План по самообразованию на тему "Дидактические игры для развития младших дошкольников"
учебно-методический материал (младшая группа)

Колубович Александра Юрьевна

план по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_ds_67_gr_3.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах

внедрения дидактических игр в современные технологии.

Актуальность:  Дошкольное детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.

Задачи: 

При взаимодействии с детьми:

• преодоление стрессовых состояний у детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

•развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При взаимодействии с родителями:

•Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста, а также в период адаптации.

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру. Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Этапы

Содержание

Сроки

Теоретический

1)По теме дидактическая игра изучение методической литературы:

  •  Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010.
  • Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3  - М.: Детство-Пресс, 2011. 
  • Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания  - М.: Детство-Пресс, 2011.
  • Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра - М.: Детство-Пресс, 2013.  
  • Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 - М.: Детство-Пресс, 2011.

2)Изучение статей в журналах:

  • «Педагог»
  • «Дошкольное воспитание»
  • «Дошкольник.РФ»

В течение года

Практический

1)Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2)Подготовка материала к информационным стендам.

3)Консультации для родителей

4) Оформление картотеки дидактических игр. 

5) Изучение методик и технологий педагогов с использованием ИКТ (Интернет) - в течение года:

- пополнение картотеки дидактических игр соответственно возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.

6)Презентация дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

7) Мастер-класс совместно с родителями и детьми по изготовлению дидактической игры.                                                

В течении года

Сентябрь-октябрь

В течении года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Апрель

Планирование

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010

Создание папки-передвижки

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Уголок дидактических игр».

Подборка дидактических игр.

Стенд, уголок дидактических игр

                    Картотека игр

Октябрь

Дидактическая игра «Собери фрукты».                             Цель: закрепить знания детей о фруктах.

Дидактическая игра «Собери овощи».                                     Цель: закрепить знания детей об овощах.

Изготовление игры        

                Изготовление игры

Ноябрь

Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру».   Цель: учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать фигуры.                                 Дидактическая игра «Наряди матрешку».                         Цель: развивать восприятие ребенка, формировать его представления о внешних признаках предметов, цвете, величине.

Изготовление игры

                    Изготовление игры

Январь

Дидактическая игра           «Собери картинку»                  Цель: учить соединять части предмета в одно целое, действовать путём прикладывания, называть предмет, определять его цвет.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»                                  Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Изготовление игры

Добавление в картотеку

Февраль

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».           Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие.                             Дидактическая игра «Одень куклу».                                 Цель: учить подбирать предметы одежды и обуви в соответствии с сезоном и погодой.

Изготовление игры

Изготовление игры

Март

Дидактическая игра       «Пальчиковый театр по сказке «Кот, петух и лиса».          Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать коммуникативные способности детей в процессе пальчикового театра.

Изготовление игры

Апрель

Мастер-класс совместно с родителями и детьми по изготовлению дидактической игры.

Изготовление и проигрывание игры

        

Май

Выставка дидактических игр

Добавление игр в картотеку

Сентябрь-май

Виктор Мороз
Расскажите детям о фруктах.

Виктор Мороз                       Расскажите детям об овощах.      

Помораева, И.А., Позина, В.А. Занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада. Планы занятий.

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской

В течении года

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Разработка консультаций и памяток для родителей о дидактических играх.

Октябрь

Консультации на тему: «Значение дидактической игры для развития дошкольника» 

Папка-передвижка   «Дидактические игры».

Ноябрь

Беседа на тему: «Учим геометрические фигуры».

Домашнее задание (изготовить дидактическое пособие «Найди геометрическую фигуру).

Февраль

Анкетирование «Во что и как играют ваши дети».

Домашнее задание (изготовить дидактическое пособие «Одень куклу»).                                

Март

Консультация на тему «Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

Папка-передвижка  «Дидактические игры для прогулки»

Апрель

Консультация «Домашний игровой уголок младшего дошкольника».

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры.

Май

Консультация «Использование дидактических игр в жизни детей».

Выставка дидактических игр.

Самореализация

Апрель

Мероприятие совместно с родителями и детьми.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры.

Май

Отчет по теме самообразования.

Презентация по итогам проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в развитии младшего дошкольника.

Игра является наиболее доступным и интересным средством образования для ребенка дошкольного возраста, в том числе и театрализованные игры.Участие в таких играх помогает познавать через звуки и образы ...

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".ВведениеЗадачиФормы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективомМетодическая ра...

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

План по самообразованию по теме "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников"

Мы,  взрослые,  должны  развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает чело...