ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОБЩЕНИЕ» (работа в летний период)
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная программа , представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obshchenie.docx | 47.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 «Дюймовочка» комбинированного вида
«ПРИНЯТО» Решением педагогического совета Протокол №4 от 24.05.2022г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ №46 М.Р.Амбалова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОБЩЕНИЕ»
(работа в летний период)
Срок реализации программы: 3 месяца.
Возраст детей : 5-7 лет.
Учитель-логопед - Бигаева Людмила Борисовна
Воспитатель подготовительной группы - Добаева Лариса Николаевна
Воспитатель старшей группы - Блиева Лариса Борисовна
г.Владикавказ
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………... | 3 |
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Пояснительная записка……………………………………………………….. | 3 |
Новизна………………………………………………………………………… | 4 |
Актуальность………………………………………………………………….. | 4 |
Педагогическая целесообразность…………………………………………… | 4 |
Цели и задачи………………………………………………………………….. | 5 |
Возраст обучающихся………………………………………………………… Сроки реализации программы……………………………………………….. Режим занятий………………………………………………………………… Форма организации занятий………………………………………………….. Методы обучения……………………………………………………………... Планируемые результаты……………........................... Методические материалы…………………………………………………….. Материально-техническое оснащение………………………………………. Кадровое обеспечение………………………………………………………... Содержание программы………………………………………………………. Календарный учебный график………………………………………Список литературы…………………………………………………………… | 5 |
5 | |
5 | |
5 | |
6 | |
6 | |
6 | |
7 | |
7 | |
8 | |
9 10 | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Данная программа , представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Занятия проходят в игровой форме с использованием игрушек, поделок со сказочными героями, пальчиковые игры, игры на развитие моторики ,графические диктанты. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих процессов, развитие лексического строя речи, расширение словарного запаса).
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная программа «ОБЩЕНИЕ » реализуется на
бесплатной основе, сотрудниками ДОУ и дает возможность ребенку дошкольнику получать дополнительное образование в соответствии с его интересами и потребностями. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа имеет социально-педагогическую направленность, так как направлена на развитие познавательных процессов у дошкольников, отражает различные стороны действительности в виде образов и представлений, которые преобразуются при помощи мышления, воображения и речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.
Лето – это маленькая жизнь. Именно в этот период годы дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Ведь для детей лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем с нарушением письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия).
НОВИЗНА
Программа «ОБЩЕНИЕ » представляет собой программу дополнительного образования дошкольников, которая базируется на основных задачах развития в возрасте , и направлена на развитие связной речи через усвоение алгоритма, формирование представлений об окружающем, формирование специфических знаний в области изобразительных жанров, художественной литературы, развитие самостоятельности и умение взаимодействовать в коллективе сверстников, то есть на подготовку детей к обучению в школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность содержания программы заключается в том, что в настоящее время психологи убедительно доказали, что все психические процессы у ребенка развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его психического развития, но и умение строить коммуникативное общение со сверстниками и взрослыми, которое влияет на личностное развитие ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем речевой подготовки. Работа по программе ведѐтся с целью научить ребенка на начальном этапе по готовому алгоритму, а затем самостоятельно создавать речевой продукт. Реализация поставленной цели поможет детям успешно обучаться в школе. Программа обеспечивает повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; повышение познавательного интереса; формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации. Особое внимание в программе уделяется поведенческой сфере: на занятиях, применяя методики раннего развития, педагог постепенно меняет правила, вводя тот дисциплинарный режим, который предъявляет школа. Постепенно ребенок учится слышать и слушать педагога, овладевает приемами успешного общения и взаимодействия.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для освоения правильного звукопроизношения детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей со звуками русского языка.
- Научить давать характеристику звуков по акустическим и
артикуляционным признакам.
- Учить составлять звуковые схемы слов.
- Учить определять позицию заданного звука в слове.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять понятия звук, слог, слово.
- Развивать образное и логическое мышление.
- Развивать моторику рук, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде (природе, своему здоровью, здоровью других людей, произведениям искусства).
