Исследовательский проект "История письменности"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Можевикина Светлана Анатольевна

Знакомство ребят со славянским алфавитом, с историей прихода письменности на Русскую землю, путешествие в глубину веков вызвали горячий отклик в сердцах ребят, помогло упорядочить постижение ребенком окружающего мира, послужило тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка. Каждый ребенок смог создать свою сказку о понравившейся букве славянского алфавита. Большой интерес вызвали буквы, которые не встречаются сейчас в книжках. Ребята с легкостью включились в проект. Им была интересна и понятна предложенная тема. Первым шести годам жизни ребенка соответствует сенситивный период развития речи (от рождения до семи лет). В этот период ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая грамматических правил, интересуется буквами, учится писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, с которыми родители и педагоги их знакомят. Поек по теме «Славянская письменность» нашла живой отклик в сердцах детей. Ребята с большим интересом знакомились с буквами славянского алфавита, раскрашивали  их, вырезали, сочиняли про них сказочные истории. Итоговым результатом проекта стало издание книги «Славянская письменность. Сказки о буквах». К участию в создании книги были привлечены не только ребята, но также их родители, бабушки и дедушки. Погружение в тему «Славянская письменность» способствовало формированию и у детей и у взрослых чувства причастности к историко-культурному наследию родной земли, напомнило нам о нерушимой и важной связи поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pismennost.docx927.83 КБ

Предварительный просмотр:

                муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      города Ростова-на-Дону «Детский сад №223»(МБДОУ №223)

_____________________________________________________________________________

пр. Коммунистический,12/4                                                                    тел/факс(863)т.222-13-71

Ростов на Дону 344058                                                                       e-mail: mdou223_61@mail.ru

Исследовательский проект

«История письменности»

                            Составила проект педагог: Можевикина С.А.

                                                                                 


Актуальность проекта:

 Большое значение факт создания письменности имеет для современности. Ведь мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Такие события отечественной истории имеют огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения, интереса к прошлому своей страны, чувства сопричастности к её великой истории, гордости за своё Отечество. Недаром братья-монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени. Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Актуальность данного проекта связана с представлением истории  славянской письменности в  информационном пространстве современности. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.

Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Проблема: Как можно больше узнать о происхождении письменности.  Узнать, существовала ли письменность у восточных славян до принятия кириллицы.

Цель: создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и своих творческих способностей в процессе разработки и реализации детско-родительского проекта «История возникновения письменности».

Задачи: 

• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.

• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.

• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.

Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский,  групповой, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, педагог группы,родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (1 неделя)

Предлагаемый результат: 

 У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.

Продукт проектной деятельности:

1.Оформление уголка

2.Выставка детских рисунков

Формы работы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; оформление консультации для родителей по теме; создание презентации.

Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный

Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, иллюстраций. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования. Изучена методическая литература; подобраны открытки, книги с иллюстрациями; составлен тематический план.

2 этап. Разработка проекта:

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа проведена в соответствии с планом.

План мероприятий по реализации проекта:

«Неделя славянской письменности и культуры»

Цель: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Понедельник  

Тема: «Открытие недели славянской письменности и культуры»

1.Рассказ воспитателя о предстоящем празднике, чтение сказок, пословиц.

Цель: расширять кругозор, познакомить с истоками русской письменности.

2.Показ презентации «Виртуальная экскурсия в историю книгоиздания на Руси».

Цель: формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, истории создания книги, книгопечатания.

3.Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.

Цель: приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.

 Вторник  

1.Работа в книжном уголке:  

- знакомство с выставкой «Воскресла в сказках старина»,

- рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность),

- чтение сказок.

Цель: вызвать интерес к выставке, к книгам с необычными буквами.

Проблемная ситуация: что было бы, если бы все книги исчезли?

2.    Занятие «Путешествие азбуки по России»

Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми  письменными источниками, толкованием букв и их написанием.

 Среда  

1. Нарисовать и украсить букву.

Цель: формировать и развить у детей творческие и индивидуальные способности, расширять знания в области истории и духовно-нравственной культуры.

2. Изготовление рукописных книг – самоделок (совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов);

Цель: закрепить представления детей о разнообразии содержания книг, в них представлено богатство всей картины мира: мир животных и людей, мир вещей, мир живой и неживой природы. Развивать навыки ручного труда, учить бережному отношению к книге.

Четверг  

1. Чтение  «Как церковный грамотей  в старину  учил детей»

Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

2. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»

Цель: приобщать детей к истории России, сохранять и передавать культурный и исторический опыт.

 Пятница  

1. «Путешествие азбуки по России»

Цель: воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

2. Подведение итогов недели «Славянской письменности и культуры».

3 этап. Реализация проекта:

Работа с родителями:

Консультация «Испокон века книга растит человека»

Консультация «День славянской письменности и культуры»

Консультация "Кирилл и Мефодий - великие творцы нашей грамоты".

4 этап. Заключительный:

Итак, единая письменность на Руси возникла с принятием христианства в 988 году, но распространялась задолго до этой даты. Создателями славянской письменности считают братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и старославянский язык, в основу которого лег солунский диалект древнеболгарского языка. Старославянский книжный язык был заимствован Киевской Русью и преобразован в соответствии с фонетикой древнерусского языка. Кириллица претерпела ряд изменений. В результате этого количество букв кириллицы сократилось с 43 до 33.Если в основе старославянской азбуки лежат буквы-образы, каждая из которых имеет определенный смысл, то совокупность этих букв составляет текст, несущий важную для человека информацию. 

Видеоматериал для просмотра.

https://youtube.com/watch?v=aK7xfuTicsI&feature=share

Приложение:

Лексическая тема: «Славянская письменность».

Цель: Рассказать детям о появление письменности. Показать детям старинные вещи, и рассказать об их предназначении. Рассказать про наших предков, и познакомить с их бытом.

Демонстрационный материал: старинная книга, муляж русской печи, прялка , сундук, демонстрационные картинки.

раздаточный материал: картинки с изображением букв, гусиное перо, камни, кара дерева,угольки.

Ход занятия.

Дети входят под музыку в группу  и становятся полукругом.

Организационный момент.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро  друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Основная часть

- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы). -

- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени).

- Зачем нужны буквы?

Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии , написать письмо, узнать что-то новое из газеты ,или что-то интересное из книги.)

-А хотите узнать, как появились буквы?

- Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. И узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте на вопросы.

- Как называется наша страна, где мы живем? (ответы детей)

- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски - назвали Россия.

- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? ( Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна.)

- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.

Упражнение «подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная).

Своей статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

РЕКЛАМА

Издревле, кто вы?

ответы детей ( Мы славяне!)

-Да мы славяне! И русские, и украинцы, и еще многие страны назывались славянами. Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.

- Как называлась наша страна в древности? ( Русь), Да. А населяли ее наши далекие предки.

- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.)

- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я принесла вам старинную книгу. Она волшебная и поможет нам оказаться в прошлом. Я ее открою, а вы закройте глазки и повторите волшебные слова (звучит музыка)

Покружитесь, повертитесь

В прошлое перенеситесь.

- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.

Посмотрите вокруг, как много тут старинных вещей.

Дети рассматривают старинные вещи, и рассказывают об их предназначении.

Что вы тут видите?( печку, ) В каждой избе обязательно была печка.

- Для чего славянам нужна была печь?(Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.)

- А что еще здесь находится?( Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.)

- Какие вещи здесь есть еще?( Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в самые насоящие силовые упражнения).

- В каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче. Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).

- Попробуйте описать мне его. В случае затруднения задаются наводящие вопросы:

- Из чего сделан сундук? (из дерева)

- Что есть у сундука? (крышка, стенки, дно, замок, ручки)

- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)

- Какой сундук? (тяжелый)

- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.

- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п.)

- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? . В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.

Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.

Показ картинки «Быт славян».

- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свою традицию русский народ из поколения в поколение. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру.

Игра «Золотые ворота».

Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков на картинке)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв на картинке)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность

1.По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается

Нынче братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2. Все народы , что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Показ картинки (Кирилл и Мефодий)

Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.

Показ Кириллицы

Проговаривание хором слово: Кириллица

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник

Показ памятника на картинке.

-Какие вы знаете пословицы про письменность?

УМ без книги, как птица без крыльев..

-О чем говорит эта пословица?

Золото добывают из земли, а знания из книги.

-Объясните мне смысл этой пословицы?

Хорошую книгу читать не в тягость.

-Что нам говорит эта пословица?

Я предлагаю вам еще поиграть в одну русскую народную игру,

которая называется «платочек».

Игра «Платочек».

Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.

Дети присаживаются на стульчики.

Показ славянского алфавита

- Каждая буква обозначала целое слово. З- земля, л-люди. Ит.д

Сейчас наша азбука проста и удобна.

- Давайте сейчас сядем за столы и обведем буквы нашего алфавита. Ребята в древней Руси славяни писали гусиными перьями. Они окунали кончик пера в ченила и писали, и мы с вами тоже будем писать перышками. (Звучит музыка).

- Какие буквы вы обводили?

- Составьте из него слово?

- Прочитайте это слово? (алфавит)

- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем вкруг и повторим волшебные слова, а я закрою мою волшебную книгу.

Покружитесь, повертитесь

В настоящее перенеситесь.

Итог.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Теперь вы знаете откуда появились буквы?

- Кто создал славянский алфавит?

- Что вам больше всего понравилось?

- Я тоже приготовила вам подарки, а какие вы угадаете, если ответите на мой вопрос, чем мы сейчас пишем.

Ответ детей: ручкой

Воспитатель раздает детям ручки.

Спасибо за внимание.

 «Весёлые буквы».

Задачи:

- учить детей заполнять всё пространство буквы, не выходя за контур;

- закреплять технику рисования фломастерами;

- воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности.

Дидактическая игра «Составь слово»

Цель : умение  составлять из букв слово азбука, внимание, память,логическое мышление.

Задание:вырежи буквы собери  в правильном порядке.

Письмо на камне.

Цель: определить, какие изобразительные материалы подходят для письма на камне, какие из полученных надписей наиболее долговечны.

Беседа

Знакомство со славянским алфавитом.

Консультация для родителей «День славянской письменности и культуры»

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

        Уважаемые родители! В преддверии праздника « День славянской письменности и культуры» предлагаю вашему вниманию материал для беседы с детьми.

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей.

           Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

         Задачи:

       -Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

       -Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием

         Рассказ.

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу».

        Задайте ребенку вопросы:

-Для чего нужна азбука? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

-Все буквы вместе как называются (алфавит)

- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

      Рассказ о том, как появилась письменность.

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности.

1500x500.jpg

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. Но это было очень сложно. Камень тяжелый выбивать рисунок было трудно и долго.

Поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковыедощечки и кору берёз – бересту.  img7.jpg 

Шло время. На смену им пришли гусиные перья и бумага. Вот такая история появления письменности.

Как появилась азбука. 

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий.  Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья.  В их азбуке было 43 буквы.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

         Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя - Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита.

Книги на Руси   делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.

            Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв   напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово».

           Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.  

11.jpg

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так

 im807199.jpg

 Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги.

        Пословицы и поговорки   об учении

 Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Выучите с ребенком стих на выбор:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

          Загадайте детям загадки:

1) 33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Нарушение письменной речи у младших школьников

Нарушение письменной речи у младших школьников. Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтени...

презентация "Нарушение письменной речи у младших школьников"

Цель данного материала - привлечь внимание учителя к нарушениям  письменной речи у младших школьников и организовать их устранение...

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Исследовательская работа по теме "Предупреждение нарушений письменной речи у детей с ОНР"

Данный материал может использоваться студентами факультета коррекционной педагогики и психологии, воспитателями детских садов групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Исследовательский проект "Влияние  мелкой моторики на развитие устной и письменной речи"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию пальцев рук, развить речевую деятельность и письменную речь, что волнует детей, воспитателей и родителей, ...