«Развитие собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира в соответствии с инновационной программой «Вдохновение»
статья

Карпенко Нина Адамовна

В нашем дошкольном учреждение внедряется и апробируется программа нового поколения «Вдохновение» и мы с нашими малышами стараемся использовать в образовательной деятельности отдельные технологии, методы и приёмы  – утренний сбор, метод самостоятельного выбора, приём принятия собственных решений и т.д. Тема опыта очень актуальна – потому что маленькие дети рождаются гениальными учениками.

Возможно, больше, чем любое другое время в жизни, раннее детство — это период бесконечных возможностей.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.    

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира - вопрос актуальный на сегодняшний день.  Целью деятельности является: развитие   собственных инициатив  детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений  в познании окружающего мира

Задачи:

-    развитие умений в удовлетворении детского любопытства через освоении окружающего мира;

- приобретение  нового опыта — самостоятельного и в содействии и сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, приобретения новых знаний;

- развитие  умений самостоятельно действовать в процессе взаимодействия  с другими;

-    поддержка собственных инициатив  и расширения спектра интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.А. Карпенко

МБДОУ «ДСКВ №46», г. Братск

«РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В СООТВЕТСТВИИ С ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММОЙ «ВДОХНОВЕНИЕ»

Ключевые слова: детская инициатива, исследовательский интерес, окружающий мир, инновация, индивидуальность.

В статье описана образовательная деятельность по развитию собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира. В условиях внедрения и реализации ФГОС ДО и инновационной программы Вдохновение»,  вопрос актуальный на сегодняшний день. В условиях решения педагогических задач по развитию умений в удовлетворении детского любопытства через освоении окружающего мира, приобретение  нового опыта — самостоятельного и в содействии и сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, приобретения новых знаний. В описании приведены  примеры о пяти вводных обучения детей раннего возраста, средства поддержки детской инициативы.

N.A. Karpenko

N.V. Korpacheva

MBDOU "DSKV No. 46", Bratsk

"DEVELOPMENT OF OWN INITIATIVES

YOUNG CHILDREN IN THE KNOWLEDGE OF THE SURROUNDING WORLD IN ACCORDANCE WITH THE INNOVATIVE PROGRAM "INSPIRATION"

Keywords: children's initiative, research interest, the surrounding world, innovation, individuality.

The article describes educational activities for the development of their own initiatives of young children in the knowledge of the surrounding world. In the context of the introduction and implementation of the Federal State Educational Standard UP to and the innovative Inspiration program, the issue is relevant today. In the conditions of solving pedagogical tasks for the development of skills in satisfying children's curiosity through the development of the surrounding world, the acquisition of new experience - independent and in assistance and cooperation with adults and other children, the acquisition of new knowledge. The description provides examples of five introductory training for young children, means of supporting children's initiatives.

 

В нашем дошкольном учреждение внедряется и апробируется программа нового поколения «Вдохновение» и мы с нашими малышами стараемся использовать в образовательной деятельности отдельные технологии, методы и приёмы  – утренний сбор, метод самостоятельного выбора, приём принятия собственных решений и т.д. Тема опыта очень актуальна – потому что маленькие дети рождаются гениальными учениками.

Возможно, больше, чем любое другое время в жизни, раннее детство — это период бесконечных возможностей.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.    

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. [2].

Развитие собственных инициатив детей раннего возраста в познании окружающего мира - вопрос актуальный на сегодняшний день.  Целью деятельности является: развитие   собственных инициатив  детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений  в познании окружающего мира

Задачи:

-    развитие умений в удовлетворении детского любопытства через освоении окружающего мира;

- приобретение  нового опыта — самостоятельного и в содействии и сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, приобретения новых знаний;

- развитие  умений самостоятельно действовать в процессе взаимодействия  с другими;

-    поддержка собственных инициатив  и расширения спектра интересов.

         

Необходимо напомнить  о пяти вводных обучения детей раннего возраста в познании окружающего мира:

- дети активно и по собственной инициативе познают окружающий мир

- дети исследуют окружающий мир, исходя из своих индивидуальных задач;

- ети изучают мир разнообразными путями;

- дети познают мир при помощи всех органов чувств;

- дети познают мир самостоятельно, но сохраняют при этом тесную связь со своим окружением. [1].

