Консультация для родителей и педагогов «Познавательное развитие детей с ОВЗ через игры с песком»
консультация

Матюх Марина Сергеевна

В данном материале размещена информация о том как с помощью игр с песко можно развивать познавательное развитие у детей с ОВЗ. Материал будет интересен как для педагогов ДОУ, так и для родителей детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Познавательное развитие детей с ОВЗ через игры с песком»

Уважаемые коллеги и родители!

Песок — это уникальная развивающая среда, которая открывает огромные возможности для познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Он является естественным стимулятором, а игра — ведущей деятельностью. Сочетание этих двух факторов делает песочную терапию мощным инструментом в коррекционно-развивающей работе.

Почему именно песок? Его преимущества для детей с ОВЗ:

1.Высокая мотивация: Песок притягивает детей сам по себе. Работа с ним не вызывает напряжения и сопротивления.

2.Тактильная стимуляция: Развивает кожную чувствительность, что напрямую связано с развитием нервной системы и мозга.

3.«Живой» материал: Песок сыпучий, он может быть сухим и мокрым, что позволяет ощущать разные свойства предметов.

4.Минимальная угроза неудачи: В песке нельзя сделать «неправильно». Это снижает тревожность и страх ошибки, что критично для детей с ОВЗ.

5.Регуляция эмоционального состояния: Песок успокаивает, помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, что создает основу для эффективного познавательного развития.

Направления познавательного развития через песочные игры

Сенсорное развитие (основа основ)

Что развиваем: Тактильное восприятие, зрительное восприятие, обоняние.

Игры и упражнения:

1.«Прятки в песке»: Ребенок ищет руками или кисточкой спрятанные игрушки, камушки, бусины. Учится различать на ощупь (гладкий-шершавый, твердый-мягкий).

2.«Волшебный мешочек»: Найти в песке на ощупь определенный предмет, соответствующий такому же в мешочке.

3.«Следы на песке»: Оставлять отпечатки ладоней, кулачков, разных предметов (шишки, формочки). Учим сравнивать отпечатки по форме и размеру.

4.«Сухой-мокрый»: Даем ребенку возможность потрогать и сравнить сухой и мокрый песок. Комментируем: «Этот сыплется, а этот лепится».

Развитие речи и представлений об окружающем мире

Что развиваем: Словарный запас, связную речь, знания о природе, животных, явлениях.

Игры и упражнения:

1.«Дикие/домашние животные»: Создаем в песочнице две среды: лес и ферму. Расселяем животных, проговаривая их названия, части тела, чем питаются.

2.«Путешествие на дно моря»: Прячем в синий-голубой песок (можно покрасить) ракушки, морских звезд, игрушечных рыб. Развиваем тематический словарь.

3.«Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем»: Ребенок создает в песке отпечатками или фигурками какой-то объект (гриб, машинку, солнце), а взрослый или другой ребенок отгадывает и называет его.

Развитие мышления, памяти, внимания

Что развиваем: Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, концентрацию внимания.

Игры и упражнения:

1.«Что изменилось?»: Перед ребенком выстраивается 3-4 фигурки. Он закрывает глаза, а взрослый что-то убирает, добавляет или меняет местами. Ребенок должен восстановить первоначальную картину.

2.«Сыщики»: Даем инструкцию: «Найди в песке все предметы, которые летают (или все красные, или все круглые)».

3.«Создай по образцу»: Взрослый строит простую композицию (например, домик с дорожкой и деревом), ребенок внимательно смотрит, а затем воспроизводит ее в своей части песочницы.

4.Классификация: «Разложи фигурки: слева — животные, справа — транспорт».

Развитие математических представлений

Что развиваем: Представления о величине, форме, количестве, ориентировке в пространстве.

Игры и упражнения:

1.«Большой-маленький»: Строим башни разной высоты, находим самую высокую и самую низкую.

2.«Геометрические прятки»: Прячем в песке геометрические фигуры. Ребенок находит и называет их: «Я нашел круг!».

3.«Счетный материал»: Используем камушки, ракушки, шишки для счета. «Положи слева 3 камушка, а справа — 2».

4.Ориентировка: «Положи шарик под горкой, спрячь машинку за домиком, поставь дерево между двумя камнями».

Развитие мелкой моторики и координации

Что развиваем: Мелкие мышцы кистей и пальцев рук, зрительно-моторную координацию.

Игры и упражнения:

1.Просеивание: Просеивать песок через сито, отделяя мелкие игрушки от песка.

2.Рисование: Рисовать палочкой, пальцем на выровненной поверхности песка.

3.«Дорожки»: Проводить прямые, волнистые, зигзагообразные линии от одного объекта к другому.

4.Лепка: Лепить из мокрого песка «куличики», шарики, колбаски.

Рекомендации по организации игр с песком для детей с ОВЗ

1.Безопасность прежде всего: Песок должен быть чистым, просеянным и (для младших детей) прокаленным. Следите, чтобы дети не бросали песок в лица.

2.Адаптируйте задание под ребенка:

- Для ребенка с РАС упрощайте речевую инструкцию, используйте визуальную поддержку (карточки PECS).

-Для ребенка с ДЦП предлагайте инструменты, удобные для захвата, или работайте «рука в руке».

-Для ребенка с ЗПР дробите задание на мелкие, понятные шаги.

3.Следуйте за интересом ребенка: Если он хочет просто пересыпать песок, не настаивайте на сложном сюжете. Начните с его активности и мягко ее усложните.

4.Комментируйте, но не вмешивайтесь: Называйте действия ребенка («Ты насыпаешь высокую гору»), но дайте ему возможность самому исследовать и творить.

5.Используйте дополнительные материалы: Вода, камушки, ракушки, шишки, мелкие игрушки, формочки, кисточки, сито — все это обогащает игру.

Заключение:

Песочница — это целый мир, где ребенок с ОВЗ может безопасно экспериментировать, исследовать, ошибаться и пробовать снова. Через, казалось бы, простую игру мы комплексно развиваем все ключевые познавательные процессы, закладывая прочный фундамент для дальнейшего обучения и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры».

Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры»....

Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры».

Назначение: данная консультация может быть полезна педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям.Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей.Задачи:...

Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"

"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»

Данная разработка мастер- класса  может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...