" Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
статья (старшая группа)

Зенина Екатерина Николаевна

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Актуальность данной темы в том, что театральная деятельность являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

 

Цель: развитие творческих способностей, речи детей средствами театрального искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

 «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».

К.С. Станиславский.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста  имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

«Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

 театрализованная деятельность позволяет  решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.            

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. 

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности, с условиями окружающего мира. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности.

Актуальность данной темы в том, что театральная деятельность являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Цель: развитие творческих способностей, речи детей средствами театрального искусства

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ необходимо решать ряд задач:

  • Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности

      Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

      Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

      Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Решает свою задачу сам без помощи взрослого.     

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.     

  Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

     Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

  • Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
  • Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
  • Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
  • Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

Принципы работы над развитием креативных способностей детей:

  • Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
  • Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
  • Уважение мнения ребенка, его личной позиции;
  • Активная игровая деятельность дошкольников.

Творческие игры упражнения

Игры-имитации

Игры-имитации – это воспроизведение отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко выглянуло – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Цель. Установление с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации.

Творческие игровые ситуации

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.

«Водители», «Телефонный звонок», «День рождение  куклы Кати».

Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.

Этюды-импровизации

Бабочки. На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Музыкальное сопровождение:  «Мотылек»,  муз.Д.  Кабалевского;  «Вальс» избалета «Коппелия», муз. Л Делиба. 

Театр двух актеров.  Цель: Упражнять детей в произнесении слов в сочетании с движениями. И т.д.

Театральные этюды по изображению сказочных персонажей

Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек.

В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.

«Кто просится в теремок?», ребенок просится в теремок за какого-либо персонажа, а другие дети по голосу и манерам угадывают героя сказки. В дальнейшем задача усложняется посредством предложения ребенку разыграть сразу двух персонажей (диалог).

«Вкусные слова.»Цель: Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

«Ходит Ваня» Цель: Учить понимать чувства других людей, адекватно на них реагировать. Побуждать участвовать в танцевальных импровизациях

Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений

Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.

Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.

Инсценировка детских песен

«Веселые лягушки», «Два веселых гуся», «Кисонька», «Почему медведь зимой спит» и тд.

Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.

В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.

Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.

Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т.д.

Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду: костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т.е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;

Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.

Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля.

Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.

В спектакле должны играть все дети из группы – это поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.

Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.

Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.

Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т.е. во всех формах педагогического процесса.

В группе создаётся театральный уголок В театральном уголке - ширма, маски сказочных персонажей, разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, костюмы и атрибуты для спектаклей. Его содержание постоянно пополняется при активном участии родителей воспитанников, а также путем организации совместной деятельности воспитателя и детей по художественному творчеству (изготовление костюмов, декораций к маленьким представлениям).

Материал по организации театральной деятельности должен постепенного усложнения: от организации бесед и занятий, ритмопластики и культуры речи, до создания спектаклей и постановок.

Для удобства в работе с детьми созданы картотеки игр и упражнений, которые постоянно пополняются.

В совместной деятельности воспитателя и детей активно используются театрализованные игры – режиссёрские и игры - драматизации. Они направлены на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. В играх есть сюжетный замысел и ролевые действия.

Одна из ведущих ролей в них принадлежит воспитателю. Дети вначале являются зрителями; они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образом для подражания. Ребята наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Приобщать детей к театральному искусству, можно начинать с просмотров спектаклей в исполнении педагогов. Для просмотров нужно использовать разные виды спектаклей (кукольного и драматического театров), что позволит детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им в дальнейшем творчески подходить к созданию образа героя при разыгрывании сценок. Осваивая способы действий, ребенок все более свободно чувствует себя в творческой игре. Знакомство с театром происходит не только через ознакомление с драматическим и кукольным театром, но и другими театрами: пальчиковым, настольным, марионеток, бибабо и др. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального процесса играют видео иллюстрации. При просмотре сказок, мультфильмов с детьми особое внимание нужно уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных в фильме. Почему волк злой? Отчего он злится? В процессе разбора образа персонажей, дети знакомятся с чувствами, эмоциями героев, осваивают способы передачи их внешнего выражения, познают причины возникновения того или иного настроя. Детям предоставляется возможность само выражаться в своем творчестве, в сочинении, разыгрывании, представлении своего персонажа. В младшем возрасте детей побуждают создавать однотипный художественно-игровой образ, затем дети учатся передавать образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается музыкально-театрализованная композиция, инсценировка. В средней группе детей знакомят с элементами образных выразительных средств (интонацией, мимикой и пантомимой), они делают первые попытки в инсценировке. В начале года для игр и драматизаций берутся более простые сюжеты, к концу года они усложняются. Но главное, усложняется ролевое поведение ребенка в драматизации, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Следует, прежде всего, стремится заинтересовать детей, вызвать у них устойчивый интерес к образным превращениям. Знакомя детей с содержанием игр, драматизаций, хорошо использовать музыкальные произведения, иллюстрации, предложить детям упражнения, помогающие понять основной образ. Например, вначале дети выполняют однотипные движения в упражнении «Кошечка» муз. Т. Ломовой, ходят мягким шагом, передавая образ кошки. Затем предложить детям задание тоже однотипное, но с передачей действия образа в определенном развитии. В игре «Кот Васька» дети двигаются по кругу в хороводе, а кот в соответствии с содержанием песни придумывает свои движения. И хотя литературный текст подсказывает, что нужно делать коту (ходить, притаиться, спать и т. д.), каждый ребенок может найти свои способы выражения образа. Этому способствуют игры и упражнения на развитие выразительности движений и мимики у детей. Например, в упражнении «Яблоки», детям предлагается ситуация, они передают её мимикой и пантомимикой: «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое, вы широко открываете рот и кусаете яблоко. «Фу! Оно горькое». Вы берете второе яблоко, кусаете: «Ой! Оно кислое». Берете третье яблоко, кусаете — «сладкое». Дети с удовольствием передают не только драматические образы, но и музыкальные, определив характер прослушанной музыки, они способны сделать вывод: колобок может катиться или бежать, подпрыгивая, снежинки могут двигаться стремительно или плавно — все это подсказывает музыка. Старшие воспитанники активнее участвуют в театрализованной деятельности, у них совершенствуются образные исполнительские умения, развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Побуждая детей к выразительности движений, следует поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. Поэтому, на занятиях, используются творческие задания, в которых дети учатся находить свои оригинальные решения. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, характеристика действий, совершаемых предметами; явлениям, их значению. Дошкольники сравнивают героев, выявляют отличительные признаки предметов, которые «оживают» в театрализованных играх.

Воспитатель организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения. Наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть.

В самостоятельной деятельности дети разыгрывают небольшие сценки и представления, используя такие виды театра как пальчиковый театр, бибабо, театр на ложках, настольный театр, театр на фланелеграфе и др.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются. «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дошкольники начинают чувствовать ответственность за успех игры. Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению атрибутов, костюмов. Ребята с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок.

Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и

Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д.

Таким образом, театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предоставляет детям возможность проявить свои индивидуальные творческие способности в самых разнообразных областях.

Список литературы:

1.  Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2.        Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.

3.        Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.

4.        БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

5.        Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М., 1989.

6.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

7.        Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская  Издательство ОМС, 2013  213 с.

8.        Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.

9.         Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

10.         Зацепина, М.Б «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера» 2010г.-125с.

11.         Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.

13.         Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

12.         Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

13.         Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...

План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ  ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...

"Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка...

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию)

1. Актуальность темы. Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ...