Перспективное планирование по познавательному развитию детей раннего возраста (Ознакомление с окружающим миром)
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Редькина Надежда Александровна

Ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

«Познавательное развитие»

Используемая литература:

- Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012. – 496 с.

- Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Первая младшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2020. – 128 с.

№ НОД

Тема

Сентябрь

1

Тема: «Давайте знакомиться»

Цель: формировать у детей первые навыки общения (взаимодействия), такие как приветствие друг друга и прощание; обозначить для детей признаки половой принадлежности. Вахрушев А.А., стр. 43.

2

Тема: «Наш детский сад»

Цель: уточнить для детей максимально понятную обзорную информацию о том, что и как они делают в детском саду; развивать внимание и наблюдательность. Вахрушев А.А., стр. 45.

3

Тема: «Как себя вести»

Цель: развивать коммуникативные навыки (умения взаимодействовать) и трудовые навыки; развивать мелкую моторику; обогащать словарь детей. Вахрушев А.А., стр. 47.

4

Тема: «Участок детского сада»

Цель: развивать ориентировку в окружающем мире; познакомить детей с оборудованием участка; объяснить назначение каждого объекта; закрепить знания детей о правилах поведения на площадке. Карпеева М.В., стр.27.

Октябрь

1

Тема: «Осень»

Цель: познакомить детей с основными признаками осени; познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев; развивать внимание, память, мышление; развивать общую моторику. Карпеева М.В., стр. 10.

2

Тема: «Пойдем гулять в лес»

Цель: дать первоначальное представление о лесе; познакомить детей с дарами леса (ягоды, грибы); учить правильно называть их, различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды; развивать познавательный интерес, внимание, память; речь. Вахрушев А.А., стр. 45.

3

Тема: «Дикие животные»

Цель: обогащать активный словарный запас детей по теме; учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам; обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих части тела, образными словами; развивать речевой слух, навыки фразовой речи. Карпеева М.В., стр. 38.

4

Тема: «Домашние животные»

Цель: уточнить и расширять знания детей по теме; учить детей отличать животных друг от друга по внешнем признакам; учить имитировать звукоподражания животных; обогащать словарь детей словами-действиями; продолжать учить строить предложения, отвечать на вопросы педагога; развивать речевой слух; побуждать проявлять активность и самостоятельность детей. Карпеева М.В., стр. 34.

Ноябрь

1

Тема: «Деревья»

Цель: дать детям первоначальные знания о дереве, его строении; учить понимать и использовать в речи понятия: «высокое», «низкое»; учить детей определять пространственное расположение предметов; развивать физиологическое дыхание, общую моторику; развивать мышление, память, воображение. Карпеева М.В., стр. 23.

2

Тема: «Фрукты»

Цель: расширять знания детей о фруктах; познакомить с обобщающим понятием «фрукты»; обучать умению сравнивать предметы методам зрительного соотношения; сортировать предметы двух различающихся размеров, учить понимать и использовать в речи понятия: «большой, маленький, высокий, низкий»; учить детей различать количество предметов, познакомить с понятием: «много»; развивать мышление, внимание, память; развивать общую моторику. Карпеева М.В., стр. 19.

3

Тема: «Овощи»

Цель: учить расширять знания детей об овощах; познакомить с обобщающим понятием «овощи»; развивать мышление, внимание, память; развивать общую моторику. Карпеева М.В., стр. 16.

4

Тема: «Во что играют осенью».

Цель: закреплять знания об осени, полученные на предыдущем занятии; развивать мелкую моторику и координацию движений рук; активизировать словарь; развивать зрительное внимание. Вахрушев А.А., стр. 54.

Декабрь

1

Тема: «Зима»

Цель: дать детям первые представления о зиме, познакомить с признаками зимы в природе; формировать обобщающие понятие «зима»; вовлекать детей в диалог; учить детей сравнивать предметы по величине, упорядочивать их от самого большого до самого малого; формировать знания детей о геометрической фигуре Круг; развивать мелкую и крупную моторику. Карпеева М.В., стр. 19.

2

Тема: «Одежда»

Цель: познакомить детей с названиями, назначением головных уборов и предметов одежды, ее детали; формировать представление и видах одежды соответственно времени года; развивать восприятие, зрительное внимание. Вахрушев А.А., стр. 170.

3

Тема: «Во что играть зимой»

Цель: закреплять знания о зиме, полученные на предыдущих занятиях; развивать мелкую моторику, координацию движения рук; активизировать словарь; развивать зрительное внимание. Вахрушев А.А., стр. 70.

4

Тема: «Что такое Новый год»

Цель: рассказать детям о предстоящем празднике, о главных гостях этого праздника – Снегурочке и Дедушке Морозе, о новогодних играх, забавах, подарках; вызвать у детей приятные эмоции, связанные с новогодним праздником; закреплять представление о лесных жителях; развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Вахрушев А.А., стр. 67.

5

Тема: «Праздник с игрушками»

Цель: уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (елка, елочные игрушки) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Вахрушев А.А., стр. 71.

Январь

2

Тема: «Звери»

Цель: расширять представления детей о зверях. Учить различать диких (волк, медведь, лиса, заяц) и домашних (конь, корова, свинья, собака, кошка) животных; развивать зрительное восприятие и внимание; воспитывать бережное отношение к животным. Вахрушев А.А., стр. 72.

3

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать представления детей о птицах, о их внешнем виде; обогащать словарь детей по теме; способствовать формированию игровой мотивации; содействовать интересу детей к объектам живой природы, формировать бережное отношение к ним; развивать общую и мелкую моторику. Карпеева М.В., стр. 49.

4

Тема: «Домашние птицы».

Цель: расширять знания детей о домашних птицах (курице, утке, петухе) воспитывать бережное отношение к птицам; развивать высоту голоса; развивать мелкую моторику. Вахрушев А.А., стр. 74.

Февраль

1

Тема: «Рыбы»

Цель: познакомить детей с понятием «рыбы», «аквариум»; формировать представления детей о строении рыб; продолжать учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: «много», «один»; содействовать интересу детей к объектам природы; развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений. Карпеева М.В., стр. 110.

2

Тема: «Дом, в котором я живу»

Цель: познакомить детей с основными правилами и нормами поведения в окружающей обстановке; учить ориентироваться в ближайшем окружении (знать свой город, улицу, узнавать свой дом, свою квартиру, находить свою комнату и т.п.); активизировать словарь. Вахрушев А.А., стр. 77.

3

Тема: «Дом и его части»

Цель: уточнить и расширить знания детей по теме, учить называть части дома; обобщить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате; создавать эмоциональный настрой детей; активизировать словарь детей; приучать детей слушать художественный текст, эмоционально реагировать на содержание. Карпеева М.В., стр. 64.

4

Тема: «Мебель»

Цель: познакомить детей с предметами мебели; показать их функциональное назначение; способствовать усвоению обобщающего понятия «мебель»; учить правильному употреблению предлогов «на» и «под»; обогащать словарь детей за счет глаголов. Карпеева‍ М.В., стр. 69.

Март

1

Тема: «Весна»

Цель: познакомить детей с весенним временем года, с основными признаками весны; приучать детей рассматривать иллюстрации, отвечать н6а вопросы педагога; развивать мелкую и общую моторику. Карпеева‍ М.В., стр. 81.

2

Тема: «Моя семья».

Цель: уточнить представление детей об их семье (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка); учить называть свое имя, имена близких; развивать зрительное внимание и мелкую моторику. Вахрушев А.А., стр. 78.

3

Тема: «Наше тело. Лицо»

Цель: уточнить и обобщить знания детей о строении человеческого тела, функциях частей тела; учить понимать мимику человека, его эмоции; учить детей координировать речь с движениями, развивать чувство ритма; воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, формировать культурно-гигиенические навыки. Карпеева‍ М.В., стр. 92.

4

Тема: «Приятного аппетита».

Цель: развивать культурно-гигиенические и трудовые навыки и умение взаимодействовать; развивать мелкую моторику; обогащать словарь детей. Вахрушев А.А., стр. 84.

5

Тема: «Посуда»

Цель: расширять знания детей о посуде, ее назначении; учить детей называть предмет и возможные с ним действия; продолжать знакомить с величинами в ходе практических действий, с понятиями «большой», «маленький», «средний» по величине; развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений; учить выполнять словесную инструкцию. Карпеева‍ М.В., стр. 87.

Апрель

1

Тема: «Игрушки»

Цель: уточнять и расширять словарь детей по теме; продолжать формировать обобщающие понятие «игрушки»; познакомить детей со сборно-разборной игрушкой пирамидкой; учить выполнять простые действия, снимать и нанизывать кольца, сравнивать предметы по величине, упорядочивать от самого большого до самого малого, продолжать закреплять представления детей о цвете; вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие; побуждать соотносить слово и движения. Карпеева‍ М.В., стр. 31.

2

Тема: «Транспорт»

Цель: познакомить детей с понятием «транспорт», расширять представления детей о классификации видов транспорта, формировать представление о его назначении; обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: «большой», «маленький»; учить называть части машины; продолжать закреплять знания детей о цвете; развивать мелкую и общую моторику детей; учить двигаться в разных направления группы, не наталкиваться друг на друга; слышать сигнал педагога и реагировать на него. Карпеева‍ М.В., стр. 58.

3

Тема: «В гостях у сказки».

Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словарь; развивать мелкую моторику и координацию движения рук. Вахрушев А.А., стр. 91.

4

Тема: «Цветы»

Цель: познакомить детей с некоторыми полевыми цветами, их строением; учить сравнивать предметы по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых предметов, развивать мелкую и общую моторику. Карпеева‍ М.В., стр. 114.

Май

1

Тема: «Насекомые»

Цель: познакомить детей с насекомыми «бабочка», «жук»; рассмотреть строение насекомых; продолжать учить слушать и понимать речь взрослого; упражнять в звукоподражании; учить выполнять упражнение на развитие правильного артикуляционного дыхания; формировать устойчивые представления о цвете; развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений. Карпеева‍ М.В., стр. 118.

2

Тема: «Скоро лето»

Цель: познакомить детей с понятием «лето», основными признаками лета; обогащать словарь детей глаголами, существительными; развивать умение выполнять длительный речевой выдох; развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движения. Карпеева‍ М.В., стр. 122.

3

Тема: «Во что играть летом»

Цель: закреплять знания о лете, полученные на предыдущем занятии; развивать мелкую моторику и координацию движения рук; активизировать словарь; развивать зрительное внимание. Вахрушев А.А., стр. 95.

4

Тема: «Давайте вспомним».

Цель: закреплять представления детей о людях, животных, цветах; тренировать в умении, различать цвет, форму, величину предмета и взаимосвязь между ними; сравнивать предметы; подбирать одинаковые и похожие предметы; подбирать одинаковые или похожие предметы; обогащать словарь на основе представлений об окружающем. Вахрушев А.А., стр. 98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью  развития их познавательной активности....

"Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с окружающим миром"

Статья о формах работы по ознакомлению дошкольников с темой "Овощи и фрукты"...

Доклад «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром». (из опыта работы)

В   настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавател...

Перспективное планирование в 1-й младшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром за первый период 2020-2021 года...

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

В статье обощен опыт работы по развитию интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром...

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста...