Презентация "Социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР через театрализованную деятельность"
презентация

Нестеренко Инна Михайловна

Презентация  к педсовету "Социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР через театрализованную деятельность"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным. Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Каждый воспитатель в своей работе использует многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений. Одним из таких методов является театрализованная деятельность.

Слайд 3

Театрализованная деятельность- это способ получения и переработки впечатлений, знаний окружающего мира. Чтобы изобразить героя, ребёнок должен знать особенности и характер персонажа, понять причины его поступков, представить его состояние, чувства, его переживания, обстановку, в которой развиваются события, развивает воображение. Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям. Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.

Слайд 4

Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его. Происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы. Формируется воля, выдержка и самоконтроль. Ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия. В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях.

Слайд 5

2 1 Описание расстройств социально-эмоционально сферы детей с ЗПР Появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. Сложно сконцентрироваться на целенаправленной деятельности . Причиной этого является низкий уровень произвольной активности . 3 Проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов.

Слайд 6

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ЗПР, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями . Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей с ЗПР различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У одних это общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - повышенная возбудимость, раздражительность, гиперактивность, недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.

Слайд 7

Коррекция социально-эмоциональной сферы включает снятие агрессивности и тревожности, нормализация мышечного тонуса, преодоление неустойчивого настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успехи и неудачу, а так же на поражения и победы сверстников.

Слайд 8

С увеличением числа игрушек, широким внедрением компьютеров и компьютерных игр, резко сократилось стремление детей к совместной деятельности. В едь именно в ней происходит адекватное и полноценное личностное развитие ребенка и его социализация. Для того, чтобы поступление в школу не привело к дезадаптации, следует и в младшем в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделять развитию умения у детей эмоционально раскрепощаться, снимать «зажатость» и неуверенность в себе, обучать их внимательности и наблюдательности, а так же связной речи. И все это способны дать театрализованная деятельность, специальные игры, упражнения , позволяющие детям играть, чувствовать, фантазировать и сочинять .

Слайд 9

Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.

Слайд 10

Необходимо уделять большое внимание созданию условий в группе: Отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности. Подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, Приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. Изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму. Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения. В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки. Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.

Слайд 11

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию. Пальчиковый театр – незаменимый помощник в общении с детьми. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев. Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями. Основная задача – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми. В младшей группе дети поначалу испытывали затруднения при разыгрывании этюдов, стеснялись, чувствовали себя скованно. Постепенно они становились более раскрепощёнными, учились импровизировать, почти совсем избавились от стеснения, стали более открытыми, обрели уверенность в себе.

Слайд 12

Дети с ЗПР часто не распознают и не выражают, либо выражают неадекватно, даже основной спектр эмоций, дают слабый эмоциональный отклик на окружающие события. Они испытывают сенсорную и эмоциональную нехватку , эти дети остро нуждаются в дополнительном источнике положительных эмоций. Театрализованная деятельность служит одним из таких источников, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняет её яркими впечатлениями и радостью.

Слайд 13

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Слайд 14

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Слайд 15

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Презентация...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...

«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Выступление перед педагогами ДОО с мастер-классомна тему«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста черезтеатрализованную деятельность»Мастер-класс для педагоговЦель:обучение учас...

Эмоциональное развитие детей с ЗПР через театрализованную деятельность

Характеристика детей с ЗПР, структура занятий, найстрой детей на занятие,занятие,  варианты игр....

Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...

Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ

Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...