Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
консультация (подготовительная группа)

В статье описана система работы  по ознакомлению дошкольников с будующими профессиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников

                                                                  Слайд 2

Вступление

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своем будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня врач, завтра – банкир и даже президент. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально- коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, для успешной реализации которых первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

 .

Слайд 3

Главная задача организации совместной деятельности по ознакомлению детей с профессиями взрослых заключается в том,  чтобы дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Учить ценить и уважать труд человека, возбудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Наряду с вышеизложенным выполняется задача по воздействию на поведение детей – вызывать у них желание трудиться, добросовестно и тщательно выполнять свою работу.

Трудовое воспитание всегда стоит на одном из важных мест среди воспитательно-образовательных задач, определенных обществом в целом.

Слайд 4

Трудовое воспитание  всегда стоит на одном из важных мест среди воспитательно-   образовательных задач, определенных обществом в целом.

         В программе «От рождения до школы» (под. Ред. Н.Е. Вераксы) говорится о том,  что надо:  

1.«Расширять представления о сферах человеческой деятельности(наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

2. Обогащать  представления детей  о профессиях. Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи и др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.

3. Дать представление о том, что с одним объектом культуры, производства, социальным объектом всегда связан целый комплекс разнообразных профессий(в театре работают: артисты, режиссеры, сценаристы, костюмеры, модельеры, декораторы, художники-оформители, билетеры, гардеробщики, охранники, уборщики и пр.)»

Особое значение отводится формированию представлений у детей о людях разных профессий. При их знакомстве с трудом взрослых воспитатель ориентируется на ту или иную профессию, определяя ее социальную значимость и необходимость для общества. Выбор профессии- ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека.

Нужно уже с младшего дошкольного возраста обращать в внимание на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада. Это позволяет детям установить контакт с взрослым миром.

Формирование системных представлений детей о людях разных профессий предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат его деятельности), вследствие чего ребенку легко установить связь между результатом труда и его трудовой деятельность. За свой труд взрослые получают вознаграждение.

Слайд 5

 

Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями закладывает основу ее выбора из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей.

 

В итоге ребенок готов к тенденциям общественного развития на современном этапе. Как же научить детей выбирать профессию по душе, чтобы в дальнейшем они смогли стать мастерами своего дела? Для этого необходимо начинать эту работу уже со второй младшей группы.

Как правило, дети в своих играх хотят быть похожими на своих родителей, отражая сложившуюся обстановку в обществе. На данный момент, в современном обществе, произошли изменения в отношении к труду, его значимости и функциям, что отразилось на процессе трудового воспитания. Исходя из теории дошкольного воспитания, всестороннее и гармоничное развитие воспитанников не может реализоваться без выполнения задачи трудового воспитания. Поэтому с помощью систематической работы по формированию представлений о людях разных профессий в дошкольном учреждении нас ожидает успешное развитие не только познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, но и воспитание нравственного отношения к миру, приобщение ребенка к человеческой культуре, социализации и формированию его личности.

Необходимо включать в работу разнообразные методы и средства формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Это и непринуждённая беседа, и непосредственно образовательная деятельность в игровой форме проведения: дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, этюды, сказки, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика и др.

Используя разнообразные методы, приемы и средства по формированию представлений о людях разных профессий с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, обеспечивается развитие детского мышления, установление простейших связей и отношений, интерес к трудовой деятельности взрослых, преодоление в ребенке замкнутости, застенчивости и нерешительности.

Слайд 6

Для эффективной работы по формированию понятий о людях разных профессий важно сохранить стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка. Ребенок должен быть партнером как своего воспитателя, так и родителей в совместной работе по формированию представлений о профессиях, используя следующие виды деятельности: составление картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр, подборки произведений художественного слова, пословиц, поговорок, загадок и т.д.

Слайд 7

Этапы ознакомления детей с профессиями взрослых

  1. Знакомство с термином «профессия».

Детям необходимо понять, что профессия- это дело, которым занимаются взрослые каждый день и которое полезно для других людей. Надо объяснить ребятам, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности

Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.

  1. Непосредственно образовательная деятельность с обязательным включением предварительной беседы, рассказа или просмотра фильмов, используя ТСО по данной профессии

Слайд 8

  1. Совместно-самостоятельная деятельность.

Это дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, этюды, сказки и другие формы работы.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому задачу по формированию понятий о людях разных профессий целесообразно решать в различных формах: как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне ее. Работу по формированию представлений о людях разных профессий строят с помощью традиционных форм и методов. Это будет эффективным при условии наличия разработанного перспективного плана, наглядного и методического материала.

Слайд 9

Экскурсии фото

Психологи определяют у детей дошкольного возраста преобладание наглядно-образного мышления, поэтому в опыте в большей мере представлены формы работы с детьми (экскурсии, наблюдения, встречи с людьми труда), где они могут увидеть воочию, как трудятся люди той или иной профессии, познакомиться с производствами и техникой, понять процесс трудовой деятельности, увидеть результат труда человека.

Живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудовой деятельностью имеет большое значение для создания положительного отношения к труду людей разных профессий.

Слайд 10

Сюжетно-ролевые игры, обыгрывание ситуаций.

Описанные примеры бесед, игровых ситуаций, практических заданий в опыте позволяют подвести детей к полноценному восприятию представлений о той или иной профессии, а затем с накоплением знаний перейти к практическому их использованию в обыгрывании различных ситуаций, сюжетно-ролевых игр. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Обобщая опыт, обязательно учитывают и то, что с помощью целенаправленного использования всех форм работы необходимо подвести детей к пониманию: любая трудовая деятельность взрослого имеет определенный результат труда для общества. Например, благодаря врачам мы остаемся здоровыми, у портных мы красиво и удобно одеваемся, парикмахер делает нам красивую прическу, военные нас всегда защищают от врагов. Ребенок должен понять, что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

В системе работы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью наиболее доходчивыми и убедительными являются живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивают максимальную действенность приобретаемых представлений. Наглядно воспринятое требует дальнейшей интерпретации. В процессе бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время проведения различных форм детской деятельности.

Слайд 11

Работы по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста строится на основе примерных образовательных программ дошкольного образования. По направлению знакомство с трудом взрослых педагогами ставятся следующие задачи.

В младшем дошкольном возрасте характерен естественный интерес к деятельности взрослых.

Задача педагогов – помочь детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов; дать представление о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр), из разных материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка, лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными инструментами (ножницы, иголки и пр.). Дать представление о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду (мытье посуды, полы, вытирание пыли, смена постельного белья, подметание дорожек и т.д.), во время наблюдения за трудом младшего воспитателя, дворника; понимание его направленности на заботы о детях и близких им людях. Побуждать к отражению полученных впечатлений в играх.

Слайд 12

В среднем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом младшего воспитателя, прачки, повара, дворника и других сотрудников детского сада уделяется внимание формированию представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья; приготовление пищи и т.д.), о труде взрослых в ближайшем окружении(магазин, почта, работы транспорта и пр.).

Дать представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению). Определить предметы бытовой техники, широко используемые дома и в детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.); значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчение труда человека.

Слайд 13

В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать представления о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т.д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерным для данной местности. Дать представление о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, пилот, фермер, менеджер, рекламный агент и пр.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда; о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).

Дать отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).

Обобщить представления о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: электросварщик, каменщик, маляр) и разных производствах (машиностроители – фермеры; фермеры – работники пищевой промышленности – продавцы и пр.), где ярко выражен обмен результатами труда.

Обобщить представления о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда, материальное благополучие семьи, ее бюджет, основные доходы и расходы.

Слайд 14

Реализация поставленных задач невозможна без комплексного подбора форм и приемов работы с детьми по формированию представлений о людях разных профессий.

При составлении перспективного плана работы по данной проблематике с детьми дошкольного возраста учитывается реализация трех направлений приближения детей к профессиям взрослых:

1)        приближение детей к труду взрослых;

2)        приближение работы взрослых к детям;

3)        совместная деятельность детей и взрослых.

К первому направлению форм работы с детьми (приближение детей к труду взрослых) относится непосредственно образовательная деятельность по формированию представлений о людях разных профессий. В проведении данной образовательной деятельности приоритетом является включение элементов мыслительной деятельности - проблемных ситуаций. Включены элементы здоровье сберегающих технологий: артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением произведений художественного слова, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять процесс трудовой деятельности взрослого, суть его профессии. С детьми старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность строится на практических навыках трудовой деятельности.

Здесь главный метод - наглядный, который необходимо умело сочетать со словесным методом (рассказы, беседы). Важную роль в формировании представлений у детей о людях разных профессий играет чтение художественных произведений. Своей образностью, эмоциональностью детская книга побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям, подобно им, хорошо трудиться. Для закрепления полученных представлений можно использовать художественное творчество детей. Например, предложить детям нарисовать представителей какой-либо профессии, после чего обязательно провести беседу по рисункам с целью определения уровня усвоенного материала.

Очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений о профессиях, потому что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду людей разных профессий. Правильно организованная и систематичная образовательная деятельность позволяет не только дать детям представление об особенностях труда людей разных профессий, но также развивает познавательный интерес к труду взрослых, желание наблюдать, воспитывает уважение, бережное отношение к результатам труда других людей.

Слайд 15

Ко второму направлению форм работы с детьми (приближение работы взрослых к детям) относятся экскурсии, наблюдения. Экскурсия детей на кухню детского сада, в медицинский кабинет и другие производства является действенным средством формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий. Но необходимо учитывать ряд условий по ее организации и проведению. Организуя экскурсию, целесообразно использовать в ее содержании занимательный материал (стихи, загадки, пословицы), что способствует ее увлекательности, эмоциональной насыщенности. В процессе экскурсии лучше организовывать встречи с людьми труда, дать возможность детям задавать им вопросы. Педагог во время экскурсии может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий. По возращении в группу с детьми можно побеседовать об увиденном. Беседы должны проходить в живой, непринужденной форме. При планировании проведения экскурсии следует обратить внимание на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребенка. Это в первую очередь профессии людей из ближайшего окружения, то есть труд сотрудников детского сада: повар, няня, врач, медсестра, дворник, шофер, воспитатель.

Правильно организованная и проведенная экскурсия выполняет следующие функции:

-        реализует принцип наглядности обучения;

-        повышает уровень научности обучения и закрепляет его в жизни, практике;

-        знакомит воспитанников с производством.

В процессе экскурсии дети не только обогащаются новыми впечатлениями, но и получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их подчеркнуто, комментируя каждую операцию.

Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают их любознательность, интерес, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.        

У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Слайд 16

К третьему направлению форм работы с детьми (совместная деятельность взрослого и ребенка) относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковая гимнастика, проекты и др., которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Игра - это естественная для ребенка форма обучения, которая позволяет сделать интересной работу на творческом уровне. Сюжетно-ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Игра является целью развития творческих и коммуникативных способностей ребенка. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их роли в сюжетно-ролевых играх.

Понимание элементарных представлений о профессии возможно в процессе подобной игры, в которой имитируется сюжет ситуации, модели поведения, возникает интерес и устремление ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности, это побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели. Сюжетно-ролевые игры, проводимые в детском саду, запланированы программой «От рождений до школы», указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характер сюжетно-ролевых игр.

Слайд 17

Кратко остановимся на используемых играх по ознакомлению с трудом взрослых в каждой возрастной группе.

 Во II младшей группе используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок, телятниц. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: постройка дома (работа строителей), перевозка пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх по теме «Транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты, но в нем могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан, штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, они учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретёнными из рассказов, картин, книг.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры. Форма их организации разнообразная: индивидуальная, групповая, подгрупповая. В самостоятельной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. Например, такие дидактические игры, как «Кто что делает?», «Профессии», «Угадай профессию», «Кому это надо?», учат детей классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности.

Грамотное планирование проведения дидактических игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о расширении их представлений о людях разных профессий

Слайд 18

Одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, т.к. основывается на личностно-ориентировочном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательным процесс интересным.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга. Зачем нужен лэпбукинг ребёнку?

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше   понять, и запомнить материал (если ребенок визуал)
  • Это отличный способ для повторения пройденного
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию (хорошо подготовится к написанию в школе рефератов)

Демонстрация лепбука.

Слайд 19

Разработанная система по формированию представлений о людях разных профессий позволит воспитателям последовательно обогащать детей знаниями о роли труда взрослых, о разнообразии профессий, современной техники в трудовой деятельности, связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве. Наши дети, получив определенный багаж знаний о мире профессий, в будущем выберут профессию по душе, будут проявлять активность и творчество в своей трудовой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...

Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.В наше стремительное время, школьники и их родители зачастую сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии. Основ...

Выступление "Особенности организации работы с родителями детей раннего возраста"

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

Консультация Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Ряд рекомендаций для воспитателей и родителей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к детскому саду....

«Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры»

Аннотация. Дошкольное детство – удивительный возраст! Можно мечтать о своём будущем, думать, кем быть, выбирая самые удивительные профессии. Свою мечту воплощать в играх: сегодня - врач, з...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....