РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПЕСКОМ
статья на тему

Тесля Галина Сергеевна

статья "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В ИГРАХ С ПЕСКОМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В ИГРАХ С ПЕСКОМ

Г.С. Тесля, Ю.В. Багирова, МКДОУ Поповский д/сад

Россошанского муниципального района Воронежской области[1].

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

К.Д. Ушинский

Уже давно была замечена любовь детей к песочнице. Там малыши начинают дружить со сверстниками, там ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал, лепить из него всевозможные фигуры, здания, города, отыскивать зарытые сокровища и просто сочинять сказки и рисовать их. Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. А если песок еще и запечатлевает все следы, оставленные малышом, то его вряд ли оторвешь от важных занятий в течение часов двух. Игры с песком - рекорд усидчивости для любого малыша.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать игры с песком в развивающих и обучающих занятиях.

Игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наряду с развитием мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков.

В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Кроме того, игра с песком широко используется психологами и логопедами, т.к. выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций).

Однако в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. В настоящее время игры с песком получили широкое распространение. Многие педагоги все больше стараются внедрять в свою практику нетрадиционные методы и приемы развития дошкольников. Одним из таких являются развивающие игры с песком.

Игры с песком разнообразны:

- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

- познавательные игры дают детям возможность узнать о многообразии окружающего мира;

- творческие игры позволяют детям проявить свою фантазию, способствуют развитию художественно-творческих способностей детей.

Основной принципы организации игр на песке - создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

Для проведения «песочных» игр, как индивидуальных, так и групповых, не понадобятся сложные или дорогостоящие пособия - можно вполне обойтись теми предметами, которые без труда можно найти в каждом доме или даже просто подобрать на улице.

Песок можно использовать круглый год. Дети очень любят такие игры. В течение всех летних месяцев они играют в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание, позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. С наступлением зимы можно не прощаться с играми в песке до весны. Сегодня многие детские учреждения имеют центры песка и воды.

В группе они должны располагаться в специально отведённом удобном месте для детей, привлекать их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.

В центре песка и воды используется следующее оборудование:

1) водонепроницаемый песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном и подсветкой для рисования на сухом песке;

2) «мини-песочница», чистый, просеянный песок;

3) «коллекция» (набор миниатюрных предметов и фигурок из «киндер-сюрпризов», люди (разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе), животные, игрушки – здания, деревья и другие растения, транспортные средства, различные формочки, геометрические фигуры, камешки, ракушки и т.п.);

4) сосуды для воды (мерные стаканы, помпы, лейки и т.п.);

5) цветной песок для аппликаций и поделок.

В настоящее время цветной песок, как материал для детского художественного творчества переживает настоящий бум своего развития. И не удивительно, ведь с помощью него дети могут создавать яркие и веселые картинки. Работая с разными оттенками песка, малыш учится отличать цвета, принимать те или иные композиционные решения, у него появляется чувство вкуса.Рисование цветным песком для детей имеет гораздо больший эффект, чем обычная гимнастика для пальчиков. Когда ребенок занимается, у него не только развивается мелкая моторика, но и интенсивно работает мозг. Ведь чтобы точно попасть песком в нужное место на раскраске, малышу нужно напрячь свои физические и интеллектуальные способности не меньше, чем при решении какой-либо задачки.

В заключение хочется ещё раз отметить большую воспитательную и развивающую роль песочных игр в работе с детьми детского сада. Используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно как

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. – М.: изд-во «Речь», 2005.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб., 2008.
  3. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2013.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. 2-е изд. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.


[1]© Тесля Г.С., Багирова Ю.В., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов через развивающие игры.

Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относится четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение....

Игры в которые играют родители. На развитие познавательных процессов.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ...

Картотека упражнений с использованием различных видов песка на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Песок очень удивительный материал. Он вызывает огромный интерес у детей. Работая с песком, психолог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем мелкую моторику; внимание, память, мыш...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...