Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Гладченко Екатерина Дмитриевна

Проект: «Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_okruzhsreda_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «Тополёк» общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Проект:

«Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего»

Подготовили:

Бакланова О.А.

Гладченко Е.Д.

Г.Бердск 2014 г.

        

        Проект:

«Развитие речи детей раннего возраста через познания окружающего»

Вид проекта: познавательно-речевой , групповой        

Продолжительность: долгосрочный        

        Участник проекта: педагоги, дети 1 младшей группы и родители детей.

Актуальность: 

         Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем.

         С огромным вниманием и интересом ребенок ежеминутно наблюдает, самые простые и незначительные с точки зрения взрослого человека, явления и события, но для него это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой  информации.  Через познания  окружающей среды, стимулируется речь ребенка и таким образом пополняется словарный запас,  развивается    речь  и интеллект .

Так же детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и любовь  к семье, детскому саду, родному городу, а так же уважение к природе  и животному миру.

Цель: 

      развитие речи детей, через познания окружающей среды  по теме «Город» и «Деревня»

Задачи:

          - оформить  многообразную среду в группе , а так же создать необходимые условия, для ознакомление с окружающим его миром ;

-поддерживать у детей естественное желание познавать  и исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

-накапливать и обогащать речь ребенка в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

-дать первые представления о родном городе ( дома, городские улицы, транспорт) и о деревне (на примере макета «Деревенский дворик») . Побуждать рассказывать детей о том, где они живут. Способствовать усвоению понятия «домашние животные».

-уделять особое внимание формированию у детей бережного отношения к окружающему миру.

Предполагаемые итоги:

  • Создание речевой среды в группе, привлекательной для детей.
  • Обеспечить правильное представление о городе и деревне; помочь детям увидеть и понять их различия.
  • Научить рассказывать детей о том, где они живут, любить свой город .
  • Дать первые понятия о различных видах транспорта и о правилах безопасности на дорогах.
  • Правильно называть домашних животных (  их детенышей, находить отличия друг от друга). Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
  • Обогатить речевой словарь детей, через познание окружающего мира.

Подготовительный этап :

  • Предварительная работа:

-   рассматривание иллюстраций  и фотографий по данной теме;

- беседы о родном городе ( дома , улицы, транспорт), о деревне (дома, деревенский двор, домашние животные);

- знакомство с литературными произведениями

- использование сюжетно-ролевых игр, дидактических и т .д.

  • Оборудование и материалы:

- книги о животных, транспорте;

- картинки , иллюстрации, фотоальбомы;

- наборы игрушек «Домашние животные»;

- строительный материал;        

- строительный набор «Город» ;

- настольно-печатные игры;

- видио-аудиозаписи ( прослушивание звуков города и  живой природы, просмотр мультфильмов и короткометражных фильмов про животных, про городской транспорт)

- магнитная доска с персонажами сказок, сюжетных картинок и домашних животных

Основной этап:

  • Форма работы:

- игровая

- познавательная

-речевая

-продуктивная

-работа с родителями

Игровая деятельность(приложение №1):

 - сюжетно-ролевые игры: «Поездка на поезде», «Мы шофёры» и т.д

- подвижные игры  с проговариванием: «Самолеты», «Поезд»,«Автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Гуси-гуси», « Кошки- мышки», «Вышла курочка гулять», «Лошадки» и т.п.

- игры-драматизации по сказкам : «Репка», «Курочка –Ряба», «Колобок»

- дидактические игры: «Чей домик?», «Чей детеныш?», «Большой –маленький», «Кто что делает?» , «Один –много», «Лото» из серии окружающий мир и т.д

- строительные игры: «Гараж», «Заборчик для петушка», «Дом для зайчика»

Познавательная деятельность (приложение №2):

- Тематические занятия: «В гости к бабушке», « Город в котором я живу»

- Рассматривание иллюстраций «Домашние животные и их детеныши»,  «Городской транспорт» и фотоальбомов  « Мои домашний питомец», «Город в котором я живу», «Транспорт»

Речевое развитие (приложение №3):

- Беседы на тему «Город в котором я живу», «Городской транспорт», «Домашние животные», « Мой домашний питомец»,

- чтение художественной литературы : потешки , пестушки о домашних животных  и о деревенском быте;  стихи о городе и транспорте .

- придумывание продолжения сказок и рассказов о животных и по сюжетным картинкам

- беседы об элементарных  правилах безопасного поведения на дороге.

Продуктивная деятельность:

Лепка и рисование по теме «Город» и «Деревня».

Работа с родителями(приложение №4):

- помощь в изготовление фотоальбомов

- консультации по теме речевого развития детей раннего возраста : «Для развития речи и мышления ребенка — играйте с ним!», «Игры для развития речи ребенка 2-3 лет»

Заключительный этап.

Продукт проектной деятельности (приложение№5)

- изготовление  макета «Деревенский дворик»

- оформление группы «Город в котором я живу»

- создание»Волшебной коробочки»

- подборка игр для развития и коррекции речи детей

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации , которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности(игровой,  познавательной , речевой)

  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами домашних животных, дети проявляли интерес к познанию города, транспорта . Окрепло понятие уважения и бережного отношения  к окружающему его миру.
  • Возросла речевая и двигательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей
  •  Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-дети-родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Литература:

Радуга: программа и руководство для воспитателей 1 младшей группы. М.,1993г.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М.,2004г.

Радуга. В.В.Гербова.Учусь говорить. М.2001г.

О.А.Шорохова. Речевое развитие ребенка. Анализ программ дошкольного образования. М.2009г.

Д.В. №2-2009г., стр.22:  Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Д.В.№4-2009 Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.

О.А. Новиковская. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи.

Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения"....

Развитие речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие»

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...