 Пространственные условия, создаваемые программой «Вдохновение», содействуют социальному взаимодействию между детьми (работа в группах, в малых группах, индивидуальная работа), между детьми и взрослыми, разнообразной активности детей.

Наши дети не использует предложенный им предмет по прямому назначению, детей мало интересует, для каких целей служит та или иная вещь. Они пытаются произвести с ней как можно больше возможных действий.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять — удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Не следует ругать ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался.

Мир и наполняющие его предметы в основном уже изучены, и ребенка начинают интересовать иные объекты — другие люди. Детей занимает различие между понятиями «мой» и «твой». На передний план выступает социальное развитие. Выделение отдельных временных отрезков с высокой «степенью узнаваемости» становится очень важной задачей, чтобы дети, не затрачивая много усилий на то, чтобы прислушаться, подождать чего-то или поразмыслить над чем-то, легко могли заметить, какая фаза дня начинается в данный момент.

Основой      познавательной      активности      выступают      познавательные потребности. Познавательная потребность также находит свое выражение в  форме   исследовательского   поведения,   исследовательской   активности   и инициативности, направленных на познание окружающего мира. [3].

Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира   и   собственных   возможностей,   что   стимулирует   его   дальнейшие интеллектуальные усилия.

Его познавательная позиция ребенка выражается в его исследовательской активности, результатами которой становятся получение нового знания и возможность дальнейшего развития опыта познания и деятельности.

Особенно важно использование разнообразие форм и    методов организации детской   познавательной деятельности, это:

- картосхемы, алгоритмы;

-моделирование ситуаций с участием персонажей;

-индивидуально-личностное общение с ребенком;

-поощрение самостоятельности;

-побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

-оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Это активное использование средств поддержки детской инициативы:

 – изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– рациональная организация предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Прямое обучение – объяснение,  показ игровых действий,  напоминание,  совместная деятельность с ребенком, включение воспитателя в игру малышей, образцов игровых действий и употребление предметов, для развертывания новых игровых целей,  развития сюжета.

Активно внедряем карту наблюдения за проявлениями  собственной инициативы в  познавательной деятельности игрового характера со следующими критериями:

- действует по собственной инициативе;

- выполняет без обращения за помощью к взрослому;

- осознанно действует (наблюдается аккуратность  в действиях, порядок);

- осуществляет самоконтроль (делает ли до конца, исправляет ли ошибку),

- способен переносить способы действий в новые условия. [5].

В этом учебном  году мы  используем  карты развития ребенка от 0 – до 3 лет по программе «Вдохновение», которые  дают достаточно емкое представление о ребенке, позволяют проследить динамику его развития на каждом возрастном этапе. Активно  используем дневник наблюдения для  фиксации наблюдаемых ситуаций и комментариев в контексте целеориентированной образовательной деятельности, со следующего года мы приобретём весь диагностический материал для детей и будем плотно работать в этом направлении. [4].

Тесное взаимодействие с родителями, вдохновляет на:

- создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим  на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Уже сейчас видны результаты работы.

- дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость;

- исследовательский интерес ребенка обязательно поощряется  — / это удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить/;

- наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы -  сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями развития  собственной детской инициативы, поддержания и развития  познавательной активности.

Перспектива дальнейшей работы: задача взрослых  в развитии самостоятельности  и инициативности ребенка раннего возраста — поддержка малыша в стремлении к любознательности, выбору, желанию,  необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в  образовательной деятельности

Литература

  1. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019 Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384) /дата обращения/ 11.01.2014/
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»),  

стр.  63, стр. – 188.

  1. Лидия Михайлова-Свирская: Организация образовательной деятельности в детском саду. Вариативные формы: учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Издательство «Национальное образование, стр. 29 – 48.
  2. Мишняева Е. Ю. Карты развития детей от 0 до 3 лет.– М.: Издательство «Национальное образование, 2017. – стр. 8 – 10.
  3. Петерман У. Наблюдение за развитием детей от 3 до 48 месяцев и протоколирование результатов: учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования /У. Петерман, Ф. Петерман, У. Коглин; под редакцией С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование, 2016. – стр. 78 – 79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего

Проект: «Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего»...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через познание окружающего мира на тему: «Фрукты»

Конспект занятия по  сенсорному развитию детеймладшего дошкольного возрастачерез познание окружающего мирана тему: «Фрукты»...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...