Современные подходы в работе с одаренными детьми
консультация

Сохранение и развитие одарённости детей - как важнейшая проблема нашего общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы в работе с одаренными детьми

             Подготовила: Печенкина Нина Евгеньевна

           Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества.

        Одаренные дети с раннего возраста настойчиво тянутся к знаниям. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого 2-3 летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. К 3-4 годам они умеют читать, считать, хорошо двигаются, увлекаются разными умственными или творческими занятиями. С поступлением в школу таких детей, обнаруживается, что некоторые из них в умственном развитии уже далеко от своих ровесников.

       Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего  деятельного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 

«Если мы не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души, то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка …»

Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

  Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

     Существуют определенные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

2. Творческая одаренность - подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность. Современная педагогика классифицирует одаренность в зависимости от направления деятельности – это практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.

Выявление одаренных детей необходимо начинать в ДОУ и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А также создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся на всех ступенях обучения:
     При обучении и развитии одаренных детей в детском учреждении  важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Формы работы с одаренными:

  • Кружки по интересам.
  • Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня.
  • Участие в предметных неделях.
  • Исследовательская деятельность.
  • Работа по индивидуальным планам.
  • Развитие и обучение одаренных обучающихся.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:

1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.).

2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость).

3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).

Работа с одаренными детьми строится на следующих принцыпах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принципе возрастания роли деятельности одаренных детей через кружки.
  • принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принципе создания условий для совместной работы детей при минимальной роли педагога.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы.

- Система творческих конкурсов

- Творческие проекты (систематические творческие проекты по темам)

- тематические конкурсы, выставки;

- смотры художественной самодеятельности;

- спортивные соревнования разных уровней;

- опытно-экспериментальные работы;

- индивидуальные творческие задания;

- экскурсии в музеи, театры, на предприятия, достопримечательности, природу;

- мастер-классы: силами родителей, работников музеев

- социально значимые акции.

Следует признать нецелесообразным выделение одаренных детей в особые группы. Одаренные дети должны находиться вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития одаренных детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми необходимо использовать современные педагогические технологии – это:

  • ИКТ-технологии;
  • технология проектной деятельности;
  • игровые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология коллективной творческой деятельности;

Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:

1. Общение с одарёнными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках программы, предполагает творческую деятельность.

2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной,.

3. Привлекать способных творчески мыслящих детей к сотрудничеству..

4. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ребенка необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

Рекомендации для родителей одаренных детей

  1. Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  2. Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  3. Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
  4. Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  5. Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  6. Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  7. Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушкиигры и модели из любых имеющихся материалов.
  8. Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  9. Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  10. Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
  11. Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  12. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер....

Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми

Предлагается сценарий одного из ярких мероприятий городской творческой площадки для педагогов  - интеллектуальная игра-марафон «Игры разума», в которой приняли участие воспитател...

Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...