Игровые культурные практики
консультация

Филозова Светлана Геннадьевна

Данный материал  может быть полезен педагогам дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Игровые культурные практики.

Что такое «культурные практики»?

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные,

основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды

самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся

с первых дней его жизни.

Среди культурных практик можно выделить следующие:

 - манипуляция с предметами, фантазирование,

-творческая деятельность,

- продуктивные виды деятельности: коллекционирование, экспериментирование,  

- игра,

- поисково- исследовательская деятельность.

Культурные практики могут формироваться во взаимодействии

ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся

самостоятельных действиях.

Использование в образовательном пространстве детского сада культурных практик

- Совместная игра воспитателя и детей

- Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального

опыта

-Творческая мастерская

-Музыкально-театральная и литературная

гостиная (детская студия)

-Сенсорный и интеллектуальный тренинг

-Детский досуг

-Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Игровая культурная практика согласуется с ФГОС дошкольного образования, она направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, обеспечения социальной успешности детей дошкольного возраста» Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения), эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения Обобщая современные достижения педагогической теории и практики следует отметить, что игровые культурные практики воспитания гуманных чувств могут быть разнообразны по формам организации: игр-предположения, игры-путешествия, игры экспериментирование, игры для обогащения нравственного опыта. Эффективно использовать игры-предположения когда дети вербально проектируют возможные варианты развития событий с учетом нескольких вариантов развития событий (в случае проявления или непроявления гуманных чувств, совершения нравственных поступков). Например, в игре «Сложные ситуации» дошкольникам предлагают оценить поведение участников определенной истории (зачитывается фрагмент из сказки или художественного произведения) в которой требуется проявление доброжелательного и гуманного отношения к окружающим, лояльного отношения к иному мнению или идее и пр. Далее детям предлагают придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться гуманным и добрым.
В процессе игр-экспериментов дошкольники используют волшебные предметы или попадают в необыкновенную ситуацию и имеют возможность осмысливать или совершать гуманные поступки. Например, в игре «Волшебные очки» педагог объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех». Сначала в этих очках оценивает и хвалит детей воспитатель, а потом просит примерить по-очереди такие очки каждого ребенка, чтобы они смогли увидеть и назвать достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств. В игре «Обмен ролями» − участники обмениваются ролями или игровыми действиями, которые получили при выполнении заданий. Это позволяет: лучше понять другого и побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию более широко с двух противоположных позиций и пр.

Во время игры-путешествия в воображаемой ситуации совершается преодоление пространства и времени, передвижение участников в определенное место для просмотра и оценивания специально подготовленных ситуаций или совершения нравственных действий. Можно провести «Путешествие в страну гуманных поступков» с 6 остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманных чувств имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности. Поскольку игра может проводится несколько раз, то дети по очереди могут быть актерами и путешественниками, имеют возможность наглядно увидеть значимость проявления гуманного отношения к другому человеку и как актеры попрактиковаться в совершении гуманных поступков. Первая остановка — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка», остановка 2. — инсценирование стихотворения Е. А. Благининой «Посидим в тишине», остановка 3 — инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», остановка 4. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», остановка 5. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Синие листья», остановка 6. игра-драматизация по рассказу Н. Носова «Милиционер» [6–8]. Можно создать «театр пословиц», где выступают персонажи сказок, литературных произведений с созвучными их сюжетам пословицами. Это позволит воспитателю снимать монотонность этических бесед и занятий при необходимости возвращения к одному и тому же изучаемому объекту. Роль кукловода охотно выполнят дети. Одной из итоговых форм работы с пословицами может стать путешествие по стране пословиц. Это будет неделя детского творчества, каждый день в которой имеет свою идею и девиз. Например: «Добро», «Сочувствие», «радость», «Отзывчивость», «Чуткость» и т. д. Игры для обогащения нравственного опыта предполагают непосредственное практикование участниками нравственных поступков, гуманных чувств и отношений. Например, в игре «Комплименты» дети становятся в круг и глядя в глаза соседу произносят ему несколько добрых слов, за что-то хвалят или желают что-то хорошее. Игровое упражнение проводится по кругу. Можно организовать «Утро с пословицей», которую воспитатель предлагает сделать девизом определенного дня, может стать началом интересной работы и жизни на целый день (например, «Жизнь дана на добрые дела»). В течение дня найдётся немало поводов для того, чтобы вспомнить пословицу. Сначала это делает воспитатель, затем побуждает ребят к повторению и самостоятельному обращению к пословице.

Игры для обогащения нравственного опыта предполагают непосредственное практикование участниками нравственных поступков, гуманных чувств и отношений. Например, в игре «Комплименты» дети становятся в круг и глядя в глаза соседу произносят ему несколько добрых слов, за что-то хвалят или желают что-то хорошее. Игровое упражнение проводится по кругу. Можно организовать «Утро с пословицей», которую воспитатель предлагает сделать девизом определенного дня, может стать началом интересной работы и жизни на целый день (например, «Жизнь дана на добрые дела»). В течение дня найдётся немало поводов для того, чтобы вспомнить пословицу. Сначала это делает воспитатель, затем побуждает ребят к повторению и самостоятельному обращению к пословице [1–7]. Можно организовать в группе «Уголок пословиц». Это может быть небольшая по размеру театральная ширма в виде фронтона избушки с открывающимся окошком, в котором, в зависимости от замысла ребёнка, могут появляться самые разные персонажи. Среди различных самоинициативных театральных игр можно инициировать игры с употреблением пословиц устами самых различных персонажей. В игре «Царевна Несмеяна» взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить и утешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. При этом в качестве Царевны Несмеяны лучше выбирать отвергаемого, необщительного ребенка, а остальные всеми силами должны постараются ее развеселить. Для поощрения детей, совершивших гуманные поступки, в детских садах использую: «Сундучок поощрений» (шкатулка с различными небольшими сюрпризами и мелкими игрушками, которые доставляют детям минутную радость и маленькое счастье); «Сундучок сладостей» с жевательными конфетками, чупа-чупсами и пр.; «Открытка маме» (воспитатель вечером вручает благодарственную открытку и говорит ребенку при других детях о том как ребенок хорошо поступил); наградные значки («Доброе сердце», «Рыцарь дня», «Самый душевный» и пр.), которые присуждаются детям, обладающим хорошим потенциалом, но которые по каким либо причинам не могут его реализовать полностью) и др. Итак, воспитательный потенциал игровых культурных практик можно рассматривать в нескольких аспектах: инсценирование произведений, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизма, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников; активное участие в деятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения, сравнивать со своим поведением и тем самым уточнять представления о гуманизме; выполнение действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях и пр.

Как вы думаете, какая ведущая культурная практика  присуща дошкольникам?

            В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

            Давайте рассмотрим формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности:

      1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Например, с.р. игры: «Семья», «Ждем гостей», «В гости к Кате», «День рождения» «Дочки – матери». «У бабушки в деревне».

           2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта. Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста.

            Примеры: «Откуда пришла к нам дымковская игрушка», «Как нужно обращаться с глиняной игрушкой», «Если мама устала», «Я люблю бывать с мамой и папой…», «Русские народные игрушки», «Веселая ярмарка»,  «Почему нужно умываться по утрам», «Как мы провели выходной день».

         3. Творческие мастерские. Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. Обязательное условие – результат. Например: «Укрась платьице кукле», «Украсим полоску флажками», «Укрась салфеточку», «Большой дом», изготовление коллажа «Осень золотая», оформление  коллекций «Коллекция ткани», «Коллекция фантиков от конфет», мини музей «Киндер сюрприз», «Коллекция пуговиц» и др.

4. Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

 5. Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. И/у «Слышим, видим, нюхаем», «Волшебный мешочек», «Сложи узор». «Игры с прищепками», д/и «Где звенит колокольчик», «Паззлы по сказкам», викторина «Умницы и Умники», вечер занимательной математики.

6. Экспериментирование.  Цель: создание условий для опытнической деятельности детей. Например, опыты с водой: «Как вытолкнуть воду», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус и запах».

7. Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др

8. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения:

- хозяйственно-бытовой труд,

- труд в природе.

Например: уборка игрушек; дети помогают накрывать на стол; готовить материал к занятиям; с помощью взрослого поливать цветы; уборка на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице, уборка снега и т.д.

В результате  реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, которые выражают:
— содержание, качество и направленность его действий и поступков;
— индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
— принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
— принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

При реализации культурных практик может быть создана ситуация успеха в организации совместной и затем самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Основная роль здесь принадлежит взрослому в ходе партнерской деятельности.

Создание ситуации успеха в ходе реализации культурных практик

1

Состояние страха

«Ничего страшного. . ..Бывает, что люди боятся...»

2

Скрытая инструкция

«Ты же помнишь, что ...»

3

Авансирование

«У тебя получится...»

4

Персональная исключительность

«Только у тебя и может получиться...»

5

Усиление мотивации

«Нам это так нужно для...»

6

Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

 Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте

Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.

Поскольку основной культурной практикой признана игровая, важно определить показатели проявления самостоятельности и инициативы ребенка 3-4 лет: 

присутствуют игровые мотивы,

 - хочет действовать как взрослый,

- использует полученные системные знания об окружающем мире в собственной и коллективной игре,

- умеет отобрать необходимые игрушки.

Все это присуще не каждому ребенку (разобрать разные варианты роли педагога, при несформированности 1 и 3 показателей)

Можно привести примеры игровых практик, в которых может реализоваться не только самостоятельная деятельность, но и совместная деятельность ребенка и взрослого.  Например:

Игровая культурная практика – сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Проблемная ситуация

Атрибуты для игры

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Мишка пригласил детей в гости, но живет он далеко, как добраться до Мишки?

Крупные модули, руль, сумка с длинной ручкой, билетики, атрибуты ряжения

Педагог помогает построить из модулей автобус, роль кондуктора берет на себя, дети пассажиры

Дети строят автобус, выбирают себе наряды, аксессуары, выбирают подарки для Мишки, едут в автобусе, общаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

НОД для детей старшего дошкольного возраста с применением мультимедийных игровых культурных практик

Занятие разработано для закрепления  элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия с применением игровых культурных практик «День семьи»

Цель:Использование игровых культурных практик для закрепления знаний о семье, ответственного и радушного отношения к членам своей семьи, уточнение представлений детей о родственных отношениях внутри с...

Конспект НОД по социально - эмоциональному развитию " Путешествие в страну "Затейкино" "средняя группа с применением игровых культурных практик.

В ходе НОД развивается эмоциональная сфера детей.Развивается выразительность движений , речи ,воображение, раскованность, произвольность. Формируется положительный эмоциональный фон в группе....

Конспект НОД по ОБЖ « Основы безопасности при пожаре» старшая группа с применением игровых культурных практик.

В ходе НОД систематизируются представления о причинах возникновения  пожаров в лесу, в помещении.Формируются знания детей о правилах поведения во время пожара, закрепляется знание домашнего адрес...

Конспект НОД с использованием игровых культурных практик на тему: «Путешествие в царство Доброты»

Цель. Формирование представлений у детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей. Задачи:Образовательные:·...