Конспект НОД по экологическому воспитанию «Посади ёлочку"
материал (старшая группа)

 

Цель: способствовать расширению и углублению экологических знаний, формированию бережного отношения к живой природе.

Задачи:

1. Уточнить и углубить представления детей о ели. Учить распознавать ель по общему виду, стволу, веточкам, хвоинкам, шишкам.

2. Показать детям связи внутри живой природы (между елью и животными, между елью и человеком).

3. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).

4. Обогащать словарный запас по лексической теме «Деревья».

5. Содействовать становлению осознанно-правильного отношения дошкольников к ели как объекту живой природы.

Литература:

1. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М. : Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.

2. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М. : Изд. ООО Белый город, 2013. – 144 с.

3. Подрезова Т. И. Материал к занятию по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – 4-е изд. -М. : Айрис – пресс, 2009. -256с.

 

- Дети, Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (Ель)

- А где на территории детского сада растет ель? (дети отвечают, показывают).

- Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. А много ли мы знаем о ели. Давайте подойдем к ели и понаблюдаем за ней (Вместе с детьми подходим к ели, располагаемся полукругом возле нее. Даю время для осмотра ели).

- Я вам буду задавать вопросы и предлагать выполнить некоторые задания. Завтра на занятии мы будем рисовать ель, и вы хорошо нарисуете, если сегодня будете внимательны.

- Ель – это дерево или кустарник? Почему? (Дерево, потому что у нее один ствол и от него отходят ветки).

- Правильно, ель – дерево, смотрите какая она высокая и стройная. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная. Мы наблюдаем за елью обыкновенной.

- Почему ель называют морозостойким деревом? (Хорошо переносит морозы).

- Какой ствол у ели? (Прямой и высокий).

- Чем покрыт ствол ели? Посмотрите и потрогайте. (Кора темная, шершавая. Ствол покрыт колючей хвоей).

- Какая форма кроны у ели? (как треугольник).

Уточняю:

- По форме напоминает пирамиду. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные. Еловые ветви называют еловыми лапами. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет и падающий снег. Поэтому под елью всегда тень и снега не много, и на нем - сухие коричневые иголки и пустые шишки.

- Давайте рассмотрим еловые шишки. Возьмите в руки шишки. Что про них можно сказать? (Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки).

- Что есть в шишках ели? (Семена).

- Попробуйте достать семечко ели.

- Какие они? (Они мелкие и с крылышками).

- Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Ветер разносит их везде. Там где упадут семена, вырастут новые ели. Из семян ели вырастут ёлочки.

- У ели есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет. Затем они коричневеют, буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель «вечнозеленым» деревом.

- Давайте рассмотрим хвоинки у ели. (У ели хвоинки располагаются поодиночке. У ели темные хвоинки. Хвоинки ели короткие).

- Пощупайте осторожно хвоинки, покатайте их между пальчиками (показываю). Осторожно - чтобы деревцу не навредить и самим не уколоться. Что вы почувствовали? (У ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани).

- А вот новое и то, что вы пока не знали. Оказывается, снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания. У хвоинок есть дыхательные «окошечки» - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания. Поэтому ель морозо- и засухоустойчива.

- Как вы думаете, ель – это полезное дерево? (Да).

- Кому оно приносит пользу? (Птицам, животным и человеку).

- К ели полакомиться жуками-короедами прилетает дятел. Белка живёт в дуплах на ели. Питается семенами шишек. Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей–полевок. Полевки питаются семенами шишек. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов. Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра, снега и хищников.

- А в чем заключается польза ели для человека? (Используется для строительства домов. Из нее изготовляют мебель. Делают бумагу, карандаши. Дерево – это топливо (дрова).

- Ребята, ель растет долго, поэтому надо беречь все, что из нее сделано: мебель, игрушки, чистую бумагу.

- У еловой хвои есть аромат. Очень полезно дышать воздухом с еловым ароматом. Хвойные деревья, и ель, конечно тоже, выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории для оздоровления людей строят в сосновом бору.

- А еще на Новый год мы все украшаем елочку. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

- Дорогие ребята! Лес, ельник, – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

Берегите русский лес,

Он источник всех чудес.

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите русский лес!

- Давайте скажем ели «До свидания. Какая ты красавица! Расти большая нам, птицам и зверям на радость, а мы тебя – не обидим».

- Предлагаю вам поиграть. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Есть в лесу три полочки(хлопаем в ладоши).

Ели – ёлки - ёлочки (руки вверх, в стороны, вниз).

Лежат на елях небеса (руки вверх).

На ёлках – слышны птичьи голоса (приложить руку к уху).

Выполняем несколько раз.

