круги: красный, зеленый, жёлтый. Капитаны должны в правильном порядке выложить на модели сигналы светофора. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание).

4 задание – физминутка «Красный, желтый, зеленый» (задание не оценивается)Цель: развитие внимания, памяти.

Ведущий: Я буду показывать вам кружки разного цвета: зеленый кружок – все дружно хлопают в ладоши и маршируют на месте; желтый кружок – поднимают руки вверх; красный – молчат и стоят на месте.

5 задание – «Загадки о транспортных средствах».

Ведущий. Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее.
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее.

(Загадки задаются по очереди каждой команде).

Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (
Транспорт)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.
(
Трамвай)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.
(
Троллейбус)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
(
Велосипед)

Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться,
За этой тараторкой.
(
Мотоцикл)

Там где строят новый дом,
Ходит воин со щитом,
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(
Бульдозер)

Мимо машина с красным крестом

На помощь больному промчалась бегом.

У этой машины особенный цвет:

Как будто халат белоснежный одет.

(Скорая медицинская помощь.)

Что за чудо этот дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

Ведущая: Молодцы! Правильно, отгадали все загадки. А к какому виду транспорта относятся все наши загадки?

Дети: К наземному.

6 задание – игра «Подумай — отгадай».

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает та команда, которая получит больше всего жетонов за правильные ответы. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку.

Дети сидят полукругом.

Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)

Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

Подведение итогов. Ведущий: Молодцы, ребята! Как вы думаете для, чего мы сегодня с вами повторяли правила дорожного движения? (Ответы детей).

А теперь давайте посчитаем жетоны и выясним, какая команда лучше всего знает правила дорожного движения. Вы правильно выполняли все задания, и поэтому каждому из вас мы вручаем медаль «Всезнайка правил дорожного движения».

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде.

Правила безопасного поведения на проезжей части.

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребёнка.

Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т.п.), закрывающих обзор проезжей части.

Дорога с ребёнком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах города надо где-то лет с 5-6, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребёнка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части.

Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5 – 2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны как можно чаще сопровождать ребёнка на улице, соблюдая следующие обязательные требования:

  • из дома выходите заблаговременно, так, чтобы ребёнок привыкал идти по улице не спеша;
  • перед переходом проезжей части обязательно остановитесь, переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевают за родителями, которые идут своим шагом и бегут рядом; следите, чтобы ребёнок шёл в своём темпе;
  • приучите детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах и перекрёстках;
  • никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: стоящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрёстка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;
  • увидев троллейбус, автобус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите к нему; приучите ребёнка поступать также, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;
  • выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребёнком; он должен привыкнуть, что при переходе проезжей части не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить своё внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребёнку для контроля дорожной ситуации);
  • переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;
  • там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зелёный сигнал, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода; ребёнок должен привыкнуть,, что на красный и жёлтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;
  • при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребёнка за руку!!! Так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;
  • из автобуса, троллейбуса, автомобиля выходите первыми, впереди детей, в противном случае малыш может упасть, а ребёнок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транспорта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребёнок переходил дорогу впереди Вас, этим вы приучите его не смотреть по сторонам;
  • привлекайте ребёнка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой скоростью (их надо пропустить), проговаривайте свои движения для ребёнка: «Я поворачиваю голову для осмотра улицы, смотрю за движением машин, смотрю, свободна ли дорога»;
  • покажите безопасный путь в детский сад.

ПОМНИТЕ! Никогда не нарушайте правила дорожного движения, особенно в присутствии ребёнка, - плохой пример заразителен, а ребёнок обучается правилам безопасного поведения на проезжей части, прежде всего, на вашем примере!

http://d10185.edu35.ru/images/2_1.jpg

Анкета для родителей

Взрослые и дети на улицах города.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребенку.

  • Много ли знаков дорожного движения знает ваш ребенок?

Много

Некоторые из них

Не знает вообще

  • Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?

      Хорошо

     Не очень хорошо

     Плохо

  • Вы идете с ребенком по улице. При этом:

    Всегда соблюдаете правила безопасного поведения

     Иногда нарушаете правила безопасного поведения

     Ходите так, как вам кажется удобным

  • Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?

      Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы

     Ребенок не всегда правильно переходит улицу

     Не умеет

  • Знает ли ребенок сигналы светофора?

      Ребенок знает сигналы светофора

     Ребенок иногда путает сигналы светофора

     Ребенок не знает сигналов светофора

  • Обращаете ли вы внимание ребенка на неправильное поведение других людей на улице?

      Делаю это постоянно

     Делаю это иногда

    Не обращаю

  • Как ребенок ведет себя в общественном транспорте и на остановках?

    Ребенок ведет себя правильно и спокойно

   Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает и суетится ,в салоне транспорта         ведет себя иногда неправильно

  Ребенка опасно брать  в поездку

  • Часто ли вы уделяете время на ознакомление ребенка с правилами безопасного поведения?

      Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения

      Я иногда уделяю внимание этому вопросу

      Очень редко

  • Считаете ли вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?

Да, считаю

Знания и умения, приобретенные в детском саду, недостаточны

Консультация  для родителей

«Как приобщить детей к безопасному поведению на дороге»

В последнее время вопросу безопасности на дорогах уделяется большое внимание, но тем не менее он не становится менее острым. Практически каждый день по телевизору можно услышать репортажи об очередном происшествии на дороге с участием пешеходов. И как это ни грустно, очень часто участниками трагедии становятся дети. Сколько бы мы ни говорили с детьми и родителями о безопасном поведении, проблема остаётся. Приобщать детей к безопасному поведению на дороге необходимо с раннего возраста и начинаться это процесс должен с родителей.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов:

1. Последовательность. Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, т. е. любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем.

2. Воспитание собственным примером. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следовать правилам.

3. Соответствие формы обучения возрасту ребёнка. Целесообразность того или иного поведения на дорогах должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей.

4. Включённость обучения в контекст повседневной жизни. Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Родители и воспитатели обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в сюжетно-ролевые, дидактические игры, развлечения и т. д.

5. Поощрение ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо.

Естественно, без сухих правил обойтись нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может практически применяться практически.

В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и объедет. Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на

дальние и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольники не умеют эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключают» его, когда перебегают дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете, быстро он едет или медленно. Из-за своего небольшого роста они не могут целостно обозревать происходящее на дороге.

Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребёнка на опасность с момента её обнаружения составляет 1,3 -1,5с, а у взрослого 0,6 – 0,8с.

У детей дошкольного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.

В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Ребёнок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольников нельзя отпускать на улицу одних, при переходе через дорогу всегда должны держать ребёнка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для младшей группы " Азбука пешехода"

Проект для детей младшей группы «Азбука пешехода» Название проекта«Азбука пешехода».Кол- во участников25 человек, дети мл. гр., воспитатели, родители.Дата реализации проекта. «Неделя безопас...

Проект "Азбука пешеходов"

Проект«Азбука пешехода»  Мы очень часто слышим выражение:«Участники дорожного движения».А кто это такие?И с чем их всех едят? Скажите, кто же это?Мы очень ждём ответа!Нам светофор...

Презентация проекта в старшей группе "Азбука пешехода"

Презентация проукта в старшей группе "Азбука пешехода"...

Презентация проекта "Азбука пешехода"

Актуальность проекта: детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых серьёзных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных...

Педагогический проект «Азбука пешехода»

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность...

Краткосрочный познавательно-игровой проект по ПДД в средней группе «Азбука пешехода»

Актуальность проекта:Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами де...