Консультация для старших воспитателей "Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ"
консультация

Методическое сопровождение имеет большое значение в становлении  молодого педагога, и является приоритетным направлением  деятельности методлической службы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением  и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации молодых педагогов. В консультации представлены направления, формы и методы работы с молодыми педагогами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2. Своё выступление я хотела бы начать словами великого советского педагога А.С.Макаренко:  «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

     Слайд 3. Мы все прекрасно знаем, что в настоящее время проходит модернизация всех ступеней образования, в том числе и дошкольного. И важным условием  модернизации является, конечно же, обеспечение  образовательных организаций квалифицированными кадрами.

 Слайд 4. Поэтому сегодня  так актуальна проблема
специалистов, молодых, активных и компетентных педагогов, которые смогут
реализовать федеральные государственные образовательные стандарты и
соответствовать профессиональному стандарту педагога. Период вхождения
начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью
для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдёт этот
период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель, как профессионал,
останется ли он в сфере дошкольного образования или найдёт себя в другой
сфере деятельности.  А вхождение молодых педагогов в профессию, во многом зависит от правильно организованного методического сопровождения, то есть от нас с Вами, в связи с этим нам необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в ДОУ.

 - Молодые педагоги сегодня, какие они, откуда приходят к нам в дошкольные учреждения и с какой  профессиональной компетентностью и мотивацией? Да и с какими проблемами сталкиваемся мы в работе с молодыми педагогами? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

 Слайд 5. - Я бы разделила молодых педагогов на три группы:

1 группа: педагоги со специальным профессиональным образованием, которые в основном заканчивают наш Каменский педагогический колледж, который всего лишь несколько лет готовит педагогические кадры для дошкольных учреждений, поэтому ещё не сформирована качественная система подготовки педагогических кадров. Да и получать образование идут лишь некоторые  по желанию, остальные, потому что нужно получить какую – либо профессию и приходят они к нам на год или два, а затем понимают, что профессия низкооплачиваемая, требует постоянного развития.

2 группа: педагоги, которые ещё получают профессиональное образование. Да они работаю, но в тоже время мы не имеем возможности  в полной степени погружать их в нашу профессию, так как  они должны посещать занятия, сдавать различные задания, зачёты и экзамены. Как говорится за двумя зайцами погонишься.... Поэтому мы вынуждены тоже делать им какие –то снисхождения.

3 группа: педагоги, либо с педагогическим образованием, либо с другим средним или высшим профессиональным образованием, которые сегодня без труда могут работать в дошкольном образовании, достаточно пройти дистанционно переподготовку.

 В связи с этим методическое сопровождение молодых педагогов является необходимым в нашей  профессиональной деятельности.

    Что же  мы понимаем под методическим сопровождением молодого специалиста?

    Слайд 6.  Правильно методическое сопровождение  - это разные виды методической работы по достижению поставленной цели.

  Слайд 7.  Целью методического сопровождения молодого специалиста является: — удовлетворение запросов молодых воспитателей  в создании личностно ориентированного пространства их профессионального развития, саморазвития, самореализации в процессе педагогической деятельности.

 Задачи:  

1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.

2. Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.

3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.

4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.

5. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

 Слайд 8. Главные элементы любого здания – это фундамент, стены, окна и крыша.

 А для молодого воспитателя – это его профессиональные качества:


 понимание современных задач учреждения;

 умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и
физического здоровья детей;

 проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребѐнка;
 умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметноразвивающую образовательную среду;

 умение осуществлять инновационную деятельность по внедрению
современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

 способность к самообразованию.

        Передо нами встаѐт нелѐгкая задача – помочь молодому специалисту
приобрести такие качества, чтобы они соответствовали стратегии развития
отечественного дошкольного образования, обеспечивая сохранение
самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Слайд 9. Очень важно знать, что в методическом сопровождении деятельности начинающих специалистов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации. Такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой организации, поэтому она не может разрабатываться для всей системы дошкольного образования.

 Первые дни профессиональной деятельности молодой воспитатель под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

Слайд 10. В современной интерпретации существуют различные формы и методы работы с молодыми педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти сложный путь адаптации. Их можно условно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Слайд 11. К традиционным можно отнести: проблемные семинары, семинары-практикумы, школу молодого педагога, творческие микрогруппы, индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей, дни открытых дверей, помощь педагогов-тьюторов, педагогические советы, анализ педагогических ситуаций, повышение квалификации.

