Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников 5-6 лет
картотека

Корольская Ольга Николаевна

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_poznavatlnyh_protsessov_u_detey_5-6_let.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Повтори рассказ

Цель: развитие смысловой памяти детей дошкольного возраста.

Материал: варианты рассказов для запоминания.

Руководство:  Ребенку зачитываю рассказ, затем ребенка просят воспроизвести прослушанный рассказ как можно ближе к тексту.

При воспроизведении обязательно обратить внимание на точность воспроизведения. Если ребенок с рассказом не справляется, ему задают вопросы по содержанию. Важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа.

Послушай и запомни

Цель: Способствовать развитию слуховой памяти.

Материал: карточки.

Руководство: Ребёнку предлагается ряд слов (не связанных по смыслу друг с другом) (от 4-10), которые они запоминают, а потом воспроизводят.

Чего не стало?

Цель: способствовать развитию зрительной памяти.

Материал: предметы, картинки, игрушки.

Руководство: Ребёнку предлагается от 4 (до 9-12) картинок (предметов, игрушек), на которые он внимательно смотрит и запоминает. Затем закрываю глаза. Взрослый убирает 1 (2-4-5) предметов (картинок, игрушек). Ребёнок, открыв глаза, отвечает на вопрос: «Чего не стало?»

Прогулка в картинках

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания дошкольников.

Руководство: Во время прогулки на улице можно обращать внимание на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении попросите ребенка зарисовать те значки, которые он запомнил.

Кто это или что это?

Цель: Развитие мыслительных операций.

Материал: Наборы предметных картинок.

Руководство:  Перед ребёнком на столе расположены одинаковые картинки с изображением предметов: животных, овощей, фруктов, и т.д. Ребенок даёт описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, она отдаётся ребёнку.

Подбери пару к слову

Подбери пару к картинке

Цель: Развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия.

Материал: Мяч.

Руководство: Ведущий бросает мяч ребёнку и говорит; например, «игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает «кукла».

(Осень - дождь, овощи - репа, злаки - пшеница... и т.д.)

Варианты: 12-14 пар картинок, связанных между собой по смыслу, например, хлеб - колосок, стул - дерево, глаз - телевизор, нос - роза, очки - дедушка. Картинки лежат на 2-х столах, на одном дети берут картинку, на другом - подбирают пару.

Чем похожи?

Цель: Развитие мыслительных процессов.

Материал: Пары картинок (корова - лошадь, ворона - воробей, лыжи - коньки, молоко - вода, дождь - снег и др.)

Руководство: Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. За каждое правильное обоснованное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто заработал больше фишек.

Аналогично проводится игра «Чем не похожи картинки?»

Придумай загадку

Цель: Активизация прошлого опыта, мыслительной и речевой деятельности детей.

Руководство: Ребёнок загадывают любое слово (предмет, игрушку, посуду, животное и т.д.) и составляют его описание в форме загадки.

Остальные отгадывают о каком предмете идет речь.

Добавь слово

Цель: Развитие внимания, слуховой памяти.

Материал:

Руководство: Игру можно проводить с группой ребят, а также индивидуально.

 Ребенок называет какую-нибудь игрушку, взрослый повторяет это слово и добавляет свое, просить ребёнка повторить последовательность и добавить своё слово и т.д.

Найди отличия

Цель: способствовать развитию внимания детей.

Материал: картинки с изображением разных предметов.

Руководство: Внимательно посмотри на картинки (предметы), чем они отличаются?

Кто наблюдательнее?

Цель: Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста, наблюдательности.

Материал:

Руководство: Взрослый предлагает ребенку за одну минуту назвать пять предметов определенной формы (круглой, прямоугольной, квадратной, овальной, треугольной). Повторять предметы не разрешается.

Узнай предмет

Цель: учить детей сравнивать предметы между собой, способствовать развитию восприятия.

Материал: мешочек с различными мелкими предметами (пуговицы, конфета, ручка, катушка, шарик, кубик и др.)

Руководство: Задание ребенку - определить на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то можно попросить одного ребенка описывать каждый предмет ощупывая его, а второго (если несколько детей, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Расскажи о животных

Цель: Развитие структурности восприятия у детей дошкольного возраста.

Руководство: В течении 5 секунд показывать детям лист бумаги с изображением, например, белки, кошки, рыси, утки, совы. Попросить детей назвать, что нарисовано, рассказать об особенностях и различиях животных.

Составь картинку

Цель: развитие зрительного восприятия.

Материал: набор предметных картинок, открыток.

Руководство:

Ребенку предлагается по образцу составить целую картинку. Для игры необходимы целые карточки и те, которые надо разрезать.

Для детей 5-6 лет:

  1. собрать более сложные картинки;
  2. взять две одинаковые картинки, одну оставить в виде эталона, другую разрезать на 4-5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу.
  3. для ребенка 5-6 лет можно усложнить задание - сложить картинку по памяти, без эталона.

Нарисуй узор

Цель: способствовать развитию зрительного восприятия, мелкой моторики, совершенствовать умение действовать по образцу.

Материал: карандаши, листы бумаги на каждой ребенка, образцы.

Руководство: Детям предлагается по образцу нарисовать различные узоры.

Зашиваем ковер

Цель: развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Материал: картинки с разными узорами.

Руководство: Ребенку предлагается рисунок (ковер), на котором оказались дырки; возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать те, которые помогут закрыть дырки. Детям старшего дошкольного возраста предлагается не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку на ковре

Сделай так

Цель: развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Материал: кубики.

Руководство:

Ребенку предлагается построить из кубиков такое же строение, как у взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников

Буклет с подборкой игр на развитие познавательных процессов. Рекомендуется использовать как раздаточный материал к тематическому родительскому собранию в детском саду или учреждениях ДОД....

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников

Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПЕСКОМ

статья "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПЕСКОМ"...

Дидактические игры для развития познавательных процессов у дошкольников

Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавате...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...