- Воспитывать умение работать в коллективе.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа ориентирована на работу в детском коллективе (5-7 лет) в период летних каникул (с 1 июня по 31 августа). Группа набирается без предъявления требований к базовым знаниям обучающихся.
Количество групп – 4.
Объём недельной образовательной нагрузки на одну группу – 4 часа.
Режим занятий – два раза в неделю по 2 часа.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- НАГЛЯДНЫЕ
- СЛОВЕСНЫЕ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы обучающиеся должны знать и уметь:
- знать буквы русского алфавита;
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звукобуквенной системе языка;
- понимать смысл разделительной функции звуков, букв;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка); - уметь читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать смысл прочитанного;
- уметь под руководством взрослого осуществлять самоконтроль и самооценку;
- уметь рисовать предметы в тетради в линейку;
- уметь записывать слова, предложения печатными буквами;
- уметь самостоятельно планировать свои действия, направленные на достижение поставленной цели;
- владеть предпосылками учебной деятельности (понимать смысл предложенных заданий и выполнять их самостоятельно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Фонематическое восприятие и анализ состава слова:
- А) хлопни, когда услышишь звук с: м, н, с, ш, ж, с, з, ц, с;
- Б) повтори цепочку из слогов: па - ба, ты - ды, СА - за, аш - ащ, ус - уч, мА - на, ву - фу, Ра - ла, ол - ор (ол-), ач - ащ. Па – ба - па, ке – хе - Ге, ты – ды - ты, рю (лю-) - ле, мА – на - мА, СА – зо - цы, ос- ац - ус, ты – цы - се, ша - жа- ша, ча – тя - ща, аш – уж - ощ, ти – за - СА, ас – ущ - ач;
- В) повтори слова: год - кот - кто, том – дом - ком, кора - гора, дочка – точка – бочка - почка;
- Г) покажи, где (по картинкам) коза - коса, удочка - уточка, бочка - дочка, мышка - мишка, крыша - крыса, мишка - миска;
- Д) в каких словах есть звук [р] (на слух): рот, арбуз, лапа, кот, барабан (хлопать); звук [ш] шалаш, машина, самолёт, собака, кошка;
- Е) отбери картинки со звуком (к, г); Ж) придумай слова со звуком (п, б.);
- З) назови:
- гласный в начале слова Алик, Оля,утка;
- согласный в начале слова рот, лом,нос;
- согласный в конце слова луна, окно,шары;
- гласный в конце слова мак, кот,стол;
- назови каждый звук отдельно по порядку в слове сок, кот, рыба,окна.
Произнесение слов сложного состава:
- Милиционер, конструирование, аквариум, электричество, строительство, скворечник, пластмассовый, велосипед, чистильщик, библиотека. Грамматический строй речи:
- Образование множественного числа существительного.
- Стол, глаз, рот, стул, ухо, дерево, перо, окно, рукав, воробей, коза.
- Употреблениепредлогов:
- В, на, у, под, над, около, из, с, из- под, из- за. Словообразование:
- Образование существительных с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов.
- Сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
- Образование прилагательных от существительных:
- Из дерева - деревянный; из стекла - стеклянный; из снега - ….; из железа - …; из пластмассы - …
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядные пособия: плакат «Алфавит», плакат «Звуки», рабочие тетради.
Оборудование:
1.Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100).
- Зеркало для индивидуальной работы (9х12).
- Логопедические зонды, шпатели.
- Разрезная азбука (настенная).
- Кассы букв (индивидуальные).
- Настольные игры, игрушки, конструкторы.
- Песочные часы.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Развитие мелкой моторики. Аппликация, лепка.
- Дифференциация звуков.
Развитие умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отработка дикции.
Различение звуков, схожих по каким – то признакам.
- Автоматизация звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в речи.
- Развитие речи.
Активизация, расширение и уточнение словаря детей. Развитие всех сторон речи – фонетической, грамматической, лексической.
- Итоговое занятие.
Подведение итогов за летний период.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Развитие мелкой моторики | 8 | 2 | 6 |
2. | Дифференциация звуков | 16 | 3 | 13 |
3. | Автоматизация звуков | 8 | 2 | 6 |
4. | Развитие речи | 18 | 2 | 16 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 52 | 10 | 42 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество групп | Начало обучения | Окончание обучения | Объём недельной образовательной нагрузки (на одну группу) |
4 | 01.06.2021 г. | 31.08.2021г. | 4 часа |
Наименование учебного модуля | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теоретических | практических | ||
Летний период | 52 ч. | 10 ч. | 42 ч. | беседа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | Изучаемая тема | Количество часов |
01.06. | Дифференциация звуков Л - В | 2 |
02.06. | Дифференциация звуков Д - Т | 2 |
08.06. | Дифференциация звуков Т - К | 2 |
09.06. | Игра на автоматизацию звуков В, Вь | 2 |
15.06. | Дифференциация звуков К - М | 2 |
16.06. | Автоматизация Л во фразах | 2 |
22.06. | Дифференциация звуков С - Ц | 2 |
23.06. | Дифференциация звуков Ш - Ж | 2 |
29.07. | Автоматизация. Логопедическая игра З,Зь | 2 |
30.07. | Автоматизация. Логопедическая игра Р,Рь | 2 |
06.07. | Игры на дифференциацию звуков Ч - Т | 2 |
07.07. | Игры на дифференциацию звуков Ж - З | 2 |
13.07. | Гласные и согласные звуки | 2 |
14.07. | Выделение первого звука в словах | 2 |
20.07. | Звуки [а][,у]. Схема предложения | 2 |
21.07. | Звуки [ы],[о].Составление рассказа по сюжетной картинке. | 2 |
27.07. | Звук [и] .Рассказ Носов Н.Н. «Телефон» | 2 |
28.07. | Звук [э]. Рассказ Драгунский В.Ю. «Заколдованая буква» | 2 |
03.08. | Звуки [й],[у]. Поучительный рассказ Носов Н.Н. «Клякса» | 2 |
04.08. | Звук [М - Мь]Беседа по теме: «Любимые сказки» | 2 |
10.08. | Звук [Н – Нь]. Беседа по теме: « животные» | 2 |
11.08. | Звук [ В - Вь]. Гласные и согласные звуки | 2 |
17.08. | Звук [Ф - Фь]. Гласные и согласные звуки | 2 |
18.08. | Звук [З - Зь].Гласные и согласные звуки | 2 |
24.08. | Звук [ С - Сь] Составление сказки по картинке | 2 |
25.08. | Звук [Г - Гь], [К - Кь]. Драматизация сказки «Теремок» | 2 |
31.08. | Повторение пройденного материала | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
- Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь. Учим звуки р, рь. - М.: ТЦ «Сфера», 2010 - 35 с.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. - Из-во РОСМЭН, 2018 – 96 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука с. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука з. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука ш. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука ж. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука р. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с. 8. Косинова Е.М. От звука к слову. Логопедический практикум – М: ЗАО «РОСМЭН -ПРЕСС», 2007 – 120 с.
- Косинова Е.М. Домашний логопед. – М: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008.
- Мещерякова Л.В. Забавные шипелки. – М.: ВЛАДОС, 2009 – 23 с.
- Мещерякова Л. В Забавные рычалки. – М.: ВЛАДОС, 2009 –23с.
- Мещерякова Л.В. Забавные свистелки. – М.: ВЛАДОС, 2009 – 23с.
- Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей / Е. А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006 – 640 с.
- Светлова И. Домашний логопед: Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М.:
ЭКСМО, 2002– 256 с.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 – 248 с.
- Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. – СПб.: КАРО; Дельта +, 2004 – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в летний период в подготовительной группе компенсирующей направленности
Перспективный план работы составлен с учётом тематических блоков (недель) и включает следующие формы организации работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические и ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Презентация "Методика работы по принципу творческой мастерской в реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности".
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствовать развитию самостоятельной деятельности ребенка и его...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ» (работа в летний период)
Данная программа , представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, ...