Проект "Здоровье дошкольников: от профилактики до преодоления отклонений"
проект (старшая группа)
Проект «Здоровье дошкольников: от профилактики
до преодоления отклонений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektzdorove_doshkolnikov_ot_profilaktiki_.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»
630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, 47
тел.: 8 (383) 246-21-00, 246-20-73
E-Mail: ds_100_nsk@nios.ru
ПРОЕКТ
«Здоровье дошкольников: от профилактики
до преодоления отклонений»
Авторы проекта:
Самойло Лилия Николаевна,
педагог-психолог
Сальникова Татьяна Васильевна,
воспитатель
Кондратьева Марина Геннадьевна,
воспитатель
Новосибирск, 2020
Постановка проблемы
Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению здоровья. Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе и психологического, отражен в нормативных документах: Законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологически здоровый человек – человек спонтанный и творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир. Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека, а также это гармония между человеком и окружающими людьми, природой.
Психологическое здоровье детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется общим законам, все же имеет свои особенности, как по физиологическим, так и социальным причинам. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют как соответствующие конкретному диагнозу нарушения, так и общие нарушения. Н.М. Назарова отмечает, что «к числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся: замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития моторики, недостатки речевого развития и мыслительной деятельности, недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях, недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих), низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением».
Формирование психологического здоровья детей с ОВЗ имеет сложную структуру, трудности социализации и адаптации. Поэтому возникла необходимость тщательного анализа уровня психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и с целью профилактики и преодоления отклонений в психологическом здоровье, следовательно, оказание помощи в достижении относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению и коррекции психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.
Актуальность
Актуальность проблемы обусловлена наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы полноценного развития ребёнка как активного субъекта своей жизнедеятельности и оказания квалифицированной психологической помощи в данном направлении.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье имеет огромное значение для полноценного функционирования личности, адаптации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе, и формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.
Практическая значимость проекта определяется попыткой достучаться до сознания каждого участника проекта, что психологическое здоровье каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формируется при непосредственном общении со сверстниками, педагогами, родителями, свое влияние оказывает психологический климат, который окружает ребенка, стиль воспитания и взаимодействия в семье, а также важность вовремя начатого процесса восстановления психологического здоровья в условиях направленной коррекционной помощи со стороны специалистов.
Цель
Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье дошкольников с помощью создания системы сопровождения ребенка в детском саду.
Задачи
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей и оценить их возможности;
- разработать систему мероприятий по профилактике и преодолению отклонений в психологическом здоровье детей;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ;
- повышать психологическую компетентность воспитателей по вопросу создания психологического комфорта детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада;
- просвещать родителей, оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Нормативно-правовые | - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», - Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях – СанПиН 2.4.1.3049-13. |
Материально-технические | Компьютер, принтер-ксерокс, расходные материалы для принтера, видеокамера, фотоаппарат цифровой, канцелярские товары (бумага, скотч, ватман, клей, маркеры, гуашь и др.), сенсорное оборудование |
Кадровые | Педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Информационно-методические | Методическая литература, буклеты, памятки, раздаточный материал, картотека игр, передвижная библиотека |
Основные шаги по реализации проекта
№ | Этап | Содержание | Срок реализации |
1 | Диагностико-организационный | Сбор информации о семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья Первичная диагностика психологического здоровья детей с ОВЗ (лист оценивания О.В. Хухлаевой), исследование психолого-педагогических особенностей | Сентябрь-октябрь 2020 |
2 | Деятельностный | Открытое родительское собрание на тему «Семья как важный фактор психологического здоровья ребенка» Выставки «Все делаем вместе, все делаем сообща!» (привлечение детей с ОВЗ и детей-инвалидов) В рамках недели психологии «День открытых дверей» Детско-родительский проект «В здоровом теле – здоровый дух!» Картотека игр на взаимодействие, снижение негативных эмоций, Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ (игры, упражнения, задания, арт-техники, интерактивная среда) Тренинг с родителями детей с ОВЗ «Быстрая помощь при стрессе» Памятки, раздаточный материал Различные мероприятия в группах по социализации детей с ОВЗ (по плану) Тренинг для воспитателей «Властелин эмоций» Занятия по физической культуре Развлечения по плану Комплекты раздаточного материала «Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Клуб обсуждений «Где получить квалифицированную помощь специалистов» Информационно-методическое обеспечение Рубрика «Вы спрашивали, мы отвечаем» (проблема заявляется анонимно, ответ освещается на стенде группы) Индивидуальные консультации воспитателей и родителей | Октябрь2020-апрель 2021 |
3 | Аналитико-презентационный | Итоговая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья Анкетирование участников; оценка эффективности Презентация проекта | Апрель-май 2021 |
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
В результате реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
- улучшится психологическое здоровье дошкольников, будут нивелированы отклонения в психологическом здоровье детей с ОВЗ;
- повысится уровень компетентности участников проекта в вопросах понимания особенностей детей с ограниченными возможностями;
- расширится поведенческий репертуар взаимодействия воспитателей с детьми и их семьями;
- улучшится психологический климат в группе и как следствие снизится риск возникновения отклонений в психологическом здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Участники и их функции
Участники проекта | Функции |
Родители воспитанников | Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, участвуют в совместной деятельности по плану проекта, помогают в пополнении РППС группы. |
Дети | Участвуют в мероприятиях проекта, занятиях, играх, выставках и т.д. |
Минимизация рисков
Для минимизации рисков необходимо предусмотреть вариант проведения мероприятий в режиме онлайн.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта
«Выпуск – 2021». Коллектив детей дружный сплоченный, каждый дошкольник в нем активный участник. Родители включены в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду"
Цель программы: Дать разностороннее и достаточно обемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых...
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
Раннее выявление и преодоление отклонений в речевом развитии детей, как основной фактор успешного обучения в старшем дошкольном возрасте.
в статье описаны особенности развития речевой и предметно-практической деятельности детей раннего возраста; предложена система приемов и упражнений по развитию речи и предметно-игровой деятельности де...
Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»
Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...
Консультация Нам по пути! Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника
Консультация Нам по пути!Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника...
Презентация "Здоровье дошкольников: от профилактики до преодоления отклонений"
Презентация "Здоровье дошкольников: от профилактики до преодоления отклонений"...
«Рекомендации родителям по профилактике и диагностике отклонений в развитии дошкольника»
«Норма и отклонения в развитии ребенка» Мечта всех родителей иметь здоровых и счастли...