Слайд 12. Инновационные формы - мастер-классы, творческие конкурсы, день молодого воспитателя, проектная деятельность, стажерские площадки, издательская деятельность молодого педагога, педагогический коучинг, проведение тренингов, супервизия, дискуссионные клубы, моделирование. Стержнем прогрессивных форм методической работы является активизация познавательной деятельности педагогов. Интерес к выбранной профессии, усвоение приемов работы с детьми и родителями, становятся результатом применения разнообразных форм работы с молодыми специалистами. Чтобы молодые специалисты могли раскрыть свои таланты, организаторские возможности и творческие способности нужны правильно подобранные формы методологического сопровождения.

Слайд 13.         Одной из эффективных форм работы является наставничество. Это одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе
которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы
под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в
передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому
человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание
помощи и поддержки.

Кто может стать наставником? Конечно же  педагог в большим опытом работы, настоящий профессионал своего дела. А всегда ли  опытные педагоги готовы передать свое мастерство молодому специалисту? Нет,  ведь это требует много времени, а главное умения научить и конечно же отсутствие мотивации. Поэтому нам старшим воспитателям при реализации данной формы методического сопровождения  так важно постараться наладить взаимодействие между опытным и молодым педагогами, мотивировать их на совместную работу.

Так, наставничество считается одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе. Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника.  

К задаче наставника относится не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с детьми.

Слайд 14. Педагогическая супервизия - оказание консультативной помощи педагогу в ситуации профессионального затруднения, коррекции и формирование профессиональных установок. Педагогическая супервизия бывает индивидуальной и групповой. Она способна не только диагностировать трудности личностно-профессионального самоопределения и предложить персональные способы решения возникающих проблем.

Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу.

 “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОО и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

      Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

       Технология  «Мировое кафе» позволяет виртуозно совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Мировое кафе применяется для решения комплексных проблем, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

 Существоует множество и других инновационных технологий методического сопровождения молодых  педагогов, которые можно активно использовать в методическом сопровождении.

Слайд 15. Сложный период адаптации молодых педагогов проходит под чутким контролем своих старших коллег, оказывающих помощь и поддержку в трудных ситуациях. Правильно выстроенная система работы, а не разрозненные мероприятия, позволила оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ни одно мероприятие  в ДОу  не должно  проходить без участия молодого специалиста.  Очень важно в  первые дни, год работы помочь  молодым специалистам построить адекватные отношения и с воспитанниками, и с коллегами, и с представителями администрации. Ведь первые годы работы молодого специалиста определяют  многое в его профессиональной и человеческой  судьбе.

Квик - настройка

Квик – настройка: это настрой педагога на успешную работу

     

     В жизни каждого из нас бывают моменты, которые  нас очень огорчают, приносят боль и заставляют  нас страдать. Причин для этого может быть множество: болезнь близких, семейные неурядицы, неудачи в личной жизни, хроническая усталость и т.д. Что помогает человеку справиться с ситуациями в жизни. Позитивный настрой, позитивное мышление - вот ответ на этот вопрос.

     Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Положительный настрой улучшает работоспособность и влияет как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие. Какие же существуют приемы, помогающие настроить себя на позитив. Вот об этом сейчас мы с вами и поговорим.

Квик-настройка – быстрая психологическая индивидуальная настройка педагога на успешную работу.

Квик-настройка одна из новейших интерактивных форм работы с педколлективом, она предполагает активность со стороны всех участников.

Наша профессия – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Она требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. 

Квик - настройки: «Какой я воспитатель»

(настрой на успешную работу)

Цель:   способствовать улучшению физического и эмоционального состояния педагогов, повышению работоспособности и укреплению позитивного отношения к профессии

Рекомендации:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик  против печали, противоядие созданное природой от неприятностей. 

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. 

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Упражнение "Яблоко и червячок"

ВедущийСядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Настройки могут применяться в разных моментах и сферах жизни:

- для позитивного настроя на новый день;

- в профессиональной деятельности, для настроя себя или воспитанников на плодотворную работу;

- для укрепления и сохранения здоровья;

- от усталости;

- и даже для похудения.