Самоанализ наблюдения за елью

1. Можно ли назвать данный процесс взаимодействия с природой наблюдением?

Да, можно. На прогулке был реализован именно метод наблюдения, т. к. было обеспечено чувственное познание природы, организован непосредственный контакт детей с живым объектом - елью.

Этот процесс нельзя назвать рассматриванием, глядением, смотрением, рассматриванием, т. к. все это способы познания, опирающиеся лишь на зрение, активизирующие работу одного (зрительного) анализатора. Так, глядеть, смотреть, рассматривать, видеть можно и из окна, и по картинке в книжке. Эти процессы не предусматривают в обязательном порядке непосредственный контакт с природным объектом.

Наша программа организации наблюдения ориентирована не только на зрительное восприятии ели, она шире, т. к. обеспечивает «живое» взаимодействие с объектом природы, предполагает активизацию работы различных форм восприятия в комплексе : зрительного, тактильного, обонятельного. Мы обеспечили чувственное познание, задействовав в этом процессе различные органы чувств.

Следовательно, мы организовали процесс, который можно назвать наблюдением.

2. Является ли данное наблюдение экологическим наблюдением?

Организуя данное наблюдение, мы опирались на идеи С. Н. Николаевой: «Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию».

Поэтому, мы строим работу по экологическому воспитанию дошкольников, ставя задачи, связанные и с усвоением знаний (образовательные задачи) и с формированием отношения (воспитательные задачи) к объекту природы (в данном случае, ели). Наличие двух составляющих в нашем наблюдении : знания и отношения, – позволяет нам отнести данный вид наблюдений к категории - экологические наблюдения.

3. Реализованность целей и задач наблюдения?

Цели и задачи данного наблюдения сформулированы под влиянием работ С. Н. Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников. Цель и задача наблюдения поставлены четко и конкретно. Цель и задачи наблюдения за елью – реализованы. Этому способствовало содержание наблюдения и методы и приемы его организации.

4. Соблюдена ли структура наблюдения?

Структура наблюдения за елью – трехчастная.

Первая часть – организационная. Удалось собрать внимание детей, настроить их на наблюдение. Детям был задан вопрос о том, любят ли они отгадывать загадки, дана загадка о ели, предложено показать ее на участке ДОУ. Была сформулирована цель наблюдения. Длительность – 1,5 минуты.

Вторая часть – основная. Здесь работа была направлена на достижение целей и задач, активизацию мыслительной и практической деятельности детей, необходимой для получения сенсорной информации. Длительность – 10 минут.

Третья часть – заключительная. Поскольку наблюдение на прогулке – это не НОД, мы ограничились эмоционально-позитивным обращением к ели и игрой, имеющей тематическое единство с наблюдением. Длительность – 1,5 минуты.

5. Какие методы и приемы организации наблюдения использованы?

Основной метод – наблюдение.

Использовались приемы для выявления свойств, качеств, признаков, особенностей развития и состояния ели, установления необходимых связей: загадка, предъявление вопросов разной степени сложности, краткий рассказ воспитателя, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения. Все приемы были направлены не только на уточнение и углубление знаний детей о ели, но еще и на формирование отношение к ели, как объекту живой природы.

Использовалось поощрение.

Вывод. Наблюдение прошло успешно благодаря его подготовленности. Заранее изучена литература соответствующего содержания, продуманы цель и задачи, подобрано содержание наблюдения и методы (приемы) организации детей в процессе наблюдения. Нам удалось показать зависимость живых существ друг от друга (ель и птицы, ель и животные, ель и человек, их сосуществование друг с другом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по экологическому воспитанию «Посадим лук- он от семи недуг» средний дошкольный возраст

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Тюльпаны для мам посадим сами"

Данная НОД является практическим материалом для формирования навыков ухода за комнатными растениями; воспитания положительного отношения к труду, а также позволяет приготовить приятный подарок к дню 8...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию " Берегите ёлочку."

Природа - важная часть окружающей жизни. В воспитательной работе с детьми очень важно обратить их внимание на бережное отношение к природе, к деревьям в лесу, животным и птицам. Целью данного занятия ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для младшей группы "Посадим яблоньку"

Программное содержание:Расширять знания детей о растениях;дать представления о посадке деревьев;фор­мировать бережное отношение к объектам живой природы;формировать трудовые навыки....

Экологическое воспитание. "Посадили огород, посмотрите, что растет!"

Экологическое воспитание. "Посадили огород, посмотрите, что растет!"Огород на окошке....

Проект по экологическому воспитанию «Посади елочку»

наши детки внесли свой небольшой вклад в зеленое будущее нашего детского сада и города. Оказалось, что посадка дерева - не только полезное, но и очень увлекательное занятие, ведь дети узнали, как прав...