Выступление на педагогическом совете "Организация двигательной активности детей с ОВЗ"
материал

Шевцова Надежда Владимировна

2021-2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet._dvigatelnaya_aktivnost.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка- детский сад №47 «Дельфин»

Выступление на педагогическом совете:

«Организация двигательной активности детей с ОВЗ на физкультурных занятиях»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Шевцова Надежда Владимировна

Мытищи, 2022 г.

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии - это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.

        Главное направление работы по физическому воспитанию в нашем учреждении– создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.

Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

Цель физкультурных занятий: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Задачи:

- развитие речи посредством движения;

- формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам;

-развитие способностей к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

- развитие способностей к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

- формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

В начале учебного года мною проводился мониторинг освоения программы в области «Физическое развитие» с целью определения направления работы и основных потребностей занимающихся. Для детей-инвалидов с  РАС и РДА, с врождённым пороком развития головного мозга, с психическими нарушениями, с врождённой тугоухостью были составлены индивидуальные образовательные  программы.

Учитывая результаты начальной диагностики, определились задачи по выполнению программных требований, развитию физических качеств и улучшению координации движений воспитанников. В работе с детьми с ОВЗ активно используются оздоровительные дорожки, с чередованием с дыхательными упражнениями.

Вашему вниманию, я хочу представить фитнес- технологию «Обручи в детском саду». Данная технология реализуется мной в работе с детьми с ОВЗ 5-7 лет. В детстве у каждого из нас был спортивный обруч. Вспомните, как вы любили крутить обруч на руках, коленях, талии, шее, не задумываясь о том, что это физические упражнения. Обруч- спортивный снаряд, которым возможно с самого детства развивать физические качества, укреплять мышцы разных частей тела, развивать ловкость, быстроту, гибкость.

Приглашаю 4-5 педагогов для проведения комплекса дыхательных упражнений с обручем:

  1. «Облако» И.п.- ноги вместе, хват руками обруча с боку. Поднять обруч вверх, поднимаясь на носки- вдох, и.п.- выдох
  2. «Черепашка» И.п.- ноги на ширине плеч, обруч прижат к спине (к груди). Наклон в сторону- выдох, и.п.- вдох
  3. «Насос» И.п.- пятки вместе, носки врозь., хват руками обруча с боку. Поднять обруч над головой- вдох, присесть- выдох
  4. «Мыльные пузыри» И.п.- о.с., обруч в руках перед собой, на уровне лица. Сделать хороший вдох носом и выдохнуть в центр обруча
  5. «Лев рычит» И.п.- о.с., обруч в двух руках и прижат к груди. Выпрямить руки, сказать «р-р-р», и.п.- вдох

Подвижная игра «Ракета». Встать в круг, взяться за руки. Прокатываем обруч по кругу, не разжимая руки (накидываем обруч рядом стоящему, тот подлезает в обруч и передает следующему)

На каждом занятии детям предлагаются ОРУ как с предметами, так и без них, в разном исходном положении (стоя, сидя на полу, на гимнастической скамейке, в парах). Каждая часть физкультурного занятия сопровождается четким показом инструктора по физкультуре, музыкальным сопровождением. Развитие основных видов  движений, отработка строевых упражнений осуществляется в подвижных играх, играх- эстафетах.  С большим интересом дети играют в фольклорные игры, где они учатся согласовывать движения со словом. Разнообразие спортивного оборудования (мягкие модули, доски с ребристой поверхностью для ходьбы и бега, ортопедические дорожки, массажные мячики, гимнастические скамейки, мешочки с песком, мячи разных диаметров, гимнастические палки, обручи, кольцеброс, набивные мячи ) позволили обогатить содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес.

С октября 2021 по март 2022 года были проведены следующие мероприятия: «Неделя здоровья», спортивные эстафеты, посвященные Дню матери, «Новогодние старты», «Зимние эстафеты», «Фольклорные игры на улице зимой», спортивные развлечения, посвященные 23 февраля, в частности игра «Зарница» в подготовительной группе, досуг «Русские народные игры».

Подводя итог можно заявить, главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОО должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их здоровья.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...

Выступление на пед. совете "Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке".

Выступление на пед. совете "Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке"....

Выступление на педагогическом совете "Двигательная активность дошкольников"

Деятельность дошкольника  выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в ...

"Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке"

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям и возможностям организма....

Консультация для воспитателей « Педагогическое руководство двигательной активности детей на прогулке»

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно ...