Конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гриненко Елена Николаевна

НОД с детьми  подготовительного возраста по формированию познавательго - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_otkrytoe.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Могут ли колебания распространяться. Проигрыватель и свеча.

Цель: Подвести детей к предположению о том, что колебания могут распространяться.

Задачи: 

- продолжать формировать устойчивый интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности детей;

- продолжать развивать способность анализировать, делать выводы;

- совершенствовать связное высказывание;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.  

 

Оборудование: Проигрыватель, свечка, спички.

Организация работы: Индивидуальная работа. Педагог сам зажигает свечу и контролирует работу детей со свечой.

Ход занятия:

1) постановка проблемы

-  Как вы думаете, могут ли колебания распространяться? Что будет, если поднести зажжённую свечу к включённому проигрывателю?

2) поиск путей решения проблемы

 Выдвигаются предположения о том, что пламя горящей свечи, стоящей близко к динамику проигрывателя, воспроизводящего музыку, будет двигаться.

3) проведение опыта   

Инструкция педагога: - Поднесите зажжённую свечу к динамику проигрывателя.  

4) обсуждение увиденных результатов

- Подтвердились ли ваши предположения?

Дети обсуждают, то, что они увидели. Сравнивают свои наблюдения с опытами на прошлых занятиях.

5) формулировка вывода

  Пламя горящей свечи, стоящей близко к динамику проигрывателя, воспроизводящего музыку, насыщенную басами, будет двигаться. Движение происходит за счет колебания воздуха, происходящего от динамика. Колебания распространяются по воздуху.

                                                   Ход занятия 

Вводная часть.
Воспитатель:

-В повседневной жизни мы с вами окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек.

-Сегодня мы с вами продолжим разговор о звуке.

- Вспомните, и скажите, как создать звук?

 (Ответы:   С помощью предметов можно получить звуки:

удар по бубну, с помощью линейки,  постучать предметом, потрясти)

                                   Основная часть. 

Воспитатель:

 - Какое движение совершает предмет по которому ударяем? (он колеблется, колебательные движения). Колеблющиеся предметы издают звук или шум

Колебания очень хорошо передаются также и через кости скелета (камертон), колебания можно почувствовать ( удары по бубну)

 Как передаются колебания? (по воздуху).

- Что происходит с воздухом? (он вибрирует).

- Перед вами емкость с водой, у одного края емкости, опустите одну руку в воду, изобразите волны; понаблюдайте, что происходит с волнами? (предполагаемые ответы детей).

- Волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении «как  звуки».

- Возьмите мячи, попробуйте отбить мяч об пол с большого расстояния.

- А теперь с близкого.

-Что происходит с мячом? (он ударяется об пол и возвращается обратно).

- Похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.

Ребята давайте с вами немного отдохнем: 

Физкультминутка:

Весна


Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
 Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны

Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!

Воспитатель:

-Ребята отгадайте загадки:

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет — я посвечу. (Свечка) 

Это тесный тесный дом

Сто сестричек  жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть

Как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими…   (спичками)

  Myзыкaнт, пeвeц, paccкaзчик,

   A вceгo - кpyжoк дa ящик. (Проигрыватель, магнитофон)

Эти предметы  ( свечка, спички, роигрыватель)пригодятся нам сегодня для проведения эксперимента.

                                         

Воспитатель: -  Как вы думаете, могут ли колебания распространяться?

Что будет, если поднести зажжённую свечу к включённому проигрывателю?

(Выдвигаются предположения о том, что пламя горящей свечи, стоящей близко к динамику проигрывателя, воспроизводящего музыку, будет двигаться)

Воспитатель:

- Подтвердились ли ваши предположения?

Дети обсуждают, то, что они увидели. Сравнивают свои наблюдения с опытами на прошлых занятиях.

Вывод:  Пламя горящей свечи, стоящей близко к динамику проигрывателя, воспроизводящего музыку, насыщенную басами, будет двигаться. Движение происходит за счет колебания воздуха, происходящего от динамика. Колебания распространяются по воздуху.

Итог занятия:

Расскажите, что вы узнали нового ?

Что больше всего понравилось?

Понравилось ли вам проводить опыты?

Вы были сегодня самыми настоящими, знающими учеными. Мне было с вами очень приятно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...