Чем вы можете помочь своему ребенку?
консультация (младшая группа)

Советы родителям по развитию речи у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_vy_mozhete_pomoch_svoemu_rebenku.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Чем вы можете помочь своему ребенку?

Если ваш малыш не говорит или отстает в речевом развитии, не следует ждать – попробуйте помочь ему самостоятельно. Не бойтесь начать занятия слишком рано – бойтесь опоздать! Занятия надо проводить ежедневно, желательно в одно и тоже время. Помните: все виды работы должны быть представлены в игровой форме, при позитивном эмоциональном настрое. Малыш должен заниматься с удовольствием, так же как и взрослый. Хвалите и поощряйте ребенка, радуйтесь вместе с ним каждому, даже самому маленькому шашку вперед! В заключение хотелось бы выделить важные особенности занятий с ребенком второго года жизни. Речь малыша надо развивать, используя все формы взаимодействия с ним. Обязательно ведите дневник речевого развития ребенка, отмечайте появление новых звукосочетаний, слов, варианты их произношения. Это поможет вам увидеть динамику развития речи, а в дальнейшем сослужит добрую службу в том случае, если все-таки возникнет необходимость занятий с логопедом. При разговоре с ребенком подавайте ему образец речи: правильно, медленно, четко артикулируйте слова, но не допускайте монотонной речи. Занимаясь с ребенком, ни в коем случае не настаивайте на выполнении задания, лучше вернуться к нему спустя какое-то время или создать игровую ситуацию, в которой ребенку хотелось бы его выполнить. Постоянно создавайте атмосферу игры, когда ребенку хотелось бы говорить. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, , так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры -потешки.



Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки « бегают» по столу. «Слоненок» - средний палец выставлен вперед, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок « идет» по столу. «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками, спичками. В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.п.). 

Советы ребенка взрослым

- Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно мне давать все, что я требую. Я просто вас испытываю. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чем-то.

- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как с взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.

- Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать, и мои интересы и уважать их.

- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если ее нет, то все равно не проконтролируйте, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.

- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

- Не обращайте внимания на мои дурные привычки. Это меня портит.

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. И узнал об этом раньше, чем вы думаете.

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему так поступаю.

- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие болезни. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания

- Не беспокойтесь, что мы проводим слишком мало времени вместе. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше.

- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же вами забывается.

Чем вы можете помочь своему ребенку?

Если ваш малыш не говорит или отстает в речевом развитии, не следует ждать – попробуйте помочь ему самостоятельно. Не бойтесь начать занятия слишком рано – бойтесь опоздать! Занятия надо проводить ежедневно, желательно в одно и тоже время. Помните: все виды работы должны быть представлены в игровой форме, при позитивном эмоциональном настрое. Малыш должен заниматься с удовольствием, так же как и взрослый. Хвалите и поощряйте ребенка, радуйтесь вместе с ним каждому, даже самому маленькому шашку вперед! В заключение хотелось бы выделить важные особенности занятий с ребенком второго года жизни. Речь малыша надо развивать, используя все формы взаимодействия с ним. Обязательно ведите дневник речевого развития ребенка, отмечайте появление новых звукосочетаний, слов, варианты их произношения. Это поможет вам увидеть динамику развития речи, а в дальнейшем сослужит добрую службу в том случае, если все-таки возникнет необходимость занятий с логопедом. При разговоре с ребенком подавайте ему образец речи: правильно, медленно, четко артикулируйте слова, но не допускайте монотонной речи. Занимаясь с ребенком, ни в коем случае не настаивайте на выполнении задания, лучше вернуться к нему спустя какое-то время или создать игровую ситуацию, в которой ребенку хотелось бы его выполнить. Постоянно создавайте атмосферу игры, когда ребенку хотелось бы говорить. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, , так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры -потешки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки « бегают» по столу. «Слоненок» - средний палец выставлен вперед, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок « идет» по столу. «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками, спичками. В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.п.). 

Список семейных норм и правил: 

1.     Родители определяют, что правильно, а что нет.

2.     Своеволие ребенка следует ограничить для его же пользы.

3.     Любовь связана с долгом.

4.     Родители – хозяева ребенка.

5.     Свободное выражение своих чувств, приветствуется и поощряется в семье.

6.     Интенсивное участие в жизни ребенка, опека, контроль – основные принципы воспитания.

7.     Родители заслуживают уважение, потому что они родители.

8.     Проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями.

9.     Любой член семьи может быть выслушанным и воспринятым серьезно.

10. Ребенок отвечает за настроение родителей.

11. Дети могут, открыто, не соглашаться с родителями по каким-то вопросам, отстаивать свою позицию, противостоять им.

12. В семье признается право открыто говорить о своих желаниях.

13. Каждый член семьи должен быть предметом внимания и симпатии со стороны других.

14. Высокая самооценка вредна для ребенка.

15. Ребенку необходима поддержка и одобрение взрослых и отстаивание своих интересов и прав перед другими людьми.

16. Требовательность по отношению к ребенку хорошо подготавливает его к жизни.

17. Для поддержания своего авторитета и уважения к себе, родителям необходимо стремиться быть правыми и в спорах с ребенком доказывать свою правоту.

18. Каждый член семьи сам устанавливает свои приоритеты, согласуясь с семейными нормами.

19. В семье соблюдается принцип свободного выбора: «Поступай, как хочешь,  чтобы потом не пришлось жалеть».

20. Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.

21. Требования родителей к ребенку всегда реалистичны.

22. Открытое выражение любви всеми членами семьи посредством прикосновений, объятий, жестов.

23. В семье признается право каждого на ошибку.

24. Сильные чувства вредны.

25. Спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Чем может помочь мама"

Консультация для родителей чтобы лучше помочь ребёнку адаптироваться в детском саду...

Как музыка может помочь вашему ребенку в будущей учебе

Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти, хорошо развивает ассоциативное мышление. Игра на музыкальном инструменте развивает   способность делить музыкальное произв...

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ

- Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю. Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. - Учите ребенка обращать внимание на то обсто...

Отношения родителей и детей. Как психолог может помочь родителям в воспитании детей

В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за...

Консультация для родителей. Чем может помочь мама

Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к решению  проблемы адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жи...

Чем вы можете помочь своему ребенку?

Если ваш малыш не говорит или отстает в речевом развитии, не следует ждать - попробуйте помочь ему самостоятельно. Не бойтесь начать занятия слишком рано - бойтесь опоздать! Занятия надо проводить еже...