Выступление на педагогическом совете "Организация двигательной активности детей с ОВЗ"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка- детский сад №47 «Дельфин»
Выступление на педагогическом совете:
«Организация двигательной активности детей с ОВЗ на физкультурных занятиях»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Шевцова Надежда Владимировна
Мытищи, 2022 г.
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии - это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.
Главное направление работы по физическому воспитанию в нашем учреждении– создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.
Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.
Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.
Цель физкультурных занятий: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Задачи:
- развитие речи посредством движения;
- формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам;
-развитие способностей к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- развитие способностей к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
- формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
В начале учебного года мною проводился мониторинг освоения программы в области «Физическое развитие» с целью определения направления работы и основных потребностей занимающихся. Для детей-инвалидов с РАС и РДА, с врождённым пороком развития головного мозга, с психическими нарушениями, с врождённой тугоухостью были составлены индивидуальные образовательные программы.
Учитывая результаты начальной диагностики, определились задачи по выполнению программных требований, развитию физических качеств и улучшению координации движений воспитанников. В работе с детьми с ОВЗ активно используются оздоровительные дорожки, с чередованием с дыхательными упражнениями.
Вашему вниманию, я хочу представить фитнес- технологию «Обручи в детском саду». Данная технология реализуется мной в работе с детьми с ОВЗ 5-7 лет. В детстве у каждого из нас был спортивный обруч. Вспомните, как вы любили крутить обруч на руках, коленях, талии, шее, не задумываясь о том, что это физические упражнения. Обруч- спортивный снаряд, которым возможно с самого детства развивать физические качества, укреплять мышцы разных частей тела, развивать ловкость, быстроту, гибкость.
Приглашаю 4-5 педагогов для проведения комплекса дыхательных упражнений с обручем:
- «Облако» И.п.- ноги вместе, хват руками обруча с боку. Поднять обруч вверх, поднимаясь на носки- вдох, и.п.- выдох
- «Черепашка» И.п.- ноги на ширине плеч, обруч прижат к спине (к груди). Наклон в сторону- выдох, и.п.- вдох
- «Насос» И.п.- пятки вместе, носки врозь., хват руками обруча с боку. Поднять обруч над головой- вдох, присесть- выдох
- «Мыльные пузыри» И.п.- о.с., обруч в руках перед собой, на уровне лица. Сделать хороший вдох носом и выдохнуть в центр обруча
- «Лев рычит» И.п.- о.с., обруч в двух руках и прижат к груди. Выпрямить руки, сказать «р-р-р», и.п.- вдох
Подвижная игра «Ракета». Встать в круг, взяться за руки. Прокатываем обруч по кругу, не разжимая руки (накидываем обруч рядом стоящему, тот подлезает в обруч и передает следующему)
На каждом занятии детям предлагаются ОРУ как с предметами, так и без них, в разном исходном положении (стоя, сидя на полу, на гимнастической скамейке, в парах). Каждая часть физкультурного занятия сопровождается четким показом инструктора по физкультуре, музыкальным сопровождением. Развитие основных видов движений, отработка строевых упражнений осуществляется в подвижных играх, играх- эстафетах. С большим интересом дети играют в фольклорные игры, где они учатся согласовывать движения со словом. Разнообразие спортивного оборудования (мягкие модули, доски с ребристой поверхностью для ходьбы и бега, ортопедические дорожки, массажные мячики, гимнастические скамейки, мешочки с песком, мячи разных диаметров, гимнастические палки, обручи, кольцеброс, набивные мячи ) позволили обогатить содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес.
С октября 2021 по март 2022 года были проведены следующие мероприятия: «Неделя здоровья», спортивные эстафеты, посвященные Дню матери, «Новогодние старты», «Зимние эстафеты», «Фольклорные игры на улице зимой», спортивные развлечения, посвященные 23 февраля, в частности игра «Зарница» в подготовительной группе, досуг «Русские народные игры».
Подводя итог можно заявить, главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОО должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их здоровья.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-727768-1450615532.jpg)
Выступление на пед. совете "Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке".
Выступление на пед. совете "Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-230062-1707126064.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Двигательная активность дошкольников"
Деятельность дошкольника выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в ...
"Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке"
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям и возможностям организма....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-244504-1602614308.jpg)
Консультация для воспитателей « Педагогическое руководство двигательной активности детей на прогулке»
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно ...