Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Орлова Наталья Ивановна

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «айсберг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме «Лёд»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме «Лёд».

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста воспитателя ГБДОУ д/с 126 Орловой Натальи Ивановны по теме " Лед ".

Цель занятия: познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «айсберг».

Оборудование: картинки, изображающие туман, дождь, снег, лед, роса, снежинки, матушка- водица, банка, бутылка прозрачная, миска с водой, миска пустая, серия картинок «безопасность на льду».

Ход занятия:

Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении, садитесь удобно на стульчики. Сегодня я расскажу вам о Матушке - Водице и ее детях, а так же мы узнаем почему лед превращается в воду и как людям нужно правильно обходиться со льдом.

(Во время повествования рассказа показываю детям картинки в соответствии с текстом) .

Жила- была недалеко не близко, не высоко не низко, а здесь совсем рядом Матушка - Водица. У нее была очень большая семья: сыновья --Туман, Дождь, Снег, Лед, и дочери -- Роса, Снежинки.

У всех детей были разные характеры и все они любили разные времена года: кто весну и лето, а кто осень и зиму. Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, сейчас у нас зима. Зима - это суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть крепким и сильным. Дети Матушки- Водицы, которые любят зиму, тоже крепкие и сильные. Давайте познакомимся с одним сыночком Матушки - Водицы, который родился зимой, отгадайте про него загадку:

Осторожная лисица подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.

Было гладкое прозрачное стекло и на

Солнышке растаяло оно. (Лед)

Мы можем доказать, что, лед -- сын Матушки -Водицы.

Опыт первый:(показываю детям миску с водой) Ребята посмотрите, что находится в миске?

Посмотрите, какой вода формы? (Вода приняла форму миски) .

Опыт второй: (показываю детям бутылку или банку с водой.) Ребята посмотрите, что находится в бутылке? Какой она формы?

Вода может менять форму. Как вы думаете дети, почему?

Вода меняет форму, потому, что она жидкость. Какой формы емкость, куда налита вода, такую форму принимает вода.

А может ли вода быть твердой?

Подумайте, дети, что произойдет с водой, если ее сильно-сильно охладить? (Вода превратится в лед). Я накануне заморозила воду и посмотрите… получился лед. (Раздаю детям кусочки льда для рассматривания)

Какой лед? (Твердый, холодный, скользкий)

Можно ли лед лить как воду?

Давайте это проверим: лью воду

Кидаю лед

Вывод : лед лить нельзя. Лед сохраняет форму, лед — это твердое вещество.

А теперь, ребята, подумаем может ли лед плавать?

Давайте проверим: опускаю кусочек льда в миску с водой, дети наблюдают.

Вывод: действительно, лед может плавать в воде.

Какая часть льда плавает в воде? (Верхняя часть)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются АЙСБЕРГИ (показ наглядности). Если капитан корабля вовремя не заметил айсберга, то корабль может наткнуться на него и затонуть.

Физкультминутка: Ребята а вы любите зиму? Мы с вами крепкие и сильные как дети Матушки – Водицы.

Снег кружится, снег кружится, заметает все вокруг (пружинка, поочередные взмахи руками)

Ветер воет, веселиться, собирает снежный круг (взмахи руками над головой влево- вправо)

Раз, два, три, раз, два, три, снег в ледышку преврати (под счет поочередные прыжки на одной ноге, и замереть)

Дети пока мы с вами отдыхали, посмотрите, что же случилось со льдом? (Он растаял)

Почему растаял лед? (В комнате тепло)

Значит из чего же состоит лед? (Из воды)

Значит можно сказать, что лед сыночек Матушки – Водицы? (Можно)

Если лед в тепле растаял и превратился в воду, можно ли из воды обратно получить лед?

Что для этого нужно сделать? (Заморозить)

Ребята, подумайте, лед полезен?

Оказывается, лед нужен живым существам: рыбам, насекомым, растениям. (Показ наглядности). Если бы зимой поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое бы в реках и водоемах замерзло и погибло. Лед – это как одеяло, под таким прочным и толстым одеялом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.

А вот людям, взрослым и детям надо осторожно обращаться со льдом. Давайте с вами подумаем (показ наглядности)

1 картинка: лед нельзя брать в рот, потому что он холодный и можно заболеть

2 картинка: льдом нельзя бросаться, потому что он твердый и можно кого-нибудь поранить

3 картинка: нельзя ходить по льду на реках и водоемах, потому что можно провалиться

4 картинка: аккуратно ходи по улицам и смотри под ноги. Если видишь на дороге гололед – ступай осторожно или обойди.

А сейчас мы с вами попробуем сами сделать лед: вы выберите формочку какую хотите и нальете в нее воды, а я после занятия отнесу ваши формочки в холодильник, и вечером мы посмотрим, что у нас получилось.

Рефлексия: сегодня, ребята на нашем занятии мы познакомились со свойствами льда и выяснили, что он твердый, скользкий, холодный, выяснили, как лед помогает животным и растениям, а также вывели с вами правила осторожного обращения со льдом.