Квик-настройка в действии.

Приглашаю выйти 4 желающих для апробации квик-настроек. Участникам раздаются карточки с квик-настройками. Каждый по очереди произносит их.

  1. Я с любовью выполняю свою работу, и она приносит мне столько денег, сколько пожелаю.
  2. Я здорова, и мое здоровье крепнет с каждым днем. Я полна сил, мне легко двигаться, дышать, радоваться жизни. Чем больше энергии трачу, тем больше ее становится, ее достаточно для реализации всех моих планов и мечтаний.
  3. Мой вес – идеальный! Моя фигура вызывает восхищение! Я люблю себя и свой идеальный вес! Я излучаю молодость, здоровье и красоту!
  4. Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться. Будем радоваться друг другу.

Я с любовью выполняю свою работу, и она приносит мне столько денег, сколько пожелаю.

Я здорова, и мое здоровье крепнет с каждым днем. Я полна сил, мне легко двигаться, дышать, радоваться жизни. Чем больше энергии трачу, тем больше ее становится, ее достаточно для реализации всех моих планов и мечтаний.

Мой вес – идеальный! Моя фигура вызывает восхищение! Я люблю себя и свой идеальный вес! Я излучаю молодость, здоровье и красоту!

Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться. Будем радоваться друг другу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Петушок» Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольных образовательных учреждений Петрова И.В., старший воспитатель 2022 г.

Слайд 2

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…» А.С. Макаренко

Слайд 3

Модернизация образования – это процесс адаптации системы образования к современным государственно-политическим и социально-экономическим условиям развития страны, а также освоение модернизационного опыта образовательных систем высокоразвитых стран .

Слайд 4

Важное условие модернизации – это обеспечение ОО квалифицированными кадрами: молодыми, активными и компетентными педагогами, которые смогут реализовать ФГОС и соответствовать профессиональному стандарту педагога.

Слайд 5

Молодые педагоги:

Слайд 6

Методическое сопровождение - это разные виды методической работы по достижению поставленной цели

Слайд 7

Цель методического сопровождения молодого специалиста : удовлетворение запросов молодых воспитателей в создании личностно ориентированного пространства их профессионального развития, саморазвития, самореализации в процессе педагогической деятельности. Задачи: 1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации. 2. Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ. 3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс. 4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога. 5. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Слайд 8

Профессиональные качества молодого педагога:  понимание современных задач учреждения; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно - развивающую образовательную среду; умение осуществлять инновационную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;  способность к самообразованию.

Слайд 9

Система 1. 2. 3. 4. 5. ………….

Слайд 10

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ традиционные инновационные

Слайд 11

Традиционные: проблемные семинары, семинары-практикумы , школу молодого педагога, творческие микрогруппы , индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей, дни открытых дверей, помощь педагогов-тьюторов , педагогические советы, анализ педагогических ситуаций, повышение квалификации.

Слайд 12

Инновационные: мастер-классы , творческие конкурсы, молодого воспитателя, проектная деятельность, стажерские площадки, издательская деятельность молодого педагога, педагогический коучинг , проведение тренингов, супервизия , дискуссионные клубы, моделирование

Слайд 13

Наставничество передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Слайд 14

МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУПЕРВИЗИЯ БРИФИНГ ДЕЛОВОЙ БЛОКНОТ ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЯ «МИРОВОЕ КАФЕ» ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ»

Слайд 15

П ервые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического сопровождения молодого педагога

Программа педагогического сопровождения молодого педагога...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

Психологическое сопровождение молодых педагогов в образовательном учреждении

Психологическая адаптация педагога является важнейшим этапом профессионального развития личности. Для становления молодого педагога большое значение имеют ситуации затруднения, препятствующие активнос...

Методическое сопровождение молодого педагога в МАДОУ

В документе представлен пан методического сопровождения молодого педагога в МАДОУ на один учебный год....

План психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов с опытом работы до 3-х лет

План психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов с опытом работы до 3-х лет на 2020-2021 учебный год....

Наставничество как деятельное сопровождение молодого педагога ДОУ в работе с родителями. (из опыта работы)

На мой взгляд, наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагаю...