Развитие эмоционального интеллекта.
методическая разработка (средняя группа)

СУВОРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА

«Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами игр и упражнений»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка происходит с самого раннего возраста, с первых сказок, песен, общения с мамой и папой в семье. Поступая, в детский сад жизнь ребенка становится еще более наполненной новыми открытиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_doklad_rmo_1.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами игр и упражнений»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их.

ЦЕЛЬ:

Мы, воспитатели должны помочь взрастить эмоциональную зрелость в каждом ребенке. Научить малыша понимать свои эмоции, общаться, признавать чувства других.

Сегодня мы хотим показать, какие игры и упражнения, мы используем в наших детсадовских буднях для развития способностей ЭИ.

Это игры, предназначенные для развития базовых эмоций; для социально-эмоционального развития; стабилизации в период адаптации; эмоционального развития; релаксации и снижения негативного поведения.

Ни для кого не секрет бодрого утра, которое начинается с улыбки. И мы в нашей группе не изменяем традиции и каждый день начинаем с «Утреннего круга», который обеспечивает нам хорошее настроение, сближает и настраивает на доверительные отношения.

Давайте свами подарим друг другу лучики волшебного настроения! ПОКАЗ

Вот такое небольшое приветствие: «Доброе утро небо голубое, доброе утро солнце золотое, доброе утро белый снежок, здравствуй, здравствуй ты мой дружок! Т.о. тактильным приветствием мы создаем целостность нашего коллектива, создавая атмосферу уюта и радости. Формы приветствия можно придумать различные, главное условие сохранить позитивный настрой.

Далее, рассмотрим основные базовые игры по развитию ЭИ, их великое множество «Фантазеры», «Смайлы», «Компас эмоций», «Мое настроение» и др. все они предназначены для развития умения определять эмоциональное состояние свое и др.

Выбор этих игр индивидуален, ход понятен.

Для снятия эмоционального напряжения мы используем Нейрогимнастику и тренажеры, которые можно легко изготовить. Добавляем логоритмику.

ПОКАЗ, Например: От топота копыт пыль по пол летит.

Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, совместно со взрослыми.

Следующие занимательные игры «Зеркало»

Без слов показываем эмоцию с помощью мимики, ребенок рисует на экране. Это очень интересная игра на закрепление эмоций. В процессе игры часто грустное настроение сменяется веселым.

«Я радуюсь, когда...»

По очереди с ребёнком составляем список/ кидаем мяч/ складываем в мешочек камешки и т.д., можно с опорой на картинку, проговаривая

«Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты хорошая погода, события, мечты.

Игра –активатор доверия, воображения и душевного соприкосновения, способствует пониманию своих чувств и чувств др.

Далее упражнение

 «Отгадай эмоцию»-закрепление базовых эмоций. ПОКАЗ Посмотрите на экран, а теперь проверьте себя. 

 «Музыка и настроение», «Эмоциональные танцы»

Лучше всего для этой игры использовать классические произведения. Это релаксационные игры, для снятия тревожности, эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, оригинальности, ассоциативности мышления, формирования умения осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. Дети выражают свое эмоциональное состояние через движение, с помощью красок оставляют свои впечатления на бумаге.

В заключении упражнения на работу с эмоциями:

«Подушка злости и подушка добра», «Ведерко слез», «Калейдоскоп настроения» http://dubravushka110.ru/uploads/posts/2014-07/1406547900_dscn1168.jpg, «Мешочек радости и обид» и т.д.

Упражнения направлены на коррекцию агрессивного поведения, освобождении от негодования и принятие альтернативного поведения. На одной подушке мы вымещаем гнев, др замещаем, гладим ее и меняем негативные эмоции на позитивные.

Для закрепления эмоциональной устойчивости такие варианты «Копилка добрых дел», «Карта желаний», «Коллаж успехов»-это творчество, совместный досуг, рождение мечты. Доверие и радость общения- лучшие эмоции.

Игры и упражнения развивают способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность понимать эмоции других, способность генерировать эмоции. Дети с развитым эмоциональным интеллектом смогут принимать взвешенные решения и строить гармоничные отношения.

Рекомендации родителям:

-Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;

-Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Совместное чтение с ребёнком:

-Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;

-Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;

-Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»; 

-Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;

-М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;

-серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.

Актуальность. Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследо...

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Развитие эмоционального интеллекта у ребёнка

Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного и школьного детства, является уровень его интеллекта - ряда умственных (логических, вербальных, математ...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...