В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать. Консультация
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гуренко Наталья Ивановна

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счёт других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demonstrativnyy_rebyonok._konsultatsiya.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счёт других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения — желание ребёнка нравиться, быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий — положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребёнок использует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Демонстративный ребёнок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребёнок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе. Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какое у меня красивое платье», «Я лучше всех нарисовала елочку», «Я бегаю быстрее всех и сегодня всех обогнал» и т. д.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью — традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности.

Такой ребёнок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника — с жаром и большим удовольствием поддерживает её. Если хвалит — наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребёнка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, — и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.

Как взаимодействовать с демонстративным ребёнком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребёнком, необходимо учитывать причины его демонстративного поведения.

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими — главный мотив всех действий и поступков такого ребёнка. Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причём это отношение должно быть восторженным. Ребёнок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребёнка в семье, из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди.

Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых. «Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами». Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.).

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился ещё один ребёнок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви — в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом.

В случаях негативного самопредъявления рекомендации просты — распределять и регулировать внимание к ребёнку по принципу: ты получаешь внимание, когда хорошо себя ведешь. Главное — отметить его, выделить, когда он не скандалит, не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. В противном случае — любые замечания необходимо свести к минимуму.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети, по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребёнка на сотрудничество, общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей младшей группы " Демонстративный ребенок"

Демонстративность- это очень часто встречающаяся личностная особенность, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повыш...

Консультация «Темперамент ребенка и взаимодействие с ним»

Цель: выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.Задачи: 1) Рассмотреть общ...

В группе демонстративный ребенок: как с ним взаимодействовать?

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Чт...

Консультация для воспитателей " Демонстративный ребенок в группе. Как взаимодействовать?"

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство.Что...

Взаимодействие с демонстративным ребенком в группе детского сада

В статье описываются психологические особенности демонстративных детей. Указан алгоритм взаимодействия педагога с демонстративным ребенком в группе дошкольного образовательного учреждения....

Рекомендации для педагогов "Демонстративный ребенок в группе"

Рекомендации для педагогов, если в группе есть дети с демонстративным типом поведения...

Консультация для педагогов "Демонстративный ребенок"

Причины демонстративного поведения детей, рекоменндации для педагогов...