Сказкотерапия, формы и методы организации в ДОО
консультация

Воробьева Лариса Владимировна

Сказкотерапия – психотерапевтический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направлении на активность, самостоятельность творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний .

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстигнеева, А. и др.

Вачков И.В. Способы и приемы работы со сказками

Цитаты   Yagaya-Baba.ru › Все статьи › Цитаты   2017-01-06 09:25:00

 

  1. Чтение и последующее обсуждение сказок.
  2. Рассказывание сказки.
  3. Характеристика героев с формулированием своего отношения.
  4. Продолжение известной сказки.
  5. Изменение конца сказки.
  6. Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок.
  7. Включение в сказку персонажа из другой сказки.
  8. Рисование иллюстраций к сказке.
  9. Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов.
  10. Подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки.
  11. Подбор музыкальных фрагментов для каждого персонажа и музыкальной темы всей сказки.
  12. Мини-сочинения «Письмо герою».
  13. придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам.
  14. Словесное рисование.
  15. Драматизация.
  16. Сочинение сказок.
  17. Суд на персонажем.
  18. Ассоциирование с героями сказок.
  19. Рассказывание сказки наоборот.
  20. Создание сказки по имеющейся модели.
  21. Домысливание ситуации.
  22. Медитация на сказку.
  23. Метод диалогического рассказывания историй.
  24. Работа с «картами Проппа»

 В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением. Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций 

 ценность и эффективность сказкотерапии очевидна: 

 во-первых, в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть как поступить в какой-либо жизненной ситуациисказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен.

Во-вторых, в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора. 

 В-третьих, образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка.

 В-четвёртых, как правило, счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе».

В-пятых, в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого .

Рассмотрим особенности коррекционной сказки как метода воздействия на ребенка: 1

.Главный герой должен быть похож на ребёнка: пол, возраст, характер.

2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка.

3.Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок.

4.Герой встречает мудрого наставника, который объясняет смысл происходящего.

5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться [5].

Важность исследования проблемы заключается в том, что сказкотерапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться квалифицированным педагогом-психологом, который организует систематические занятия с детьми в индивидуальной и групповой форме. Особенно эффективно использование сказкотерапии родителями. При правильном использовании сказкотерапии ребенку будет оказана неоценимая помощь. Это позволит не только подготовить ребёнка к возможным жизненным ситуациям, но и решить возникшие проблемы. Языком сказки можно описать всё, что нас окружает [6]. Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работыпозволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе. В своем исследовании мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Исходя из этого, мы составили небольшой опросник для детей и их родителей. Вопросы, позволяющие выявить, какое значение оказывает сказкотерапия на развитие нравственных качеств ребенка, а также на развитие воображения, мышления и речи могут быть следующими:

Понравилась ли тебе сказка?

Как ты думаешь, о чём эта сказка?

Какой герой тебе понравился? Почему?

Что главное в этой сказке?

Как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок?

Что бы было, если герой не совершил этого поступка?

Чему тебя научила эта сказка?

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам.

Вопросы, позволяющие выявить, какое значение придают родители сказкотерапии:

1. Как часто Вы рассказываете сказки своему ребёнку?

2. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка?

3. Есть ли у ребёнка любимый герой?

4. Запоминает ли Ваш ребёнок сказки?

5. Просит ли ребёнок почитать сказку?

6. Помогает ли Вам сказка воспитывать ребёнка?

7. Просит ли ребёнок рассказать одну и ту же сказку несколько раз?

8. Объясняли ли вы ребёнку с помощью сказки, что такое хорошо и что такое плохо?

9. Менял ли ребёнок своё поведение после того, как вы прочитали ему сказку?

 

На основании беседы с детьми и родителями важно проанализировать, какие личностные качества развиваются у детей в процессе сказкотерапии, а также разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере дошкольников и младших школьников с помощью сказки. Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к сказке заключаются в том, чтобы родители постоянно формировали у ребенка интерес к сказке и представление о том, что сказка — это волшебная история со счастливым завершением. Родителям необходимо помнить, что выбор сюжетов сказок должен быть направлен на те сказки, которые предполагают осознание ребенком того, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Стоит помнить, что процесс чтения сказок и проигрывания их, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием и отождествлением с любимым персонажем, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. 

Основные приемы работы со сказкой

  1. Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретации того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкции сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершали бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказокПрием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке [18, с. 25].

Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел колобок».

  1. Переписывание сказокПереписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравиться сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д.

Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

  1. Постановления сказок с помощью кукол. Работа с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.

Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведения куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

  1. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления развития личности. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главным ее героям становятся сами дети.

Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

  1. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобное творческое задание рекомендовано для старших дошкольников.

К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам, активно развивается воображение, стимулирование творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы, они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших поде впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, методике музыкального образа, и драматизируют придуманную истории.

  1. Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу.

К этому возрасту, ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубоко понимания эмоционального подтекста сказки.

Состав группы. Программа рассчитана на дошкольников с нормой развития. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. Именное в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут провялятся особенно ярко.

Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем связной речи динамизируют ход сказкотерапии. Вместе с тем группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе с взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемой ситуации.

Условие пространства и времени. Наиболее удобное место дляпроведение сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещении (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождению лишней мебели, понадобиться лишь стульчики для группы людей и стульчик для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального цента. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятного сказывается на эффект сеансе сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15-20минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению продолжительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенное направленностью на словесное комментирование частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, придумай окончание и т. д.).после некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знаковые задания.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменится, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях когда игра эмоционально захватывает детей, взрослых должен, предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение и расслабление под музыку.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (Посмотри на что из сказки похоже?, Сделай кляксу капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и т. д.)

Сказки могут быть подобраны в виде цикла истории, связанных одними и теми же героями, с которыми происходит различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героем, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такого цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешно руководить каждым сеансом.

 

План проведения занятия может быть произвольным. Однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем происходит небольшое осуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего происходит ряд психотерапевтических игр, в зависимости от проблем детей, участвующих в группе. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.

 

Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка даёт несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь. 

Список используемой литературы

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2007. — 170 с. Сказкотерапия для детей. — Режим доступа: http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/ (дата обращения: 15.10.15)

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Режим доступа: http://vashabnp.info/load/85–1–0–1897 (дата обращения: 15.10.15)

 

Терапевтические сказки в работе с детскими страхами. — Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/terapevticheskie-ska... (дата обращения: 15.10.15)

 

Вачков И. В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъективного подхода в работе школьного психолога [Электронный ресурс] // Вестник 2010-. №2 (12) Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование). http://www.school.edu.ru/(дата обращение 5.10.2014).

  1.  

Кулинцова И. Прогоним детские страхи // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 24-31.

  • Купченко В. Е. Тренинг развития эмпатии у подростков средствами сказкотерапии / В. Е. Купченко, Н. Н. Терехова // Психология и школа. — 2009. — № 4. — С. 33-51.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...

Формы и методы организации детей при реализации образовательной области «Художественное творчество»

Содержание образовательной области "Художественное творчество"направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей ...

Формы и методы организации ручного труда дошкольников

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: какую поделку из природных материалов сделать для десткого сада? Из данной статьи вы узнаете, как...

Традиционные инновационные формы и методы организации взаимодействия с родителями

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Одной из задач является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах...

Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.

Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой....