Индивидуальный подход в воспитании
консультация

Каждый ребенок индивидуален. Одинаковых детей не бывает. Значит и воспитывать детей надо с учетом особенностей развития каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod_v_vospitanii_rebenka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Индивидуальный подход в воспитании ребенка»

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшее тысячелетие зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далекие от педагогической профессии. За словом «педагогика» закрепилось два значения:

  1. педагогика – область практической деятельности, искусство, ремесло.
  2. педагогика – область научного знания, наука.

Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Воспитание – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом. Но и взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств.

Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг важнейших проблем современного развитого общества.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера. Все дети разные, они всегда удивляют нас своим поведением, своими интересами, способностями. Совершенно одинаковых детей нет, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. Поэтому чтобы дети лучше развивались, «открывались» полностью в общении с др. людьми, необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Каждый ребенок – это целый мир и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, радости и успехи, и немалую роль здесь играет педагог, который старается понять ребенка, опираясь на знания в области различных наук, а в основном – на педагогику. Педагог должен помочь ребенку, когда ему трудно, согреть его своей любовью.

Педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Песталоцци и Оуэн практически доказали важность индивидуального подхода в перевоспитании детей с дурными наклонностями, говорили о влиянии примера педагога. Водовозова Е.Н. указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка для того, чтобы уметь всесторонне анализировать поступки детей. Она предупреждала, что совершенно невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные. Этим она подчеркивала важность и необходимость индивидуального подхода к  каждому ребенку.

Крупская Н.К. говорила о значении индивидуального подхода в условиях воспитания в коллективе, а также о влиянии окружающей действительности, интересов, потребностей. Она подчеркивала, что изучение и понимание ребенка – это тонкий психологический процесс и каждому педагогу нужно им овладеть. При разрешении ряда педагогических проблем оказывается важен принцип индивидуального подхода к детям, как считал А.С. Макаренко. Он считал, что в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе.

Необходимо уметь заметить в человеке все достоинства и недостатки, его индивидуальность и из этого делать выводы, подбирать те или иные методы и средства для работы с определенным ребенком. Ведь, чем лучше мы узнаем ребенка, тем эффективнее окажутся наши попытки помочь ему в индивидуальном порядке. А для этого необходимо знать и владеть знаниями и методами педагогики, медицины, психологии и других наук, помогающих нам лучше понять ребенка, его особенности в определенном возрасте.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. Необходимо помогать родителям получить хотя бы минимум педагогических знаний. «По моему глубокому убеждению, - писал В.А. Сухомлинский, - педагогика должна стать наукой для всех». (Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с.26). Но, конечно, общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Очень важно, чтобы родители сами этого захотели и стремились к общению с педагогом, к познанию педагогической науки. Иначе, без обоюдного желания, работа будет неэффективной. Это является одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку. Нельзя разрешить многие вопросы воспитания, в том числе добиться положительных результатов в индивидуальном подходе, вне связи с семьей.

Индивидуальный подход нацелен на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков. При умелом и своевременном индивидуальном подходе можно избежать нежелательного мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Индивидуальный подход в игровой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается исключительно большое значение игры, важнейшей самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника, для его физического и психического развития, становления его индивидуальности, личности, а также формирования детского коллектива.

 Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, их интерес к игре и характер участия в различных играх. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. В подвижных играх с правилами, в дидактических играх, проводимых по заранее намеченному плану, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы.

Например, во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети прячутся за спины товарищей, проявляя чрезмерную осторожность.

От внимания воспитателя  такие проявления детей не должны ускользнуть: он должен поддержать нерешительных и поощрить смелых.

Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видов. В сюжетно-ролевых, творческих играх  обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре и объединить их. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может, смело опираться в руководстве играми. Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм: они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не вступают. Обычно это дети застенчивые и нерешительные. Отдельные дети, чаще всего легко возбудимые, неуравновешенные, равнодушны к коллективным играм, но увлекаются беспорядочной беготней. Другие предпочитают спокойные игры в одиночестве, они не проявляют к коллективным играм никакого интереса.

Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное в ней участие во многом зависят от особенностей личности ребенка, его темперамента. Педагогу необходимо использовать все средства вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой привлекают робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей. Известно, что большое значение в развитии игры имеет игрушка: она помогает вызвать интерес к игре, активизировать внимание, двигательную деятельность ребенка. Самой популярной игрушкой не только у младших, но и у старших дошкольников является кукла. В играх с куклой особенно проявляется индивидуальность детей, их склонности и интересы. Для поддержания интереса надо, чтобы каждая кукла имела имя. Не должно быть совершенно одинаково одетых кукол, так как шаблон и однообразие вызывает у детей скуку. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф. Устройство кукольной комнаты – начало игры. Воспитатель должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим – сверстникам и взрослым.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.

Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку поможет знание теории вопроса, хотя педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. В формировании личности ребенка индивидуальный подход имеет решающее значение, так как наедине ребенок становится более откровенным, открытым, и родителям, а особенно педагогам надо знать и уметь использовать педагогические знания, чтобы не навредить ребенку. Вот тут на помощь приходит педагогика. Творческая задача воспитателя – отобрать  из общего арсенала педагогических средств те, которые действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Личностный подход к детям второго года жизни, при поступлении в детский сад (адаптационный период первой младшей группы)...

"Индивидуальный подход в воспитании ребенка"

Рассказано об индивидуальном подходе в воспитаниии ребенка...

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка

Воспитатель должен помочь каждому ребёнку, пришедшему в детский сад. Для этого он должен изучить индивидуальные особенности, возможности детей. На основе своих знаний и умений оказывать помощь ребёнку...

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. ...

Индивидуальный подход в воспитании детей

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного ...