Развитие познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры и упражнения.
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия №81» города Сыктывкара
ОПЫТ РАБОТЫ
по теме
«Развитие познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры»
Выполнила: Колосова Татьяна Васильевна
- Сыктывкар -
2013
Введение
Развивающие игры способствуют сообразительности, логики, пространственного воображения, математических и прочих способностей и приёмов мышления. При этом главное, на что обращается внимание – творчество: ребенок сам проходит через систему задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.
Актуальность проблемы заинтересованность детей и развитие познавательной активности, реализации ребенком творческой возможности ведя к пониманию закономерностей.
Цель работы: формирование и развитие способностей ребенка.
Суть использования игр:
- Ребенок погружается в мир игры.
- Ребенок вовлекается в игру, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
- Освоив новую игру, ребенок может заниматься самостоятельно.
- Перед ребенком ставятся ряд задач, которые постепенно усложняются.
- Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким уже сделанным заданиям или временно остановить эту игру.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствовать развитию его творческих способностей.
Задачи работы:
- Формирование гармонично развитой личности.
- Развитие математических способностей детей.
- Развитие интереса.
- Развитие навыков межличностного общения, умение самостоятельно решать комплексные задачи по математике.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие памяти, мышления и внимания.
- Расширение кругозора детей.
Особенности развивающих игр:
- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и т.д.
- Задачи задаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, устной инструкции, таким образом знакомят с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены в порядке возрастания сложности (от простого к сложному).
- Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач или нельзя подсказывать.
- Нельзя требовать и добиваться чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
- Решение задачи представляет перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно – образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в воспитании дошкольников.
Дети любят играть. Они с удовольствием помногу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут…учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
О важности использования дидактической игры в воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И.Грехова, В.А. Дрязгунова, Г.В. Кирикэ, А.С. Макаревич, Л.П. Молодова и другие. Значение проблемы обучения в игре в познавательном процессе настолько велико, что я сочла возможным обратиться к её рассмотрению ещё раз.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра и содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно – волевую сферу ребенка. Специфика этого компонента игры определяется возрастом дошкольников: конкретные правила, состоящие из одного – двух элементов в играх для малышей, от группы к группе усложняются, становятся более жесткими и, что очень важно, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Для детей, начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер. Это допустимо в случаях загадывания и отгадывания, узнавания, поиска, раскладывания по порядку. Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентировать на решение конкретных задач.
Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.
Обучающие игры математического содержания используются педагогами, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Такие игры помогают осознать уникальность и неповторимость каждого объекта.
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Работа с родителями:
- Оформление папки – передвижки «Развивающие игры по математике»;
- пополнение методического кабинета стихами, загадками, физ. минутками, считалками по математике;
- открытые занятия «Счёт до 5», «Игра – путешествие»;
- изготовление дидактических игр;
- изготовление раздаточного материала «Геометрические фигуры».
На протяжении двух лет я работала над решением развития познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры.
Основная цель моей работы – формирование и развитие мыслительных способностей ребёнка. В своей педагогической деятельности я использовала такие педагогические средства: специально – организованная среда; физминутки; игры (словесные и пальчиковые); работа с родителями; диагностика и контроль; папки – передвижки.
Важным моментом в работе является – предоставление возможности всем детям усвоить программу и показывать уровень развития дошкольников.
Я серьезно отношусь к знакомству ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками, что является одной из сторон чувственного познания. От уровня форсированности восприятия, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления зависит дальнейшее развитие.
Мне, как педагогу интересно наблюдать, как идёт развитие ребенка, какими путями ребенок достигает цели на поставленную задачу.
Для совершенствования организации игр и упражнений, которые способствуют развитию элементарных математических представлений, я использую игры с нестандартным оборудованием (бросовый материал), открытые занятия, работу с родителями.
При таком подходе дети и родители стремятся к воспитателю, который помогает им преодолеть трудности, возникшие при освоении материала, через консультации, игры, упражнения.
Задачи на перспективу:
- Закреплять и обогащать математические представления дошкольника;
- Развивать умения взаимодействовать с партнёром в новой для дошкольника ситуации;
- Помогать родителям через «включенное» наблюдение увидеть процесс математического развития собственного ребенка, оценить его достижения, коммуникативные навыки, выявить затруднения;
- Разработать увлекательные и познавательные игры через сотрудничество – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ;
- Использование игры «Блоки Дьенеша», стимулирующей математическое развитие.
Перечень используемой литературы:
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Изд., Москва. 2000г.
- Бондаренко Т.М. комплексные занятия в средней группе детского сада. ТЦ «Учитель»: Воронеж, 2012г.
- Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989г.
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). М.: Знание, 1994г.
- Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л. Большой учебник для маленьких учеников. 3-4 лет.
- Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л. Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет.
- Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1987г.
- Дъяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение 1991г.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2007г.
- Михайлова З.А. Математика от 3 до7. Санкт – Петербург, 1999г.
- Пенкина О.Б., Подосенова И.П. Развиваем внимание 3-4 лет.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань С-П, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47023.jpg)
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...
Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
1. Беседа о цветах первоцветах2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3. Чтение стихов о цветах4....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391541-1390766294.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391541-1390766294.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391541-1390766294.jpg)
Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.
Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/30/picture-971380-1514649689.jpg)
развитие познавательных процессов у дошкольников через формитрование представлений о числе
цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возрастаЗадачи:- формирование представлений о числе (количественная характерист...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558806-1420389882.jpg)
Методическая разработка «Развитие математических способностей у дошкольников через развивающие игры»
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. ...
Комментарии
Спасибо! Все очень подробно
Спасибо! Все очень подробно расписано, интересный материал.